|
||||||||||||||
Познавательные способности человека ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Познавательные способности человека
Элементы математического знания (геометрические фигуры и числа) он считал не понятиями, а чувственными созерцаниями или наглядными представлениями, основанными на чувственном созерцании либо пространства (в геометрии) либо времени (в арифметике). При этом пространство и время он не считал объективно существующими самостоятельными сущностями .По Канту, пространство — это априорная форма внешнего чувственного созерцания, т.е. это врожденный для человека способ организации и восприятия чувственных впечатлений, получаемых от объектов внешнего мира. Мы не знаем, как устроены объекты внешнего мира и отношения между ними (это все «вещи сами по себе»). Но когда наши органы чувств получают какие-то ощущения из внешнего мира, уже на уровне чувственного познания эти ощущения за счет априорной формы внешнего восприятия — пространства — организуются так, что нам представляется, будто объекты расположены в пространстве определенным образом один относительно другого и что эти объекты сами имеют определенные пространственные характеристики (длину, ширину, глубину). Аналогично, время — это априорная форма внутреннего чувственного созерцания. Сам синтез чувственных данных, приходящих в сознание извне, из объективно существующего мира, с формой внешнего (пространство) или внутреннего (время) чувственного созерцания, присущего субъекту — человеку, называется у Канта трансцендентальной апперцепцией .Теоретическое естествознание есть область действия рассудка.В процессе познания происходит соединение (синтез) чувственного созерцания с категориями рассудка. Так, законы естествознания получают форму всеобщих и необходимых, т.е. синтетических априорных, суждений. Важнейшей предпосылкой такого синтеза является единство нашего сознанияМетафизика (теоретическая философия) есть область действия разума.Кант понимает разум как способность к умозаключениям, приводящим к образованию идей.По Канту, идеи — это понятия о безусловном. Но так как все, что мы получаем в своем опыте, всегда обусловлено, то идеи есть то, что не может быть воспринято чувствами в опыте.
|
||||||||||||||
|