|
|||
Примерный перечень игр. ВТОРОЙ ЭТАП ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Примерный перечень игр
«Построим башню: кубик на кубик», «Построй дорожку для машины из пластин», «Стол и стул для матрешки», «Забор из кирпичиков и кубиков», «Скамеечка для зайки», «Игры с кубами», «Спрячь матрешку в домик», «Домик для собачки», «Разные домики», «Машина в гараже», «Забор из больших и маленьких палочек», «Розовая башня» (материал Монтессори); «Коричневая лестница» (материал Монтессори), «Составь гирлянды» (бусы из форм разной величины и цвета в разном сочетании: одной формы, одинакового размера, но разного цвета; две формы разного размера и одного цвета и т. п.), «Собери колечки (на подставке)», «Домик-вкладыш», «Слоник-вкладыш», «Бочки-вкладыши», «Коробки с отверстиями и соответствующими вкладышами геометрических форм», «Матрешки», «Пирамидки», «Столики с отверстиями (одноцветные и двухцветные) с комплектом втулок или грибочков», «Тележки со стержневыми и сюжетными съемными фигурками, палочка с кольцом на конце и без него», «Вкладыши» (по типу досок Сегена), «Составь из круга (квадрата, треугольника и т. п.) и прищепок елку (солнце, бабочку и др.)», «Волшебная пирамида» (большая пирамида высотой 1 м с кольцами), «Конструктор Lego» и др. ВТОРОЙ ЭТАП (ориентировочно средний дошкольный возраст) Содержание коррекционно-развивающей работы по разделу «КОНСТРУИРОВАНИЕ»
На втором этапе начинается целенаправленное, систематическое формирование конструктивной деятельности. Происходит формирование потребностно-мотивационной, содержательной и операционально-технической, контрольной и целевой сторон деятельности. Дети овладевают способами моделирования объектов, учитывая их пространственные свойства. Педагогический замысел:
— продолжать вызывать у детей потребность в конструктивной деятельности, формировать интерес к строительным играм; — обеспечивать игровую мотивацию конструирования, обыгрывать постройки сразу после их выполнения; — познакомить с конструированием по объемным и плоскостным образцам (отражающим фронтальную поверхность объекта, на которой контурно обозначены составляющие его элементы); — учить анализировать образцы (объемные и простейшие плоскостные) перед конструированием с помощью взрослого; — в процессе специальных игр и упражнений развивать восприятие и воспроизведение формы, размера и пространственных отношений; воспроизводить по подражанию взрослому («Сделай, как у меня», «Что изменилось?», «Посмотри и переставь, как я»), а затем по образцу комбинации из 2—7 элементов (кубик, брусок, треугольная призма, конусы, полусферы) для формирования умения анализировать и передавать в постройках взаимное расположение частей предмета; — сравнивать элементы детских строительных наборов и предметы по величине (большой — маленький, больше — меньше, одинаковый, длинный — короткий, высокий — низкий, выше — ниже, длиннее — короче), по расположению (понимая и употребляя при этом выражения внизу — наверху, рядом, около, близко — далеко, дальше — ближе); — учить понимать и называть элементы строительных наборов и их основные пространственные свойства; — формировать умение соотносить части конструкции и предмета, показывать и называть их; — учить создавать конструкции, необходимые для игр с машиной (гаражи, ворота, дорога), для игр с куклой (мебель, комната для куклы, дом), обыгрывать предметы и конструкции; — учить создавать несколько вариантов конструкций на одну и ту же тему; — учить сравнивать конструкцию с объектом или с образцом для оценки выполнения; — формировать умение воссоздавать целостный образ объекта из простых разрезных картинок и картинок с вырубленными частями (от 2 до 4—5) круглой, квадратной, треугольной формы; — познакомить с простыми сборно-разборными игрушками, собирать их по образцу (разрезной картинке) и по представлению, формировать предварительный образ предмета; — развивать координацию обеих рук, зрительно-двигательную координацию; — формировать умение работать вместе с другим ребенком при выполнении общего задания; — развивать умение радоваться успеху; — формировать умение доводить работу до конца.
Оборудование и материалы:
— строительный материал: мягкие модули, крупный деревянный строитель, строительные наборы из геометрических фигур одного и разного цвета, строительные наборы из готовых конструкций, пластмассовые конструкторы, в том числе конструктор Lego-duplo; — мозаики: геометрические магнитные, геометрические пластмассовые, пластмассовые кнопочные достаточно крупного размера; — сборно-разборные игрушки: матрешки, пирамидки, куклы, животные и пр.; — наборы разрезных картинок (предметных и сюжетных); — наборы предметных или сюжетных картинок с вырубленными частями (от 2 до 4—5) круглой, квадратной, треугольной формы, которые необходимо вставить в определенное место (как по краям картинки, так и в ее середине); — наборы предметных и сюжетных картинок на кубиках (иллюстрированные кубики из 4 и 6 частей); — наборы фигурок людей и животных из плотной ткани, картона или плотной бумаги в разобранном виде; — наборы палочек: крупные палочки размером 20 см (бамбуковые или деревянные), мелкие палочки размером до 10 см (деревянные или пластмассовые) одного и разных цветов; — столы для конструктора Lego; — 2—3 конторки, рассчитанные на различный рост детей (они могут использоваться для игр стоя; внутри конторки дети вместе со взрослыми могут организовать игровое пространство, которое используется как гараж, комната и т. п.). Содержание Развитие восприятия формы, цвета и величины предметов (на материале строительных наборов): подбирать к образцу необходимые фигуры по форме, цвету и величине, используя при подборе по величине прикладывание и накладывание элементов как вспомогательные приемы. Игры и упражнения на группировку элементов строительных наборов (кубиков, брусков, пластин, треугольных призм) по двум-трем образцам, соотнесение их с плоскостными фигурами (квадратом, прямоугольником, треугольником). Игры на узнавание целого предмета по его фрагментам (для развития целостного предварительного образа). Изменение и определение собственного местонахождения в пространстве (перемещение в групповой комнате, по лестнице, на игровой площадке и т. д.), направления движения (вниз — вверх, вперед — назад) в процессе специальных игр и упражнений с использованием указательного жеста и символических средств. Развитие пространственных представлений (рядом, около, близко — далеко, дальше — ближе, вверху — внизу, выше — ниже и пр.). Соотнесение частей конструкции с частями игрушки или конструкции-образца в процессе конструктивных и дидактических игр. Выполнение простейших построек (башни, заборчики, дорожки, скамеечки) по подражанию педагогу и по образцу после его предварительного анализа под руководством педагога (выделение основных частей постройки, определение элементов строительного материала, использованных при этом). Постройка по подражанию взрослым разнообразных (2—3 видов) гаражей, ворот, заборов, мебели для куклы (стол, кроватка, диван, стул) на основе их предварительного анализа. Создание знакомых построек из нового строительного материала, обыгрывание их. Выполнение построек на основе анализа образца (знакомые постройки из других элементов, например ворота с аркой, мост из трех элементов через препятствие и пр.). Конструирование по объемному образцу (здания, мосты, ворота и пр.) с последующим созданием плоскостного изображения на магнитной доске или фланелеграфе. Постройка различных зданий по подражанию, а затем по образцу (жилой дом-башня с одним входом, детский сад — невысокий, длинный, с несколькими входами, магазин) после проведения специальных экскурсий и наблюдений. Рассматривание картинок с изображением различных зданий. Построение улицы после предварительного наблюдения («Улица. Вдоль улицы ряд домов, по улице едут машины. Забор с воротами, машины проезжают в ворота, въезжают в гараж»). Игры со сборно-разборными игрушками (куклы, животные): разбирать и соединять части в целое. Складывание разрезных картинок с изображением этих же игрушек (картинки разрезаны соответственно разборным частям игрушек). Ориентировка при соединении частей на существенные, значимые детали (различать руки и ноги у кукол-голышей, лапы у медведя, не путать голову с туловищем и пр.). Игры с сюжетными картинками с вырубленными 4—5 частями круглой, квадратной, треугольной формы. Складывание разрезных картинок (из 3—6 частей) вместе со взрослым с использованием приема накладывания на образец и по образцу (игрушки, овощи, фрукты, животные). Конструирование из кубиков (4 и 6 кубиков). Конструирование из палочек по подражанию и образцу (дома, окошки, солнышко, заборчики, ворота и т. п.). Конструирование знакомых объектов из конструктора Lego. Конструирование объектов из тематических конструкторов (например, «Замок», «Город», «Улица», «Построй поселок» и др.). Сюжетное конструирование — создание картин из плоскостных элементов (готовых вырезанных из бумаги или картона объектов).
ТРЕТИЙ ЭТАП (ориентировочно старший дошкольный возраст) Содержание коррекционно-развивающей работы по разделу «КОНСТРУИРОВАНИЕ» Педагогический замысел:
— закреплять интерес к конструктивной деятельности и потребность участвовать в ней; — закреплять умение узнавать предмет в конструкциях, созданных из различных детских строительных наборов, конструкторов, палочек, плоскостных элементов, элементов мозаики; — закреплять умение обыгрывать выполняемые постройки и использовать знакомые постройки в строительных, сюжетно-ролевых и театрализованных играх; — продолжать развивать восприятие пространственных свойств объектов, сравнивать их по величине (употребляя при этом слова: большой — маленький, больше — меньше, одинаковый, длинный — короткий, высокий — низкий, выше — ниже, длиннее — короче), по расположению (употребляя при этом выражения: внизу — наверху, рядом, около, близко — далеко, дальше — ближе); — учить анализировать объемные и графические образцы не только с помощью взрослого, но и самостоятельно; — учить использовать новые конструктивные материалы для конструирования знакомых объектов; — учить выполнять постройки по графическим образцам, с помощью взрослого намечать последовательность выполнения; — познакомить с созданием графической модели постройки (не только построить дом по образцу, — развивать кооперативные умения в процессе конструирования: учить детей участвовать в коллективной деятельности, совместно выполнять постройки, налаживать отношения партнерства в процессе создания конструкций, а также в ходе последующей игры, учить договариваться и координировать свои совместные усилия; — учить сюжетному конструированию как по образцу, так и по представлению; — поощрять самостоятельное конструирование детей; — учить конструировать по замыслу; — закреплять умение конструировать сборно-разборные игрушки; — развивать все виды словесной регуляции в процессе конструирования, обращая особое внимание на формирование умения предварительно элементарно планировать предстоящее выполнение (последовательность, материалы, обязанности при совместной постройке); — учить конструировать по простейшей схеме-плану; — учить конструировать из палочек по образцу и словесной инструкции (дом, заборчик, ворота, фигуру человека и пр.); — закреплять умение самостоятельно называть части конструкции и объяснять, из чего они сделаны; — формировать умение сравнивать выполненную инструкцию с образцом или предметом; — формировать умение конструировать из объемного (кубик, брусок, треугольная призма) и плоскостного материала (квадрат, прямоугольник, треугольник), а также из палочек; — закреплять умение воссоздавать целостный образ объекта из разрезных картинок (из 3—8 частей), кубиков (из 4, 6, 9 частей); — формировать умение воссоздавать предметные и сюжетные вырубные картинки по типу puzzle; — формировать умение создавать подвижные картины из плоскостных готовых элементов (животные, люди, деревья, грибы, цветы, дома, машины, солнце, тучи и т. п.) из плотной бумаги или картона; — развивать мелкую моторику; — развивать координацию движений обеих рук, зрительно-двигательную координацию; — развивать умение доводить работу до конца; — развивать умение радоваться успеху; — формировать умение оказывать помощь другим детям в процессе выполнения коллективных работ; — учить с помощью взрослого планировать этапы и последовательность выполнения работы. Оборудование и материалы:
— строительный материал: мягкие модули, крупный деревянный строитель, строительные наборы из геометрических фигур одного и разного цвета, строительные наборы из готовых конструкций, пластмассовые конструкторы, в том числе конструктор Lego-duplo; — мозаики: геометрические магнитные, геометрические пластмассовые, пластмассовые кнопочные достаточно крупного размера; — сборно-разборные игрушки: матрешки, пирамидки, куклы, животные и пр.; — наборы разрезных предметных картинок с различной конфигурацией разрезов (прямые, фигурные, структурные); — наборы разрезных сюжетных картинок с разрезами, соответствующими смысловым частям; — наборы предметных или сюжетных картинок с вырубленными частями (от 2 до 4—5) круглой, квадратной, треугольной формы, которые необходимо вставить в определенное место (как по краям картинки, так и в ее середине); — наборы вырубных сюжетных или предметных картинок по типу puzzle; — наборы предметных или сюжетных картинок на кубиках: из 4, 6, 9 частей; — комплекты сборных фигурок людей и животных (из толстой ткани, картона или плотной бумаги); — комплекты из картона для создания сюжетных композиций-картин (животные, люди, деревья, грибы, цветы, дома, машины, солнце, тучи и т. п.); — наборы палочек: крупные палочки размером 20 см (бамбуковые или деревянные), мелкие палочки размером до 10 см (деревянные или пластмассовые) одного и разных цветов; — полоски бумаги, картона, ковролина, ткани разной длины и ширины, разного цвета; — мягкая проволока в полиэтиленовой оплетке или обвязанная цветной ниткой; — столы для конструктора Lego; 2—3 конторки, рассчитанные на различный рост детей (для игр стоя; внутри конторки дети совместно со взрослыми могут организовать игровое пространство, которое используется как гараж, комната и т. п.). Содержание
Игры с выполненными конструкциями (например, в гараж заезжают машины, на цветочки из мозаики прилетели бабочки соответствующего цвета и т.п.). Игры на сравнение предметов, конструкций, цементов конструкций по величине (большой — маленький, больше — меньше, одинаковый, длинный — короткий, высокий — низкий, выше —ниже, длиннее — короче), по расположению (внизу — наверху, рядом, около, близко — далеко, дальше — ближе), по форме (квадратный, круглый, прямоугольный, треугольный, овальный) и по цвету (красный, желтый, синий, зеленый). Игры на дифференциацию и соотнесение пространственных фигур (шар, полусфера, кубик, брусок, пластина, призма треугольная, конус) и плоскостных форм (квадрат, прямоугольник, круг, овал). Игры на определение формы предмета или его частей. Игры на определение элементов, необходимых для выполнения конструкции из объемного и плоскостного материала. Конструирование по образцу и по словесному заданию знакомых по предварительному обучению объектов из различных детских строительных напоров, конструкторов, палочек, плоскостных элементов, элементов мозаики (башенки, дорожки, заборчики, дома, ворота, мосты и др.). Конструирование игрушек (машин, мебели и др.) из элементов строительных наборов, конструктора Lego, геометрических форм, готовых элементов, разрезных картинок. Конструирование объектов из плоскостных форм но графическому образцу, зарисовка готовых конструкций. Создание построек, необходимых для развертывания или продолжения сюжетно-ролевой игры (предметы мебели для кукольной комнаты, автобус из мягких модулей и т. п.). Моделирование по образцу, по представлению и по простейшей схеме-плану предметного и сюжетного целого из частей (на материале кубиков, разрезных и вырубных картинок, картинок с вкладками и пр.). Создание сюжетных картин из готовых элементов (животные, люди, деревья, грибы, цветы, дома, машины, солнце, тучи и т. п.) на плоскости по образцу, по словесному описанию, а также по собственному замыслу детей с последующим рассказыванием о расположении элементов. Конструирование из палочек (полосок бумаги) разнообразных объектов по образцу. Конструирование объектов из мягких модулей (дома, транспорт, двор, улица и др.). Конструирование объектов из проволоки. Конструирование сборно-разборных игрушек (пирамидки, куклы, животные и пр.). Конструирование из мозаик: геометрических (магнитных, пластмассовых), кнопочных разного размера. Тематическое коллективное конструирование («Улица», «Город», «Детский сад», «Зоопарк» и т. п.) с последующим обыгрыванием.
|
|||
|