Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Примерный перечень игр. ВТОРОЙ ЭТАП



Примерный перечень игр

 

«Построим башню: кубик на кубик», «Построй до­рожку для машины из пластин», «Стол и стул для мат­решки», «Забор из кирпичиков и кубиков», «Скамееч­ка для зайки», «Игры с кубами», «Спрячь матрешку в домик», «Домик для собачки», «Разные домики», «Ма­шина в гараже», «Забор из больших и маленьких па­лочек», «Розовая башня» (материал Монтессори); «Ко­ричневая лестница» (материал Монтессори), «Составь гирлянды» (бусы из форм разной величины и цвета в раз­ном сочетании: одной формы, одинакового размера, но разного цвета; две формы разного размера и одного цве­та и т. п.), «Собери колечки (на подставке)», «Домик-вкла­дыш», «Слоник-вкладыш», «Бочки-вкладыши», «Коробки с отверстиями и соответствующими вкладышами геомет­рических форм», «Матрешки», «Пирамидки», «Столики с отверстиями (одноцветные и двухцветные) с комплек­том втулок или грибочков», «Тележки со стержневыми и сюжетными съемными фигурками, палочка с кольцом на конце и без него», «Вкладыши» (по типу досок Сегена), «Составь из круга (квадрата, треугольника и т. п.) и прищепок елку (солнце, бабочку и др.)», «Волшебная пирамида» (большая пирамида высотой 1 м с кольцами), «Конструктор Lego» и др.

ВТОРОЙ ЭТАП

(ориентировочно средний дошкольный возраст)

Содержание коррекционно-развивающей работы по разделу

«КОНСТРУИРОВАНИЕ»

 

На втором этапе начинается целенаправленное, систематическое формирование конструктивной де­ятельности. Происходит форми­рование потребностно-мотивационной, содержатель­ной и операционально-технической, контрольной и целевой сторон деятельности. Дети овладевают спо­собами моделирования объектов, учитывая их про­странственные свойства.

Педагогический замысел:

 

— продолжать вызывать у детей потребность в конструктивной деятельности, формировать инте­рес к строительным играм;

— обеспечивать игровую мотивацию конструи­рования, обыгрывать постройки сразу после их вы­полнения;

познакомить с конструированием по объем­ным и плоскостным образцам (отражающим фрон­тальную поверхность объекта, на которой контур­но обозначены составляющие его элементы);

— учить анализировать образцы (объемные и простейшие плоскостные) перед конструированием с помощью взрослого;

— в процессе специальных игр и упражнений развивать восприятие и воспроизведение формы, размера и пространственных отношений; воспроиз­водить по подражанию взрослому («Сделай, как у меня», «Что изменилось?», «Посмотри и переставь, как я»), а затем по образцу комбинации из 2—7 эле­ментов (кубик, брусок, треугольная призма, конусы, полусферы) для формирования умения анали­зировать и передавать в постройках взаимное рас­положение частей предмета;

— сравнивать элементы детских строительных наборов и предметы по величине (большой — ма­ленький, больше — меньше, одинаковый, длин­ный — короткий, высокий — низкий, выше — ниже, длиннее — короче), по расположению (понимая и употребляя при этом выражения внизу — наверху, рядом, около, близко — далеко, дальше — ближе);

— учить понимать и называть элементы строи­тельных наборов и их основные пространственные свойства;

— формировать умение соотносить части конст­рукции и предмета, показывать и называть их;

— учить создавать конструкции, необходимые для игр с машиной (гаражи, ворота, дорога), для игр с куклой (мебель, комната для куклы, дом), обыгрывать предметы и конструкции;

— учить создавать несколько вариантов конст­рукций на одну и ту же тему;

— учить сравнивать конструкцию с объектом или с образцом для оценки выполнения;

— формировать умение воссоздавать целостный образ объекта из простых разрезных картинок и картинок с вырубленными частями (от 2 до 4—5) круглой, квадратной, треугольной формы;

— познакомить с простыми сборно-разборными игрушками, собирать их по образцу (разрезной кар­тинке) и по представлению, формировать предвари­тельный образ предмета;

— развивать координацию обеих рук, зритель­но-двигательную координацию;

— формировать умение работать вместе с другим ребенком при выполнении общего задания;

— развивать умение радоваться успеху;

— формировать умение доводить работу до конца.

 

Оборудование и материалы:

 

— строительный материал: мягкие модули, круп­ный деревянный строитель, строительные наборы из геометрических фигур одного и разного цвета, строительные наборы из готовых конструкций, пластмассовые конструкторы, в том числе конст­руктор Lego-duplo;

— мозаики: геометрические магнитные, геомет­рические пластмассовые, пластмассовые кнопоч­ные достаточно крупного размера;

— сборно-разборные игрушки: матрешки, пира­мидки, куклы, животные и пр.;

— наборы разрезных картинок (предметных и сюжетных);

— наборы предметных или сюжетных картинок с вырубленными частями (от 2 до 4—5) круглой, квадратной, треугольной формы, которые необхо­димо вставить в определенное место (как по краям картинки, так и в ее середине);

— наборы предметных и сюжетных картинок на кубиках (иллюстрированные кубики из 4 и 6 час­тей);

наборы фигурок людей и животных из плот­ной ткани, картона или плотной бумаги в разобран­ном виде;

— наборы палочек: крупные палочки размером 20 см (бамбуковые или деревянные), мелкие палоч­ки размером до 10 см (деревянные или пластмассо­вые) одного и разных цветов;

— столы для конструктора Lego;

— 2—3 конторки, рассчитанные на различный рост детей (они могут использоваться для игр стоя; внутри конторки дети вместе со взрослыми могут организовать игровое пространство, которое исполь­зуется как гараж, комната и т. п.).

Содержание

Развитие восприятия формы, цвета и величины предметов (на материале строительных наборов): подбирать к образцу необходимые фигуры по фор­ме, цвету и величине, используя при подборе по ве­личине прикладывание и накладывание элементов как вспомогательные приемы.

Игры и упражнения на группировку элементов строительных наборов (кубиков, брусков, пластин, треугольных призм) по двум-трем образцам, соот­несение их с плоскостными фигурами (квадратом, прямоугольником, треугольником).

Игры на узнавание целого предмета по его фраг­ментам (для развития целостного предварительно­го образа).

Изменение и определение собственного местона­хождения в пространстве (перемещение в групповой комнате, по лестнице, на игровой площадке и т. д.), направления движения (вниз — вверх, вперед — назад) в процессе специальных игр и упражнений с использованием указательного жеста и символиче­ских средств.

Развитие пространственных представлений (ря­дом, около, близко — далеко, дальше — ближе, ввер­ху — внизу, выше — ниже и пр.).

Соотнесение частей конструкции с частями иг­рушки или конструкции-образца в процессе конст­руктивных и дидактических игр.

Выполнение простейших построек (башни, забор­чики, дорожки, скамеечки) по подражанию педаго­гу и по образцу после его предварительного анализа под руководством педагога (выделение основных ча­стей постройки, определение элементов строитель­ного материала, использованных при этом).

Постройка по подражанию взрослым разнообраз­ных (2—3 видов) гаражей, ворот, заборов, мебели для куклы (стол, кроватка, диван, стул) на основе их предварительного анализа. Создание знакомых построек из нового строительного материала, обыг­рывание их.

Выполнение построек на основе анализа образца (знакомые постройки из других элементов, напри­мер ворота с аркой, мост из трех элементов через препятствие и пр.).

Конструирование по объемному образцу (здания, мосты, ворота и пр.) с последующим созданием плоскостного изображения на магнитной доске или фланелеграфе.

Постройка различных зданий по подражанию, а затем по образцу (жилой дом-башня с одним вхо­дом, детский сад — невысокий, длинный, с несколь­кими входами, магазин) после проведения специ­альных экскурсий и наблюдений. Рассматривание картинок с изображением различных зданий.

Построение улицы после предварительного на­блюдения («Улица. Вдоль улицы ряд домов, по ули­це едут машины. Забор с воротами, машины проез­жают в ворота, въезжают в гараж»).

Игры со сборно-разборными игрушками (куклы, животные): разбирать и соединять части в целое. Складывание разрезных картинок с изображением этих же игрушек (картинки разрезаны соответ­ственно разборным частям игрушек). Ориентировка при соединении частей на существенные, значимые детали (различать руки и ноги у кукол-голышей, лапы у медведя, не путать голову с туловищем и пр.). Игры с сюжетными картинками с вырубленны­ми 4—5 частями круглой, квадратной, треугольной формы.

Складывание разрезных картинок (из 3—6 ча­стей) вместе со взрослым с использованием приема накладывания на образец и по образцу (игрушки, овощи, фрукты, животные).

Конструирование из кубиков (4 и 6 кубиков).

Конструирование из палочек по подражанию и образцу (дома, окошки, солнышко, заборчики, во­рота и т. п.).

Конструирование знакомых объектов из конст­руктора Lego.

Конструирование объектов из тематических кон­структоров (например, «Замок», «Город», «Улица», «Построй поселок» и др.).

Сюжетное конструирование — создание картин из плоскостных элементов (готовых вырезанных из бумаги или картона объектов).

 

ТРЕТИЙ ЭТАП

(ориентировочно старший дошкольный возраст)

Содержание коррекционно-развивающей работы по разделу

«КОНСТРУИРОВАНИЕ»

Педагогический замысел:

 

— закреплять интерес к конструктивной дея­тельности и потребность участвовать в ней;

— закреплять умение узнавать предмет в конст­рукциях, созданных из различных детских строи­тельных наборов, конструкторов, палочек, плоско­стных элементов, элементов мозаики;

— закреплять умение обыгрывать выполняемые постройки и использовать знакомые постройки в строительных, сюжетно-ролевых и театрализован­ных играх;

— продолжать развивать восприятие простран­ственных свойств объектов, сравнивать их по величи­не (употребляя при этом слова: большой — малень­кий, больше — меньше, одинаковый, длинный — короткий, высокий — низкий, выше — ниже, длиннее — короче), по расположению (употребляя при этом выражения: внизу — наверху, рядом, око­ло, близко — далеко, дальше — ближе);

— учить анализировать объемные и графические образцы не только с помощью взрослого, но и самостоятельно;

учить использовать новые конструктивные ма­териалы для конструирования знакомых объектов;

— учить выполнять постройки по графическим образцам, с помощью взрослого намечать последо­вательность выполнения;

— познакомить с созданием графической моде­ли постройки (не только построить дом по образцу,
но и зарисовать его, передавая основные части и детали);

— развивать кооперативные умения в процессе конструирования: учить детей участвовать в коллек­тивной деятельности, совместно выполнять построй­ки, налаживать отношения партнерства в процессе создания конструкций, а также в ходе последующей игры, учить договариваться и координировать свои совместные усилия;

— учить сюжетному конструированию как по образцу, так и по представлению;

— поощрять самостоятельное конструирование детей;

— учить конструировать по замыслу;

— закреплять умение конструировать сборно-разборные игрушки;

— развивать все виды словесной регуляции в процессе конструирования, обращая особое внима­ние на формирование умения предварительно эле­ментарно планировать предстоящее выполнение (последовательность, материалы, обязанности при совместной постройке);

— учить конструировать по простейшей схеме-плану;

— учить конструировать из палочек по образцу и словесной инструкции (дом, заборчик, ворота, фигуру человека и пр.);

— закреплять умение самостоятельно называть части конструкции и объяснять, из чего они сде­ланы;

— формировать умение сравнивать выполненную инструкцию с образцом или предметом;

— формировать умение конструировать из объемного (кубик, брусок, треугольная призма) и плоскостного материала (квадрат, прямоугольник, треугольник), а также из палочек;

— закреплять умение воссоздавать целостный образ объекта из разрезных картинок (из 3—8 частей), кубиков (из 4, 6, 9 частей);

— формировать умение воссоздавать предметные и сюжетные вырубные картинки по типу puzzle;

— формировать умение создавать подвижные картины из плоскостных готовых элементов (животные, люди, деревья, грибы, цветы, дома, маши­ны, солнце, тучи и т. п.) из плотной бумаги или картона;

— развивать мелкую моторику;

— развивать координацию движений обеих рук, зрительно-двигательную координацию;

— развивать умение доводить работу до конца;

— развивать умение радоваться успеху;

— формировать умение оказывать помощь дру­гим детям в процессе выполнения коллективных работ;

— учить с помощью взрослого планировать эта­пы и последовательность выполнения работы.

Оборудование и материалы:

 

— строительный материал: мягкие модули, крупный деревянный строитель, строительные наборы из геометрических фигур одного и разного цвета, строительные наборы из готовых конструкций, пластмассовые конструкторы, в том числе конст­руктор Lego-duplo;

— мозаики: геометрические магнитные, геомет­рические пластмассовые, пластмассовые кнопоч­ные достаточно крупного размера;

сборно-разборные игрушки: матрешки, пира­мидки, куклы, животные и пр.;

— наборы разрезных предметных картинок с различной конфигурацией разрезов (прямые, фи­гурные, структурные);

— наборы разрезных сюжетных картинок с раз­резами, соответствующими смысловым частям;

— наборы предметных или сюжетных картинок с вырубленными частями (от 2 до 4—5) круглой, квадратной, треугольной формы, которые необхо­димо вставить в определенное место (как по краям картинки, так и в ее середине);

— наборы вырубных сюжетных или предметных картинок по типу puzzle;

— наборы предметных или сюжетных картинок на кубиках: из 4, 6, 9 частей;

— комплекты сборных фигурок людей и живот­ных (из толстой ткани, картона или плотной бума­ги);

— комплекты из картона для создания сюжет­ных композиций-картин (животные, люди, дере­вья, грибы, цветы, дома, машины, солнце, тучи и т. п.);

— наборы палочек: крупные палочки размером 20 см (бамбуковые или деревянные), мелкие палоч­ки размером до 10 см (деревянные или пластмассо­вые) одного и разных цветов;

— полоски бумаги, картона, ковролина, ткани разной длины и ширины, разного цвета;

— мягкая проволока в полиэтиленовой оплетке или обвязанная цветной ниткой;

— столы для конструктора Lego; 2—3 конторки, рассчитанные на различный рост детей (для игр стоя; внутри конторки дети совместно со взрослыми мо­гут организовать игровое пространство, которое используется как гараж, комната и т. п.).

Содержание

 

Игры с выполненными конструкциями (например, в гараж заезжают машины, на цветочки из мозаики прилетели бабочки соответствующего цвета и т.п.).

Игры на сравнение предметов, конструкций, цементов конструкций по величине (большой — маленький, больше — меньше, одинаковый, длин­ный — короткий, высокий — низкий, выше —ниже, длиннее — короче), по расположению (внизу — наверху, рядом, около, близко — далеко, дальше — ближе), по форме (квадратный, круглый, прямоугольный, треугольный, овальный) и по цвету (красный, желтый, синий, зеленый).

Игры на дифференциацию и соотнесение пространственных фигур (шар, полусфера, кубик, брусок, пластина, призма треугольная, конус) и плоско­стных форм (квадрат, прямоугольник, круг, овал).

Игры на определение формы предмета или его частей.

Игры на определение элементов, необходимых для выполнения конструкции из объемного и плоскостного материала.

Конструирование по образцу и по словесному заданию знакомых по предварительному обучению объектов из различных детских строительных на­поров, конструкторов, палочек, плоскостных эле­ментов, элементов мозаики (башенки, дорожки, за­борчики, дома, ворота, мосты и др.).

Конструирование игрушек (машин, мебели и др.) из элементов строительных наборов, конструктора Lego, геометрических форм, готовых элементов, разрезных картинок.

Конструирование объектов из плоскостных форм но графическому образцу, зарисовка готовых кон­струкций.

Создание построек, необходимых для развертыва­ния или продолжения сюжетно-ролевой игры (пред­меты мебели для кукольной комнаты, автобус из мягких модулей и т. п.).

Моделирование по образцу, по представлению и по простейшей схеме-плану предметного и сюжетного целого из частей (на материале кубиков, разрезных и вырубных картинок, картинок с вкладками и пр.). Создание сюжетных картин из готовых элемен­тов (животные, люди, деревья, грибы, цветы, дома, машины, солнце, тучи и т. п.) на плоскости по образ­цу, по словесному описанию, а также по собствен­ному замыслу детей с последующим рассказывани­ем о расположении элементов.

Конструирование из палочек (полосок бумаги) разнообразных объектов по образцу.

Конструирование объектов из мягких модулей (дома, транспорт, двор, улица и др.).

Конструирование объектов из проволоки. Конструирование сборно-разборных игрушек (пирамидки, куклы, животные и пр.).

Конструирование из мозаик: геометрических (маг­нитных, пластмассовых), кнопочных разного размера. Тематическое коллективное конструирование («Улица», «Город», «Детский сад», «Зоопарк» и т. п.) с последующим обыгрыванием.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.