Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Трансцендентализм философии И.Канта. Учение о трансцендентальном  и эмпирическом субъекте познания. Анализ механизма процесса познания. Априоризм и агностицизм И.Канта.



№15. Трансцендентализм философии И.Канта. Учение о трансцендентальном  и эмпирическом субъекте познания. Анализ механизма процесса познания. Априоризм и агностицизм И.Канта.

Важнейшим этапом развития европейской философии стала не­мецкая классическая философия. Ее основоположником был Им­мануил Кант В творчестве Канта различаются два периода: докритический(до 1770 г.) и критический.В докритический он в основном занимался проблемами естествознания, в критический им была сформулирована его философская доктрина критицизма. Критический период — учение о «чистом разуме». Основные идеи своего учения Кант сформулировал уже в «Критике чистого разу­ма». В центре его внимания находятся проблемы гносеологии, и свое учение о познании, т.е. о «чистом», или «теоретическом», разуме он на­звал трансцендентальной логикой. Для него несом­ненно существование Бога — Творца мира. Находясь в рамках чистого разума, мы можем быть уверены в суще­ствовании объектов только двух типов: внешнего мира и человече­ского сознания. При этом существование нашего сознания для нас очевидно (вспомните декартовское «Мыслю, следовательно, суще­ствую»), а о существовании объектов внешнего мира мы знаем благо­даря данным наших органов чувств, в которых фиксируется нечто, приходящее в сознание извне.

Так как все, что мы знаем об объектах внешнего мира, — это их об­разы, отражения, явления в нашем сознании, то теоретический разум должен отличать сами эти объекты от их проявления в нашем созна­нии. Поэтому Кант вводит следующие понятия. «Вещь сама по себе* это объект внешнего мира (или весь мир в целом) такой, какой он существует сам по себе.

«Вещь для нас»это образ (явление) объекта внешнего мира (или всего мира в целом), существующий в нашем сознании.

Вещь сама по себе есть трансцендентная сущность, т.е. находя­щаяся за пределами нашего возможного опыт. Хотя внешний мир и объекты в нем («вещь сама по себе») есть ис­точник чувственных данных, он, по Канту, в принципе не познаваем ни с помощью чувств, ни с помощью рассудка, поэтому Канта можно назвать агностиком.За пределами чувственного опыта и рассудочного позна­ния существуют, по Канту, еще такие вещи сами по себе, как Бог, бес­смертие и свобода. Кант считает их умопостигаемыми сущностями и предметом разума, но при этом не постижимыми для ума. Это подтвер­ждает тезис об агностицизме Канта.

Центральная проблема чистого разума. Всякое знание о мире, которым мы обладаем, выражается в суждениях (предложениях). А все суждения можно поделить, с одной стороны, на аналитические и синте­тические, а с другой — на априорные и апостериорные.

Аналитические суждения — это такие суждения, где то, что утверждается о некотором объекте, уже заведомо содержится впонятии об этом объекте. Например: «Все тела имеют протяжен­ность». Это суждение является аналитическим, поскольку в понятие (материального) тела заведомо входит свойство «быть протяженным», и никакой непротяженный объект нельзя считать телом. Аналитиче­ские суждения — тавтологии, они не дают нам никакой новой инфор­мации об объекте.

Синтетические суждения — это такие суждения, где то, что утверждается о некотором объекте, не содержится впонятии об этом объекте. Например: «Некоторые лебеди черные». Это суждение является синтетическим, поскольку признак «быть черным» не входит в понятие «лебедь».

В аналитических суждениях то, что утверждается об объекте, логи­чески выводимо из понятия об этом объекте; в синтетических сужде­ниях то, что утверждается об объекте, как бы присоединяется к поня­тию этого объекта, синтезируется с ним. Априорные суждения — это до- и внеопытныесуждения, т.е. предшествующие соответствующему опыту и не зависящие от него.

Апостериорные суждения —- это послеопытныесуждения, т.е. высказанные после того, как мы что-то узнали на своем опы­те, и описывающие это опытное знание.

Априорными являются все аналитические суждения, а, например, суждение «Некоторые лебеди черные», высказанное после открытия Австралии, является апостериорным.

Кант различает у человека познавательные способности трех ти­пов — чувственность, рассудок, разум,— каждый из которых он считает основным в соответствующей сфере знания).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.