Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МКДОУ «Детский сад «Им. 1 Мая»



МКДОУ «Детский сад «Им. 1 Мая»

 

 

УЧИМСЯ РАССКАЗЫВАТЬ

 

Учитель-логопед: Рассейкина А.А.

2020г.

 

Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Связная речь– это не просто последовательность слов и предложений – это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.

Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться со  взрослыми и сверстниками. Период наивысшей речевой активности у детей определяется к пяти годам жизни. Обучение рассказыванию становится более успешным после четырёх лет. В это время происходит переломный момент в психическом развитии ребенка, дети начинают стремительно «взрослеть».  

Конечно, говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей.

Критическая ситуация в развитии речевой активности детей обусловлена рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

-ухудшение состояния здоровья ребенка;

-существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;

-глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе.

Развивая связную монологическую речь, важно научить ребенка пересказывать текст  своими словами,  а также на предложенную тему составлять сюжетный или описательный рассказ. И не беда, если ребенок сначала просто повторит за вами ваш рассказ - он упражняется в рассказывании. Постепенно уводите ребенка  от подражания, предлагайте придумать самостоятельный рассказ.

 Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает тексты народных сказок, усваивает последовательность действий.

Учить детей пересказу хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Ребенок включается в рассказ взрослого, повторяя слово или целое предложение, например: "Жили-были дед и..." - "Баба" - "Была у них..." - "Курочка Ряба". Затем можно переходить к пересказу по вопросам: "Кого встретил колобок?" - "Зайчика" - "Какую песенку он ему спел?.."

   А также помогают овладеть умением пересказывать разные зрелища - кукольный театр, мультфильмы! Они эмоционально настраивают ребенка, развивают желание передать свои впечатления в рассказе.

Подводятся дети и к рассказыванию по картине. Они учатся правильно отвечать на вопросы взрослого, а в дальнейшем начинают свободно и полно высказываться по содержанию картины.

 Дети очень любят  рассматривать игрушки. Именно это скорее другого побуждает их к высказыванию.

Сначала взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть игрушку. Первые вопросы направлены на характерные особенности внешнего вида предмета (форма, цвет, величина). Более  старшим детям (пятого года жизни) можно предложить сравнить две игрушки. Взрослый учит ребенка, например, описывать и сравнивать кукол, называя наиболее характерные их признаки, и следит, чтобы он высказывался  законченными предложениями. Прежде, чем сравнивать, ребенку  придется внимательно рассмотреть обеих кукол: как они одеты, какие у них волосы, глаза, а



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.