Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Глава шестая 1 страница



Глава шестая

«ПЕРЕСТРОЙКА»

 

В марте 1985 года М. С. Горбачёв был избран Генеральным секретарем ЦК КПСС и стал хозяином Кремля. Это роковое событие в жизни страны, лежащей ныне в руинах. Но тогда всем казалось, будто начинается долгожданное обновление и впереди, не далее как за «одним поворотом»,― процветание и благоденствие (очень странно, что подобные взгляды высказываются сейчас, когда вся пагубность избрания генсеком Горбачёва стала совершенно очевидной. Анат. А. Громыко, имея в виду заседание Политбюро, где состоялось избрание Горбачева Генеральным секретарем партии, пишет:

 

«Это заседание стало историческим, так как на нем было принято решение, открывающее КПСС и Советскому Союзу дорогу в новый мир политической демократии и демократического социализма. К власти в лице Горбачева пришло новое поколение советских руководителей»

(Громыко Анат. Андрей Громыко. В лабиринтах Кремля. Воспоминания и размышления сына. М., 1997. С. 95).).

 

Русский народ не злопамятен, доверчив и простосердечен как ребенок (Горичева Т. Россия и Запад // Русский крест. Сб. статей. СПб., 1994. С. 49). Смертельно уставший от нескончаемых бед и несчастий, выпавших на его долю, он легко поддается на добрые обещания, хотя уже не раз «обжигался» на этом. Чувство веры в нем не иссякаемо. Помани его соблазнительной сказкой о «царстве свободы» или о какой–нибудь «стране Муравии» ― и он пойдет, не раздумывая, за очередным «бахарем» в «любую даль». Вот и теперь ему пообещали, что с перестройкой наступит новая, хорошая жизнь, о которой он мечтает и к которой стремится с давних пор. Нужно только снова поднатужиться, совершить «перестройку», и все сложится наилучшим образом. Но что это такое ― «перестройка»? Обратимся за разъяснениями к главному её «прорабу» Горбачёву.

В 1988 году, когда «перестройка» шла, можно сказать, полным ходом, Горбачев выступил с книгой «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира», которую он написал

 

«с желанием обратиться к народам напрямую. К народам СССР, США, любой страны»

Горбачёв М. С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. М., 1988. С. 3

 

Внемлите «языци» и просвещайтесь!

По Горбачеву, перестройка ― вещь необходимая и неизбежная (Там же. С. 13). Почему?

 

«На каком–то этапе ― особенно это стало заметно во второй половине 70–х годов ― произошло на первый взгляд трудно объяснимое. Страна начала терять темпы движения, нарастали сбои в работе хозяйства, одна за другой стали накапливаться и обостряться трудности, множиться нерешенные проблемы. В общественной жизни появились, как мы их называем, застойные и другие, чуждые социализму явления. Образовался своего рода механизм торможения социально–экономического развития. И все это в условиях, когда научно–техническая революция открыла новые перспективы экономического и социального прогресса. Складывалась довольно странная картина: крутится огромный маховик могучей машины, а передачи от нее на рабочие места буксуют или очень слабы приводные ремни»

Там же

 

Мириться с подобным положением дальше было нельзя, почему и потребовалась «перестройка». Горбачев подчеркивал:

 

«Перестройка ― не какое–то прозрение, не озарение, а понимание объективной необходимости обновления и ускорения, родившееся в глубинах нашего общества»

Там же. С. 31.

 

Вот как она ему представлялась:

 

«Перестройка ― это решительное преодоление застойных процессов и слом механизма торможения, создание надежного и эффективного механизма ускорения социально–экономического развития общества, придание ему большего «динамизма. Перестройка ― это опора на живое творчество масс. Это всестороннее развитие демократии, социалистического самоуправления, поощрение инициативы, самодеятельности, укрепление дисциплины и порядка, расширение гласности, критики и самокритики во всех сферах жизни общества. Это высоко поднятое уважение к ценности и достоинству личности. Перестройка ― это всесторонняя интенсификация советской экономики, восстановление и развитие в управлении народным хозяйством принципов демократического централизма, повсеместное внедрение экономических методов управления, отказ от командования и администрирования, всемерное поощрение новаторства и социалистической предприимчивости. Перестройка ― это решительный поворот в науке, умение поставить любое начинание на солидную научную основу. Это соединение достижений научно–технической революции с плановой экономикой. Перестройка ― это приоритетное развитие социальной сферы, направленное на все более полное удовлетворение потребностей советских людей в хороших условиях труда, быта, отдыха, образования и медицинского обслуживания. Это постоянная забота о духовном богатстве, культуре каждого человека и общества в целом. Перестройка ― это энергичное избавление общества от искажений социалистической морали, последовательное проведение в жизнь принципов социальной справедливости. Это единство слова и дела, прав и обязанностей. Это возвышение честного, высококачественного труда, преодоление уравнительных тенденций в его оплате, потребительства»

Горбачёв М.С. Перестройка и новое мышление… С. 30.

 

Горбачев заключает:

 

«Так мы сегодня представляем себе перестройку. Так мы видим свои задачи, смысл и содержание нашей работы на предстоящий период. Сколько он продлится ― сказать трудно. Но это, конечно, не два–три года, а значительно больше. Мы настраиваемся на серьезную, напряженную, кропотливую работу, чтобы до конца XX века вывести нашу Родину на новые рубежи»

Горбачёв М.С. Перестройка и новое мышление… С. 31

 

Согласно Горбачеву, конечная цель перестройки ― это

 

«глубокое обновление всех сторон жизни страны, придание социализму самых современных форм общественной организации, наиболее полное раскрытие гуманистического характера нашего строя во всех его решающих аспектах ― экономическом, социально–политическом и нравственном»

Там же

 

Мы привели столь пространную выдержку из книги Горбачева ради того, чтобы собственными словами автора передать его представления о «перестройке». Нетрудно убедиться в том, что всё им здесь сказанное, хотя внешне и привлекательно, но декларативно, выдержано в стиле «балалаечных» программ, с которыми не раз выступали его предшественники.

Если отойти от ходульной риторики, которой насыщена книга, и попытаться вникнуть в ход рассуждений «прораба перестройки», то мы окажемся в довольно сложном, запутанном положении, поскольку его суждения не отличаются стройностью и нередко противоречивы. Это можно объяснить двояко: либо их непродуманностью, либо расхождением между произносимыми словами и скрываемыми замыслами. Какое из данных объяснений ближе к истине, узнаем ниже.

М. С. Горбачев, подобно Ю. В. Андропову, ставит задачу

 

«углублять изучение общества, в котором живем»

Там же. С. 59

 

Следовательно, он, как и его недавний патрон, сомневается в привычном взгляде на послереволюционное прошлое страны и потому предлагает

«острее оценить»

это прошлое. И вот результат:

 

«Мы только думали, что управляем, а на самом деле складывалась ситуация, о которой предупреждал еще Ленин: машина едет не туда, как думают те, кто сидит у руля»

Горбачёв М.С. Перестройка и новое мышление… С. 18

 

Из существа высказываний Горбачева следует, что «машина» свернула в сторону от социализма и её необходимо снова вырулить на путь социалистического развития, ведущий к

 

«лучшему социализму»

 

или общественному строю, где

 

«больше социализма и поэтому больше демократии»

Там же. С. 33

 

М. С. Горбачев непрестанно клянется «социалистическим выбором», бьет себя в ланиты и перси, вопия о верности делу социализма. Он говорит:

 

«Чтобы исключить всякие кривотолки и спекуляции по этому вопросу,― а их немало слышим с Запада,― хочу еще раз подчеркнуть: все свои преобразования мы осуществляем в соответствии с социалистическим выбором, ответы на вопросы, поставленные жизнью, мы ищем в рамках социализма, а не за его пределами. Все свои успехи и ошибки мы измеряем социалистическими мерками. Тем, кто надеется, что мы свернем с социалистического пути, предстоит горькое разочарование. Вся наша программа перестройки, как в целом, так и в отдельных компонентах, полностью базируется на принципе: больше социализма, больше демократии»

Там же. С. 32

 

О своей преданности социализму Горбачев говорит в книге неоднократно (Там же. С. 39, 55, 84, 107). Иной системы он не приемлет и считает исторически невозможным поворот к капитализму.

 

«Мы будем всемерно социализм развивать и укреплять,

 

― читаем у него.―

 

Думаю, раскрыты еще только самые минимальные возможности нового строя. Вот почему странно для нас звучит, когда нам предлагают ― некоторые даже искренне ― изменить общественную систему, обратиться к методам и формам, характерным для другого социального строя. Этим людям невдомек, что такое просто невозможно, даже если бы кто и захотел повернуть Советский Союз к капитализму. Подумайте только: как мы можем согласиться с тем, что и 1917 год был ошибкой, и все 70 лет нашей жизни, труда, борьбы и сражений ― тоже сплошная ошибка, что мы шли «не туда»?! Нет, на основе строгой и объективной оценки фактов истории можно сделать только один вывод: именно социалистический выбор привел бывшую отсталую Россию как раз «туда» ― на то самое место, которое занимает Советский Союз сейчас в прогрессе человечества»

Горбачёв М.С. Перестройка и новое мышление… С. 39

 

(Степень искренности этих слов в полной мере проявляется при сопоставлении с тем, о чем говорил Горбачев, выступая в 1992 году в конгрессе США:

 

«Мир может вздохнуть спокойно. Идол коммунизма, распространявший повсеместно социальное напряжение, враждебность и не сравнимую ни с чем жестокость, вселявший в человечество страх, рухнул»

(цит. по: Громыко Анат. Андрей Громыко. В лабиринтах Кремля… С. 211). )

 

На фоне современных событий в России это заявление звучит подобно издевательству. Советского Союза нет. 1917 год объявлен роковой ошибкой. Вся последующая семидесятилетняя история нашей страны признана бесплодным блужданием, погоней за химерой коммунизма. Неужели Горбачев так бездарен и глуп, что не видел ближайших последствий своей «перестройки»? Едва ли. Тогда что? Маскировка?..

Важно иметь в виду, что Горбачёв вскоре «сжег то, чему поклонялся». Об изменении его взглядов А. А. Собчак пишет:

 

«За короткий период пребывания в должности генсека КПСС и Президента СССР взгляды Горбачева претерпели такую огромную эволюцию, что в это трудно поверить… Вначале Горбачев исповедовал вполне традиционные догматические взгляды на социализм, затем он пришел к выводу о необходимости обновления социализма, об отказе от казарменного социализма и построении «социализма с человеческим лицом», а в конце своей политической деятельности, по существу, отказался от марксизма–ленинизма и утратил веру в возможность существования эффективной системы социализма. И так по всем вопросам. Вплоть до 1989 года он утверждал ценности и преимущества социалистической демократии, а затем вдруг осознал, что не может быть особой демократии ни при социализме, ни при капитализме, что демократия одна для всех, и провел первые в истории страны альтернативные демократические выборы, раскрепостившие её… Эволюцию взглядов Горбачёва легко проследить ретроспективно, оценивая и анализируя все, что произошло с ним и с нами за эти годы. Но в реальной жизни все происходило не так однозначно и прямолинейно: Горбачев так часто менял свои взгляды, так часто вступал в альянс с самыми реакционными силами, что порой казалось: а не фарисейство ли все это, не мимикрия, продиктованная сиюминутными интересами сохранения власти?»

Собчак А. А. Жила–была коммунистическая партия. Спб., 1995. С. 190―192

 

Похоже все–таки на то, что «рулады» Горбачёва насчет социализма ― это именно фарисейство и мимикрия, но не ради «сиюминутных интересов сохранения власти», а ради решения сверхзадачи, связанной с изменением социального и политического строя в СССР. Проводимая Горбачевым политика являлась по сути постепенной передачей государственной власти в руки демократов, которые получили ее, можно сказать, почти что даром. Собственную же власть Горбачёв, насколько известно, сдал без боя, убедившись в том, что все содеянное им уже необратимо. Он сошел с дистанции, передав эстафету в другие руки.

А. А. Собчак полагает, будто Горбачев в условиях демократизации общества

 

«сам вынужден был постоянно менять свои взгляды и совершать в себе идеологический поворот к общечеловеческим ценностям, к признанию прав человека и идеи правового государства, к отказу от марксистско–ленинских догм и фразеологии…»

Там же. С. 191

 

Аналогичным образом рассуждает Б. Ф. Славин, наблюдавший, как менялись политические взгляды и идейные установки Горбачева,

 

«начиная от умеренно коммунистических до либерально–социалистических».

 

Славина

 

«волновал вопрос»,

 

как скоро генсек

 

«откажется от социализма, ибо его эволюция взглядов шла вслед за изменением действительности, в которой к началу 90–х годов начинались процессы, явно говорящие о том, что социализму, даже с горбачёвским лицом, скоро придет конец»

Славин Б. После социализма… Метаморфозы российской политики конца XX века. М., 1997. С. 473

 

(Если согласиться с Б. Ф. Славиным, то придется признать, что Горбачев был пассивен и шел понуро за событиями вслед, не влияя на их развитие. Но это не так, поскольку политика, которую он проводил, как раз и вела к «изменению действительности», где социализму оставалось все меньше и меньше места. Для большей убедительности Славин напоминает, что

 

«либеральные идеи в России утвердились не сразу. Даже лидеры Межрегиональной группы реформаторов в Верховном Совете СССР, включая Ельцина, Попова, Афанасьева и других, на первых порах говорили о реформировании социализма, а не о его отрицании. Но вот уже где–то к концу 89–го была осуждена прежняя историческая парадигма развития и все заговорили о преимуществах либерально–капиталистического развития. Поначалу робкие голоса о преимуществах частной собственности и капитализма вскоре сменились требованиями вхождения в мировую цивилизацию, в утверждении у нас капитализма»

(там же, с. 474)

 

Мы не верим в идейное прозрение «реформаторов», особенно в «прозрение» лидеров Межрегиональной депутатской группы, далеко не безгрешной, по словам Б. И. Олейника, артели, образовавшейся не стихийно и отнюдь не в одночасье. То был не

 

«просто кружок случайных людей, а ядро будущей партии»,

 

объединение

 

«со всеми признаками корпоративного ордена»,

 

в котором, судя по персональному составу, было немало

 

«агентов влияния»

(Олейник Б. Ф. Князь тьмы. Два года в Кремле. М., 1992. С. 16―17)

 

Эти люди скрывали свои убеждения до определенного времени, а потом, когда им уже ничто не угрожало, стали играть открыто. К сожалению, Славин этого не понимает или делает вид, что не понимает. )

На наш взгляд, Горбачёв не менял свои взгляды, а лишь открывал их постепенно перед обществом, причем по мере того, как разрушалась прежняя политическая система и ослабевала, следовательно, угроза его смещения, а значит, и прекращения «перестройки». Он таился до поры до времени, «яко тать полунощный». А. А. Собчак относится к этому с полным пониманием и сочувствием. Он пишет:

 

«Представим себе на минуту, что, придя к власти в 1985 году, Горбачёв стал бы говорить об общечеловеческих ценностях (т.е. либерально–демократических ценностях западного мира, всегда отвергавшихся коммунистической идеологией как буржуазные) или об отказе от идеи мировой социалистической революции и даже о принятии теории конвергенции двух систем как фундаменте общего развития цивилизации, т.е. все то, о чем он стал говорить в 1990 и 1991 годах. Его судьба была бы решена без промедления»

Собчак А. А. Жила–была коммунистическая партия. С. 184

 

Итак, Горбачев сбрасывал с себя идейный камуфляж по ходу усиления «перестроечных» процессов, становясь тем, кем был в действительности,― противником системы, которая вскормила его и подняла на высшую ступень власти.

Двойственную причину идейной эволюции Горбачева обнаруживает Д. Боффа.

 

«Мысль Горбачева,

 

― пишет он,―

 

постоянно претерпевала изменения. Рассматривая нарастающий поток его инициатив, часто задаются вопросом, шла ли речь о подлинной эволюции его мышления или же о тактических приемах человека, который, зная, сколько препятствий ему предстоит преодолеть, не сразу обнаружил свои намерения. Признания Горбачева самого могут подтвердить обе гипотезы, и вполне вероятно, что в его действиях сосуществовали оба мотива»

Боффа Д. От СССР к России. История неоконченного кризиса. 1964―1994. М., 1996. С. 139

 

Примерно так же рассуждает Д. Е. Фурман, по мнению которого, к Горбачеву приложимы две модели ― «прозрения» и «маски».

 

«Человек, поднявшийся по всем ступеням партийной лестницы и несший в душе «нечто перестроечное», не мог не быть «чуть–чуть Штирлицем», не мог не носить маску, не произносить пустые слова, в которые сам не верил, и произносить их с какой–то полагающейся мимикой»

Фурман Д. Феномен Горбачева // Свободная мысль. 1995, № 11. С. 64

 

Д. Е. Фурман, как видим, рисует в некотором роде романтический образ Горбачева ― «чуть–чуть Штирлица». Нам же припоминается французский писатель лауреат Нобелевской премии К. Симон, разглядевший за внешним обаянием генсека злодейскую натуру гангстера (Геллер М. Я. Горбачев. Победа гласности и поражение перестройки//Советское общество: Возникновение, развитие, исторический финал. Т. 2. Апогей и крах сталинизма. М.,1997. С. 553―554).

Нет никаких сомнений в том, что стратегический план Горбачева оставался неизменным на протяжении всей его деятельности в качестве генсека и Президента СССР. Варьировалась в зависимости от конкретных обстоятельств только тактика осуществления этого плана. Выступая 3 мая 1998 года на НТВ в ночной передаче «Итоги», он охарактеризовал свою перестроечную деятельность именно так:

 

«Стратегическая цель оставалась неизменной, менялась тактика»

 

Вот почему ему приходилось нередко лавировать, изворачиваться, а то и попросту лгать (В этом сознается сам Горбачев. Он, например, следующим образом комментирует свои публичные заверения о преемственности курса XXVI съезда КПСС:

 

«Без таких клятв и заверений в то время не мыслимо было обойтись»

(Горбачёв М. С. Жизнь и реформы. Кн. 1. С. 279)

 

Подобных лживых «клятв и заверений» Горбачев произнес великое множество ). Надо согласиться с Собчаком, когда он говорит, что Горбачёв

 

«был мастером политической интриги»

 

и

 

«хитростью превзошел своих сотоварищей по Политбюро»

Собчак А. А. Жила–была коммунистическая партия. С. 193

 

 

«Никто лучше его не выкручивается из трудных положений»,

Никсон Р. На арене. Воспоминания о победах, поражениях и возрождении. М., 1992. С. 164

 

― пишет бывший президент США Никсон.

Он обманул их как младенцев. Недаром Е. Лигачёв впоследствии горестно сокрушался:

 

«Упустили мы Горбачёва, просмотрели»

 

Из числа обманутых Горбачевым членов Политбюро надо исключить Яковлева и Шеварднадзе, которые, судя по всему, вместе с ним делали одно дело

Вернемся, однако, снова к «перестройке».

М. С. Горбачёв, говоря о «перестройке» как политике, направленной на раскрытие потенциала социализма, на придание социализму новых качеств, называл её вместе с тем революцией (Горбачёв М.С. Перестройка и новое мышление… С. 46―52)

 

«Перестройка ― процесс революционный, ибо это скачок в развитии социализма, в реализации его сущностных характеристик»,

Там же. С. 48

 

― писал Горбачёв. Далее он пояснял:

 

«Называя осуществляемые нами меры революционными, мы имеем в виду их глубокий, радикальный, бескомпромиссный характер ― то, что они охватывают все общество сверху донизу, от базиса, от отношений собственности до надстройки, все сферы жизни, причем охватывают комплексно, в их целостности»

Там же. С. 51

 

Связывая перестройку с революцией, или коренным переворотом в жизни общества, Горбачев не мог не знать, что вслед за этим сам собой встанет вопрос о смене общественного строя. О том, что подобная смена предполагалась, свидетельствует случай, о котором рассказывает А. С. Черняев. Это было в 1990 году, когда в узком кругу в Ново–Огареве обсуждалась концепция доклада XXVIII съезду партии. В ходе обсуждения Горбачев согласился с формулировкой, предложенной Черняевым:

 

«Перестройка ― это смена общественной системы»

 

Но при этом добавил:

 

«В рамках социалистического выбора»

Черняев А.С. Шесть лет с Горбачевым. По дневниковым записям. М., 1993. С. 343

 

Стало быть, в то время, когда люди из ближайшего окружения Горбачёва ясно понимали, куда «процесс пошел» и говорили об этом с полной определенностью, он продолжал гримироваться под приверженца социалистического выбора, сохраняя осторожность и конспирацию.

Истинные замыслы нашего «прораба» проглядывают и в его готовности следовать примеру Ленина по части использования в деле революции форм, не свойственных самому социализму (Горбачёв М.С. Перестройка и новое мышление… С. 21). Внешне, казалось бы, тут все благопристойно: припадаем к Ленину. Однако в исторических условиях 80–х ― начала 90–х годов использование в «революционной перестройке» форм, не свойственных социализму (т.е. буржуазных), означало не что иное, как разрушение существующей общественной системы и ползучую реставрацию капиталистических отношений. На «ленинскую удочку» Горбачев ловил дурачков из Политбюро и ЦК, причем, надо сказать, очень удачно.

Необходимо упомянуть еще одно выразительное признание Горбачева:

 

«В революционном процессе, как известно, безусловное первенство принадлежит политике. Так и в перестройке. Приоритетное значение имеют меры политического характера…»

Горбачёв М. С. Перестройка и новое мышление… С. 51

 

Отождествление «перестройки» с революцией понадобилось Горбачеву, очевидно, для того, чтобы обосновать свои политические новации, которые, как показало время, вели к резкому ослаблению, можно даже сказать, к параличу государственной власти, что повергло страну в состояние хаоса и разложения, предопределивших её падение. Поэтому нельзя согласиться с теми исследователями, которые в

 

«приравнивании»

 

генсеком

 

«перестройки»

 

к революции усматривают одно лишь

 

«пропагандистское значение»

Политическая история: Россия ― СССР ― Российская Федерация. В 2 т. М., 1996. Т. 2. С. 616

 

В этом «приравнивании» есть, на наш взгляд, совершенно определенный практический смысл, позволивший Горбачёву прибегать к радикальным и губительным для существующей системы мерам, но соответствующим масштабности понятия «революция» и тем самым оправдывающим его действия, которые в ином случае были бы недопустимы. Странно, что сторонники социалистической ориентации в партийном руководстве не поняли эту уловку и согласились с идеей Горбачева о «перестройке» как новой революции, дав ему в руки мощное средство разрушения существующего строя. Впрочем, некоторые из них настороженно и даже отрицательно относились к данной идее, но молчали, позволяя себе только в приватных и сугубо доверительных беседах выражать свое несогласие с ней. Так, А. А. Громыко в разговоре с сыном как–то сказал, что утверждение Горбачева о том, будто перестройка есть

 

«революция, легковесно. Оно вводит в заблуждение и вместо созидания мы опять можем перейти при таком подходе к разрушению. Менять в стране надо многое, но только не общественный строй»

Громыко Анатолий. Андрей Громыко. В лабиринтах Кремля… С. 111

 

А. А. Громыко, следовательно, подспудно чувствовал разрушительный характер «перестройки», её опасность для существующего общественного строя. Присмотримся, однако, к ходу «перестройки» ― революции. Но сперва несколько историографических замечаний.

Один из инициаторов «перестройки» в составе высшего руководства страной Н. И. Рыжков склонен рассматривать её как «революционный процесс», начатый не в 1985 году Горбачевым, а в 1983 году Андроповым (Рыжков Н. И. 1) Десять лет великих потрясений. М, 1995. С. 11; 2) Перестройка: История предательств. М., 1992. С. 33). По мнению Рыжкова, осуществить «перестройку» в том виде, в каком она замышлялась, не удалось (Рыжков Н. И. Десять лет великих потрясений. С. 10). Первоначально

 

«преследовалась цель реформировать, как его тогда называли, реальный социализм в гуманный, «с человеческим лицом»».

 

Но

 

«постепенно сложилось так, что одна часть реформаторов осталась верна социализму, другая приняла систему капиталистических ценностей, в основном позаимствованных из практики североамериканского индустриального общества»

Там же. С. 460

 

Произошла

 

«подмена сути начатых преобразований»,

«смена курса реформ»

 

и

 

«ориентация на капитализацию всех сторон и сфер жизни»

Там же. С. 10, 460

 

Виной тому, согласно Рыжкову, предательство:

 

«Да, перестройка, считаю, была предана. Нами предана! Теми, кто её задумывал, кто начинал, кто осуществлял и кто хоронил. И себя от сих процессов не отделяю, разве что в похоронах, к счастью, не довелось участие принимать. Но великое предательство это складывалось из множества малых, которые ― по большому счету! ― и предательством трудно назвать. Уступка популизму. Уступка силе. Уступка авторитету. Малодушие. Обывательское русское «авось». Корректировка. Поправка. Замена задуманного на удобное…»

Рыжков Н. И. Перестройка: История предательств. С. 375

 

Рыжков противопоставляет «перестроечное время» «постперестроечному», «перестройку» «постперестройке» как разным социальным и политическим измерениям.

Другой мемуарист, принадлежащий к противоположному Рыжкову лагерю демократов, известный «шокотерапевт» Егор Гайдар, также отделяет перестроечный период от последующего времени.

 

«Распространенной ошибкой при обсуждении проблем новейшей истории,

 

― говорит он,―

 

является смешение ключевых вопросов, решавшихся на её отдельных этапах»

Гайдар Е.Т. Дни поражений и побед. М., 1997. С. 9

 

Согласно Гайдару, 1985 ― 1991 годы ― это

 

«обостряющийся кризис социализма»,

 

а 1991―1993 ―

 

«революционное крушение старого режима и борьба за стабилизацию институтов нового»

Там же

 

Таким образом, в обозначенные периоды решались разные

 

«ключевые вопросы».

 

Сходный взгляд находили в академической истории России XX века, где развитие событий прослеживается

 

«от перестройки к революции»

История России. XX век. М., 1996. С. 584.

 

Перед нами, следовательно, две различные по существу эпохи новейшей истории России.

Иной подход у авторов российской «Политической истории». Они рассматривают 1985―1994 годы как период модернизации советского общества, состоящий из трех крупных драматических этапов,

 

«охватывающих соответственно 1985―1986,1987―1991 и 1992―1994 годы»

Политическая история: Россия ― СССР ― Российская Федерация. Т. 2. С. 611

 

Конструктивным принципом этого подхода является отсутствие противопоставления «перестройки» и последующей капиталистической реставрации. Однако вряд ли следует называть 1985―1994 годы периодом «модернизации», т.е. созидания, ибо мы являемся свидетелями тотального разрушения великой державы. Сегодня мы все сидим на пепелище, на развалинах отчего дома ― России, которая на протяжении последних семи десятилетий именовалась Союзом Советских Социалистических Республик.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.