|
|||
ОПОЗНАННЫЕ ПРИШЕЛЬЦЫ 14 страницаА вот сходный случай "пропавшего времени", когда при зондировании памяти под гипнозом в поисках утерянных воспоминаний всплыла история похищения. 11 июля 1976 года в Романс, Франция, Элен Жулиана, служанка в доме мэра городка Остан, возвращясь домой из кино, увидела в небе большой светящийся оранжевый объект. В это время двигатель ее "рено" заглох, и машина встала. Светящийся предмет внезапно исчез, и девушка поехала домой с провалом в памяти - она не помнила, что делала в течении четырех часов после того, как увидела объект. Под гипнозом она рассказала, что "маленькие существа с большими глазами и безобразными лицами" привели ее в какую-то комнату, "привязали к столу и стали обследовать, уделяя особое внимание брюшной полости".70
РОЛЬ ГИПНОЗА Таким образом многие из сообщений о похищениях, которые я привел выше, выплыли на свет, когда рассказчик находился под гипнозом. Это дает основания предположить, что сам процесс гипноза каким-то образом вызывает в сознании участника НЛО-контакта фантазии, связанные с похищением. Подобная точка зрения поддерживается многими. К примеру, Совет по делам науки (СДН) Американской медицинской ассоциации после рассмотрения научной литературы по гипнозу приходит к выводу, что "воспоминания, полученные под гинозом, могут содержать в себе вымысел и псевдовоспоминания, и не только не являются более точными, а напротив - менее достоверны, чем воспоминания без гипноза".71 Это заключение о гипнозе, как о средстве восстановления утраченных воспоминаний, следует серьезно принять во внимание. В то же самое время, есть данные, которые, по-видимому, показывают, что гипноз может дать возможность человеку действительно восстановить утраченные воспоминания, в том числе и воспоминания о похищениях, совершенных НЛО. В чем же дело? Один из важным моментов - это то, что для большинства научных исследований памяти под гипнозом применяются такие методы, как запоминание набора бессмысленных слогов или стихотворных отрывков, имеющих для испытуемого очень малое эмоциональное значение. Можно ли сравнивать их с такими травмирующими переживаниями как воспоминания о похищении! Поэтому доклад СДН утверждает: "Что же касается случаев, когда у испытуемый до начала ислледований получил сильную эмоциональную травму и/или испытывал психопатологические состояния, то подобных случаев существующая экспериментальная литература не рассматривает".72 В этом, разумеется, нет ничего удивительного. Было бы неэтичным проводить эксперименты, при которых испытумые получают сильные эмоциональные травмы. Другой из моментов - похищенные часто вспоминают, что похитившие их существа приказывали забыть о том, что происходило. В некоторых случаях они угрожали, что человеку придется очень плохо, если он вспомнит о похищении. Из этого можно предположить, что гипнотической регрессии, применяемой к людям, пережившим подобное похищение, может с одной стороны противодействовать воздействие травмы, с с другой - предшествующий гипнотический приказ забыть о происходившем. Можно, видимо, провести научное исследование, чтобы выяснить, насколько эффективно применение гипноза при снятии амнезии, внушенной предшествующим гипнозом. Тем не менее, говоря правду, такие исследования несомненно удвоят травматический характер похищений, совершенных существами из НЛО. В соответствии с докладом СДН, гипноз зачастую "приводит к тому, что испытуемый сообщает большее количество информации, однако эти воспоминания содержат как верные, так и неверные подробности".73 Но, может быть, восстановленые воспоминания о НЛО-похищениях в самом деле содержат только неверные детали? В Бафф-Леджском случае, как описывает Уэбб, Джанет, находясь под гипнозом, подтвердила 70 процентов из описаний Майкла того, что происходило на причале, и 68 процентов того, что происходило на борту НЛО (см. страницу ). Следовательно, около 30 процентов рассказанного Майклом осталось неподтвержденным. Можно предположить, что это ложные воспоминания, а оставшиеся 70 процентов - подлинные. Присутствие этом случае двух очевидцев, никогда не обсуждавших между собой их приключения, дает возможность провести различие между ложными воспоминаниями и теми, что, вероятно, могут оказаться подлинными. Такой возможности нет, когда исследователь располагает только одним очевидцем. К сожалению, случаи с несколькими очевидцами, не имевшими возможности общаться до начала расследования, очень редки. Трудно установить, каков процент верных показаний, сделанных под гипнозом, а какой - ложных. Вероятно, эти цифры меняются в различнах случаях и зависят от таких факторов как психология свидетелей и методы, используемые гипнотизером. Тем не менее, если весомая доля детальных воспоминаний в некоторых случаях похищения является верной, то мы должны зкалючить, что эти похищения не являюся всего лишь фантазиями. В то же самое время нам следует быть осмотрительными и не придавать большого веса подробностям в частных случаях. Раймонд Фаулер описывает в "Аллагашских похищениях" случай, когда четыре находящихся в здравом уме, отвечающих за свои слова свидетельницы дали под гипнозом показания о том, как они были похищены НЛО. Этот случай похож на Бафф-Леджский следующими обстоятельствами: (1) до сеансов гипноза свидетельницы не помнили осознанно о похищении; (2) единственное, что они осознанно помнили, - это НЛО-контакт третьей степени, связанный с похищением; (3) им было строго заказано обсуждать между собой результаты проводимых с каждой из них гипнотических сеансов до тех пор, пока все четыре свидетельницы не пройдут полный курс опроса под гипнозом. Все четыре отчета о Аллагашском похищении в общем совпадали один с другим, хотя и расходились в некоторых подробностях. Таким образом, и этот случай ложится в общую копилку доказательств того, что в воспоминаниях о похищениях, восстановленных с помощью гипноза, содержатся как верные, так и неверные сведения. В целом же, общие подробности и детали, приведенные всеми четырьмя свидетельницами, наводят на мысль о том, что они дейтвительно пережили нечто из ряда вон выходящее. Психолог Джон Карпентер описал случай, в котором от двух респектабельных женщин средних лет был получена непротиворечивая информация о тесном контакте третьей степени с НЛО, причем первоначально он был связан с "потерей времени". Каждая из свидетельниц опрашивалась по отдельности. Обе прошли тестирование. Тест MMPI показал отсутствие у обеих психологических или психопатологических отклонений. Кроме того, у обеих свидетельниц выявился низкий или умеренный уровень склонности к фантазированию. Обе утверждали, что до своего приключения не проявляли никакого интереса с НЛО и не прочли ни одной книги о пришельцах или летающих тарелках. С каждой из них раздельно был проведен ряд гипнотических сеансов, в ходе которых всплыли воспоминания о похищении, которые сходились у обеих женщин в более чем сорока пунктах, хотя были также и некоторые расхождения. Это также подтверждает, что есть, по-видимому, случаи, когда с помощью гипноза удается получить подлинные воспоминания. Одно из объяснений факта, что два свидетеля дают непротиворечивые, в общем совпадающие показания, - это может быть вызвано folie a deux, вид психического расстройства, при котором более сильная и властная психотическая личность заставляет другую личность разделить с ней ее иллюзии. Однако в данном случае folie a deux исключается, поскольку свидетельницы были просто знакомыми, и тесной личной связи меж ними не существоало. К тому же, ни одна из них не была психотиком. Все вышеперечисленное справедливо также и для Бафф-Леджского случая. Иногда можно услышать следующее возражение: совпадающие рассказы разных людей, находящиихся под воздействием гипноза, возникают из-за направляющих вопросов гипнотизера. Истинность этого предположения исследовал Алвин Х. Лосон, профессор английского языка из Калифорнийского универстита в Лонг-Бич в статье "Что можно узнать из поведанных под гипнозом рассказов о воображаемых похищеннях".76 Лосон вводил в состояние гипноза восемь испытуемых и давал им задания наподобие следующих: "Представьте, что вы, находясь на борту НЛО, видите какие-то существа. Опишите их". Затем: "Вас подвергают каким-то обследованиям. Опишите, что с вами происходит". Все восемь испытуемых якобы ничего не знали о НЛО, и все же, выполняя задание, они придумали вполне традиционные истории о похищении. Объясняя этот факт, Лосон впоследствии выдвинул теорию о том, что сцены похищения, в которых участвуют существа с большими головами и веретеообразными телами, основаны на воспоминании о травме рождения и внешнем виде внутриутробного плода. Работу Лосона критиковали многие. Дженни Рандлз пришла к заключениею, что он определенно задавал наводящие вопросы, а восемь испытуемых - количество слишком малое для обобщающих выводов. Кроме того, в рассказах его восьми испытуемых о воображаемых похищениях появляется характерные особенности шесть типов инопланетных существ, из которых четыре типа почти никогда не встречаются в отчетах похищенных. И наконец, самое главное: теория о внутриутробных воспоминаниях - безосновательна, поскольку люди в момент рождения никогда не видят ни себя, ни других в качестве внутриутробного плода.77 Несмотря на изъяны в работе Лосона, она несомненно демонстрирует, как наводящие вопросы могут повлиять на показания, данные под гипнозом. И все же, не следует думать, что гипнотическое возвращение в прошлое, проводимое исследователями-уфологами, автоматически вызывает на свет рассказ о похищениях инопланетянами. Рандлз упоминает случаи, имевшие место с Англии, когда гипноз был применен для того, чтобы обнаружить в памяти гипнотизируемого воспомиания о похищении, совершенном пришельцами, однако ничего подобного не происходило - воспоминания о похищении не всплывали. Она ссылается также на Бадда Хопкинза, проводившего в Америке такие же опыты с тем же результатом. Действительно, Хопкинз упоминает, что из 79 случаев, изученных им в ходе одного исследования, в 20 случаях при восстановлении воспоминаний с помощью гипноза было выявлено наличие в прошлом похищения, в 11 случаях применение гипноза не выявило воспоминаний о похищении и в 5 случаях воспоминания о похищении всплыли без применения гипноза. Оставшиеся 43 случая к моменту, когда было сделано это сообщение, не были еще полностью оценены.78 Рандлз упоминает также работу доктора Томаса Булларда по изучению более чем 200 случаев похищения, в которых треть обследуемых совершенно сознательно вспоминали о том, что происходило с ними во время похищения. Анализ этих случаев показывает, что события, о которых похищенные вспоминают под гипнозом, в основном точно такие же, как те, о которых очевидцы вспоминают без примненения гипноза. Наиболее примечательная разница между этими двумя типами воспоминаний состоит в том, что в случаях воспоминаний под гипнозом медицинские обследования упоминаются в два раза чаще, чем в прямых воспоминаниях.79 Этого, разумеется, следовало ожидать, поскольку значительно вероятнее, что амнезия блокирует воспоминия о медицинских обследованиях, нежели об иных, менее травмирующих аспектах похищения. Данные, о которых упоминает Рандлз, параллельны тем, которые получил Дэвид Уэбб, изучиший более 300 сообщений о похищении, собранных в ГУМКАТе, базе данных о НЛО-контактах, включая и контакты с гуманоидами.80 Изучив эти 300 отчетов, Уэбб нашел, что 140 из них удовлветворяют пяти критериям достоверности: (1) точно указано похищение; (2) случай изучен достаточно хорошо; (3) нет никаких признаков, указывающих на мистификацию или психопатологические черты свидетеля; (4) имеется достаточное количество данных для того, чтобы иметь возможность оценить основной сценарий событий и глубину гипнотического состоянии испытуемого; (5) случай не связан с НЛО, потерпевшими крушение. Уэбб делит эти случаи на три категории, то есть на те, когда иформации о пребывании похищенного на борту НЛО получена: (I) главным образом с применением гипноза; (II) с частичным применением оного; (III) полностью без использования гипноза. Последняя категория разделяеется на два подразделения: IIIа, когда гипноз не добавил к воспоминаниям ничего нового; и IIIб, когда гипноз вообще не использовался. Ко времени, когда был составлен этот отчет, Уэбб успел обработать 117 из 140 случаев и получил следующие результаты:
Категория Кол-во сообщений % от общего числа I 61 52 II 11 9 IIIа 8 7 IIIб 37 32
Таким образом, выясняется, что в 39 процентов от общего количества случаев применение гипноза не дало сообщений о похищениях. Уэбб подчеркивает, что сообщения, входящие в I и III категории, примечательно схожи по содержанию. Следует отметить также относительно гипноза, как орудия для извлечения из памяти утерянных воспоминаний, что есть случаи, когда полученная при помощи гипноза информации подтверждалась другими, независимыми источниками. Примером может послужить история "Стивена Килберна", приведенная Баддом Хопкинзом. Стивен (подлинное имя которого Майкл Бершад) вспомнил типичную историю похищения, куда входило обследование, которое проиводили стандартные "серые" существа и которое напоминало какие-то нейрологические обследования. Стивен описал это обследование нейрохирургу Полу Куперу. И вот как отозвался о нем доктор Купер (привожу его слова в передаче Хопкинза): Стивен - замечательный молодой человек. Он чрезвычайно сообразителен, весьма наблюдателен и полностью правдив... Все, что он рассказывал мне о том, что над ним производили и как на это реагировало его тело, полностью соответствовало тому, что должно было случиться, если бы они [то есть иноплянетяне] стимулировали различные нервы, которых, как рассказывал Стивен, они касались. Я попытался сбить его с толку... И выяснилось, что никаких особенных знаний о строении нервной системы у него нет. А для того, чтобы выдумать всю эту историю, он должен был бы знать о ней очень много, а кроме того, я убежден, что он не из лжецов. Это чрезвычайно порядочный парень, и он действительно произвел на меня большое впечатление.82 Итак, что же мы видим? Создается впечатление, что под гипнозом всплыла специфическая информация, связанная с анатомией, которую Стивен никогда сознательно не изучал. Допустим, он не лгал относительно своего медицинского образования. Однако нетрудно предположить, что Стивен некогда прочитал учебник по нейроанаомии и запомнил его содержание исключительно на подсознательном уровне, а затем привнес эти сведения в свою историю о похищении. Известны случаи, когда действительно происходило нечто подобное. Это так называемая криптомнезия. К примеру, человек под гипнозом вспоминал о якобы своей предыдущей жизни, а затем выяснялось, что похожие события описывались в книге, которую он когда-то читал, но потом совершенно забыл.83 Несмотря на то, что сообщения Стивена о проводившихся над ним нейрологических обследованиях можно объяснить криптомнезией, такое объяснение кажется малоправдоподобным. Одно дело вспомнить сведения из медицинского учебника, и совершенно другое - перевести это знание в точное описание того, как тело должно вести себя во время обследования. Это требует практического медицинского обучения, которое так просто не забудешь. Таким образом, если показания доктора Купера подлинны, они несомненно придают добавочную весомость рассказу Ситвена о похищении. Подведем итог. Итак, по всей видимости типичные воспоминания о похищениях иногда всплывают и под под воздействием гипноза, и без его примнения. Посольку содержание и тех, и других мало отличается друг от друга, то вероятнее всего гипноз сам по себе не является главной причиной сообщений о похищениях. И если могут быть реальными воспоминания, не связанные с применением гипноза, то точно так же могут оказаться реальными и похищения, о которых вспоминают под гипнозом. Должен, тем не менее, заметить, что под гипнозом всплывает крайне сомнительные истории. К примеру, психолог Эдит Фьоре пересказывает историю некого человека, которого она назвает "Дэном" и "которого она под гипнозом пыталась вернуть в прошлое, надеясь восстановить его воспоминания о возможных тесных контактах. Дэн описал свою предыдущую жизнь, когда он был хладнокровным солдатом-убийцей на каком-то межзвездном космическом корабле. Его работа заключалась в том, чтобы "посещать" назначенные планеты и, не задавая никаких вопросов, "силовыми лучами" стирать с лица земли избранные в качестве цели города. Этот солдат и его сотоварищи ничем не отличались от людей и вели жизнь, напоминающую жизнь героев "Звездного похода". Затем солдат был якобы "демобилизован" - то есть его сознание перенесено в тело ребенка, живущего в штате Вашингтон, причем первоначальное сознание ребенка было уиночтожено. Ребенок вырос и стал Дэном".84 Сомнительно, чтобы в данном случае эта история родилась вследствие наводящих вопросов, поскольку гипнотизер не предполагал заранее, что в ходе сеансов может всплыть такая история. В отличие от сообщений о похищениях инопланетянами история Дэна очень сильно напоминает известные произведения научной фантастики и отводит ему роль, созданную его собственным эго, - роль крутого и уверенного в себе солдата. Дэн прочитал множество научно-фантастических книжек85 и, вероятнее всего, перенес взятые из них темы в свои подсознательные фантазии. По-видимому, гипноз - орудие весьма несовершенное и пока еще мало нам понятное. Он может дать полезные результаты, но полностью полагаться на него нельзя.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОХИЩЕННЫХ Естественно, что странные истории, которые рассказывают те, кто был якобы похищен инопланетянами, большинство людей относит к своего рода умственным отклонениям или аберрациям. Чтобы проверить, насколько справедливо это убеждение, было проведено немалое количество психологических обследований похищенных. Некоторые из них я опишу в этом разделе. Выяснилось, что в массе своей люди, которые утверждают, что были похищены НЛО, не страдают психопатологией (хотя имелись и неизбежные исключения из этого правила). Психологи отреагировали на это открытие различным образом. Одни постарались уклониться от каких-либо скоропалительных выводов, другие восприняли похищения как реальность. Третьи доказывали, что феноменом похищений требует далеко идущего пересмотра наших основных представлений о реальности. И были, наконец, те, кто попытались защитить эти представления, доказывая, что похищенные хотя и находятся в здравом рассудке, но склонны, тем не менее, принимать фантазии за реальность. Первые исследования этого феномена провели в 1981 году два уфолога - Тед Блоучер и Бадд Хопкинз совместно с психологом доктором Афродитой Клеймар. Они отобрали для обследования пятерых мужчин и четверых женщин, сообщавших о том, что они были похищены НЛО, причем в их сообщения входили симптом утраченного времени, контакты с инопланетянами, проводившиеся на борту космолета физические обследования и так дале. Психолога доктора Елизабет Слейтер попросили оценить их, чтобы сравнить сильные и слабые стороны их личности. Ей не сообщили о том, что эти девять человек имеют отношение к НЛО, а обследуемым дали инструкции скрывать от нее свой опыт. Специальности обследуемых были следующими: инструктор из колледжа (фотография), специалист по электронике, актер и инструктор по теннису, рекламный художник, бизнесмен, директор химической лаборатории, продавец и техник по аудиоаппаратуре, секретарша и юрист, работающий в корпорации. Все они прошли MMPI, тест Векслера для оценки интеллектуального развития взрослых, TAT (Тест тематической апперцепции), тест Роршаха и проективный тест на толкование сюжетных картинок. Слейтер пришла к заключению, что все девять испытуемых являются "совершенно разнородными" по личностным качествам, однако их объединяет слонность к следующим особенностям: 1. относительно высокий интеллект при сопутствующем богатстве внутренней жизни; 2. относительно слабое ощущение идентичности, в особенности сексуальной идентичности; 3. сопутствующая уязвимость в сфере межличностных отношений; 4. некоторая тенденция в настороженности, которая проявляется... в определенной утонченности ощущений или в сверхбдительности и предосторожностях в межличностных отношениях.87 Слейтер обнаружила также, что все девять испытуемых склонны к тревожности, иногда чрезмерной, и страдают от низкой самооценки и ощущения своей уязвимости перед оскорблением или обидой. Они проявляли осмотрительность и осторожность, но психолог считала, что подобное поведение вызвано скорее обостренной чувствительности, нежели паранойей. Познакомившись затем с историями похищений своих испытуемых, Слейтер была поражена. После того, как психолог прочитала книгу Хопкинза "Утраченное время" и встретились с Клеймар, Хопкинзом и Блоучером, она написала в своем заключительном отчете: Первый и наиболее острый вопрос - можно ли события и переживания, которые описывают наши испытуемые, рассматривать как непосредственно основанные на психопатологии, то есть как проявления умственного расстройства. Ответ на этот вопрос совершенно однозначен: нет. Говоря в широком смысле, если описанные похищения являются продуктами фантазии, основанными на том, что нам известно о психологических расстройствах, то они могут исходить только от патологических лжецов, параноидальных шизофреников, тяжело расстроенных и чрезвычайно редких истероидных типов с различными личностными сдвигами. [Курсив Слейтер.]88 Поэтому связанный с похищением опыт испытуемых невозможно объяснить психологически. Тем не менее, Слейтер замечает, что их тревожность и беззащитность может быть без труда отнесена за счет того, что они были реально похищены НЛО. Конечно, такой неожиданный, редкий и в буквальном смысле слова потустороний опыт, как похищение человека неопознаннным летающим объектом, во время которого личность не имеет абсолютно никакой возможности управлять происходящим, ведет к мощной душевной травме. Гипотетически, ее психологическое воздействие может быть аналогичным тем травмам, что можно наблюдать у жертв преступлений или стихийных бедствий, как если бы она была вызвана событиями, при которых личность исптывает потрясение от экстремальных внешних обстоятельств.89 Слейтер считает, что можно провести аналогию между людьми, бывшими похищенными НЛО, и жертвами изнасилования. Несмотря на то, что ее исследование не доказало реальности похищений, оно показывает, что психологические затруднения и проблемы испытуемых может быть объяснено именно в терминах, описывающих состояние жертв изнасилования, но никаким иным способом. Другое психологическое исследование людей, подвергавшихся подобным похищениям, провела Рима Лейбоу, доктор медицины, психолог из Доббс-Ферри, штат Мью-Йорк, выпускница нью-йоркского медицинского колледжа имени Альберта Эйнштейна. На основе личной работы с 11 похищенными и ознакомления с 64 описанными случаями она сделала выводы, схожие с заключением Слейтер. В людях, описывающих такие странные переживания, она рассчитывала найти психозы, а вместо этого обнаружила только тревожность, которую и следовало бы ожидать после подобных испытаниях. В своих испытуемых она нашла расстройства, вызванные посттравматическим стрессом, которые, как принято считать, могут быть вызванны только травмами на событийном уровне (этот термин относится к травмам, которые в отличие от возникших в уме фантазий действительно имели место физически). Лейбоу замечает также, что фантазии должны широко варьироваться в зависимости от личности рассказчика, в то время как истории о похищениях тяготеют к большому сходству меж собой.90 Доктор Джун Парнелл из Вайомингского университета написала доклад в 101 страницу под названием "Личностные характеристики, основанные на тестах MMPI, 16PF (16-факторный опросник Р.Б.Кеттелла) и ACL, людей, утверждающих, что они были похищены НЛО". Эта работа была опубликована университетом в 1986 году. Парнелл приводит тесты 225 очевидцев, рассказывавших обо всех типах НЛО-контактов, и описывает людей, сообщающих об экзотических контактах и похищениях как "...имеющих высокий уровень психической энергии, самодостаточных, полных возможностей и предпочитающих свои собственные решения... [с] интеллектом, превосходящим средний, самоуверенностью, со стремлением быть экспериментирующими мыслителями, склонностью к скрытности и сдержанности, и с тенденцией к обороне. Кроме того, этих участников тесных контактов с неизвестным отличает высокий уровень следующих черт: "они подозрительны или недоверчивы... творческие и обладающие воображением..."91 Это описание весьма сходно с тем, что дала Слейтер, и Парнелл приходит к выводу, что люди, имеющие опыт контактов с НЛО, - это в общем умственно здоровые личности. Кеннет Ринг, профессор психологии, известный своими исследованиями о людях, побывавших на краю смерти, опубликовал обширную работу, в которой сравнивает опыт людей, переживших близость смерти, с опытом людей, бывших похищенными НЛО. Ринг отмечает, что в то время как некоторые исследователи согласны с Парнелл, которая положительно интерпретирует то, что ей удалось выявить, другие "комментаторы, ориентированные на психитарию" доказывают, что люди, якобы пережившие похищение, страдают от своего рода умственных болезней.92 Сам Ринг пришел к выводу, что люди, пережившие похищение, характеризуются тенденцией к диссоциации (то есть расщеплению или отщеплению психических процессов), вызванной, возможно, посягательствами, которым они подвергались в детстве.93 Тем не менее, он подчеркивает, что эти диссоциативные тенденции могут рассматриваться как умственно нормальные, и их следует отличать от диссоциативных тенденций, являющихся патологическими. Теория Ринга заключается в том, что люди, пережившие близость смерти, так и те, кто был похищен НЛО, способны чрез дисоциацию войти в особое состояние бдительности сознания. Это дает им возможность войти в объективно реальный "воображаемый мир" или альтернативную реальность, в которой и разворачиваются их необычные переживания и приключения. Идеи Ринга привели его к утверждению, что существует третье состояние сознания, отличающееся как от душевного здоровья, так и от безумия, какими их принято опеределять. С философской точки зрения, он занял позицию, напоминающую идеализм, когда материя и воображение не рассматриваются как раздельные, изолированные категории. Это дает Рингу замечательные возможности. Он предполагает, что в будущем "с лика нефизического аспекта бытия будет поднята вуаль, и сами мы станем прозрачными существами с телами из света - если размышления, которые которые я изложил, являются верным прочтением нашего бущущего состояния и эмпирических возможностей".94 Радикально новый взгляд на реальность, как результат исследования психологии людей, бывших похищенным НЛО, возник также и у доктора Джона Мака, профессора психиатрии медицинского факультета Гарвардского университета. Он считает, что опыт этих людей в основе своей - реален, и делает вывод: "Осознание того, что во вселенной (или вселенных) присутствуют существа, которые могут проникать в наш мир и воздействовать на нас так мощно, как это делают, по-видимому, иноплатетяне, потребует расширения наших представлений о реальности и может слишком радикально подорвать идеологию, лежающую в основе западной философии и науки".95 Мак выстраивает следующую логическую цепочку: опыт, приобретенный похищенными, расширяет их представления о мире, а это зачастую подталкивает их к духовному росту и, таким образом, оказывает на них положительное воздействие. Доктор Ричард Бойлан, психолог-клиницист, опубликовал работу, в которой исследует психологию людей, утверждающих, что они были похищены НЛО. По его мнению, описанные похищения были в основе своей позитивными переживаниями, вызванными реальными инопланетными существами. Бойлан высказываепт спорную мысль о том, что "при правильном опросе и правильном психологическом отношении к ним, люди, которые утверждают, что они были похищены НЛО, не проявят признаков травмам, полученных на событийном уровне, если только под влиянием тесного контакта с НЛО не скрывается предшествующая травма на событийном уровне, нанесенная людьми".96 К примеру, воспоминания о перенесенных в детстве сексуальных посягательствах могут окрасить пребывание человека на борту инопланетного космического корабля в мрачные, черные тона. Бойлан утверждает также, что некоторые травматические переживания людей, описывающих свои контакты с инопланетянами, в действительности вызваны ложными похищениями, инсценированными агентами вполне земных секретных служб (см. страницу ). Более консервативный научный подход к душевному состоянию, вызванному контактами с НЛО, проявила группа психологов из канадского Карлтонского университета, проводившая исследования под руководством Николаса Спаноса.97 Спанос и его коллеги провели серию тестов с четырьмя группами людей. В первую входили 15 человек, имевших опыт интенсивных НЛО-контактов (включая и тех, кто был, по их словами, похищен). Во вторую вошли 20 человек, контакты которых с НЛО были весьма поверхностными. Третья состояла из 70 студентов психологического колледжа. Четвертая группа - 53 добровольца, взятые со стороны. Одно из наиболее важных заключений, к которому пришли канадские психологи, таково: люди, сообщающие о том, что они были похищены инопланетянами, в основном душевно здоровы.
|
|||
|