|
|||
Трансцендентализм философии И.Канта. Учение о трансцендентальном и эмпирическом субъекте познания. Анализ механизма процесса познания. Априоризм и агностицизм И.Канта.Стр 1 из 2Следующая ⇒ №15. Трансцендентализм философии И.Канта. Учение о трансцендентальном и эмпирическом субъекте познания. Анализ механизма процесса познания. Априоризм и агностицизм И.Канта. Важнейшим этапом развития европейской философии стала немецкая классическая философия. Ее основоположником был Иммануил Кант В творчестве Канта различаются два периода: докритический(до 1770 г.) и критический.В докритический он в основном занимался проблемами естествознания, в критический им была сформулирована его философская доктрина критицизма. Критический период — учение о «чистом разуме». Основные идеи своего учения Кант сформулировал уже в «Критике чистого разума». В центре его внимания находятся проблемы гносеологии, и свое учение о познании, т.е. о «чистом», или «теоретическом», разуме он назвал трансцендентальной логикой. Для него несомненно существование Бога — Творца мира. Находясь в рамках чистого разума, мы можем быть уверены в существовании объектов только двух типов: внешнего мира и человеческого сознания. При этом существование нашего сознания для нас очевидно (вспомните декартовское «Мыслю, следовательно, существую»), а о существовании объектов внешнего мира мы знаем благодаря данным наших органов чувств, в которых фиксируется нечто, приходящее в сознание извне. Так как все, что мы знаем об объектах внешнего мира, — это их образы, отражения, явления в нашем сознании, то теоретический разум должен отличать сами эти объекты от их проявления в нашем сознании. Поэтому Кант вводит следующие понятия. «Вещь сама по себе* —это объект внешнего мира (или весь мир в целом) такой, какой он существует сам по себе. «Вещь для нас»—это образ (явление) объекта внешнего мира (или всего мира в целом), существующий в нашем сознании. Вещь сама по себе есть трансцендентная сущность, т.е. находящаяся за пределами нашего возможного опыт. Хотя внешний мир и объекты в нем («вещь сама по себе») есть источник чувственных данных, он, по Канту, в принципе не познаваем ни с помощью чувств, ни с помощью рассудка, поэтому Канта можно назвать агностиком.За пределами чувственного опыта и рассудочного познания существуют, по Канту, еще такие вещи сами по себе, как Бог, бессмертие и свобода. Кант считает их умопостигаемыми сущностями и предметом разума, но при этом не постижимыми для ума. Это подтверждает тезис об агностицизме Канта. Центральная проблема чистого разума. Всякое знание о мире, которым мы обладаем, выражается в суждениях (предложениях). А все суждения можно поделить, с одной стороны, на аналитические и синтетические, а с другой — на априорные и апостериорные. Аналитические суждения — это такие суждения, где то, что утверждается о некотором объекте, уже заведомо содержится впонятии об этом объекте. Например: «Все тела имеют протяженность». Это суждение является аналитическим, поскольку в понятие (материального) тела заведомо входит свойство «быть протяженным», и никакой непротяженный объект нельзя считать телом. Аналитические суждения — тавтологии, они не дают нам никакой новой информации об объекте. Синтетические суждения — это такие суждения, где то, что утверждается о некотором объекте, не содержится впонятии об этом объекте. Например: «Некоторые лебеди черные». Это суждение является синтетическим, поскольку признак «быть черным» не входит в понятие «лебедь». В аналитических суждениях то, что утверждается об объекте, логически выводимо из понятия об этом объекте; в синтетических суждениях то, что утверждается об объекте, как бы присоединяется к понятию этого объекта, синтезируется с ним. Априорные суждения — это до- и внеопытныесуждения, т.е. предшествующие соответствующему опыту и не зависящие от него. Апостериорные суждения —- это послеопытныесуждения, т.е. высказанные после того, как мы что-то узнали на своем опыте, и описывающие это опытное знание. Априорными являются все аналитические суждения, а, например, суждение «Некоторые лебеди черные», высказанное после открытия Австралии, является апостериорным. Кант различает у человека познавательные способности трех типов — чувственность, рассудок, разум,— каждый из которых он считает основным в соответствующей сфере знания).
|
|||
|