|
|||
Содержание раздела «Конструирование» коррекционно-развивающей программыСтр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание раздела «Конструирование» коррекционно-развивающей программы Баряевой Л.Б. «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью»
ПЕРВЫЙ ЭТАП (ориентировочно младший дошкольный возраст) Содержание коррекционно-развивающей работы по разделу «КОНСТРУИРОВАНИЕ» Раздел «Игры» Конструктивные игры Конструктивные игры направлены не только на ознакомление детей с конструктивной деятельностью, но прежде всего на решение целого круга коррекционно-развивающих задач: обогащение сенсорного опыта; закрепление первичных представлений о цвете, форме, величине, строении объектов действительности, расположении в пространстве их элементов по отношению друг к другу; развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и т. п., а также практическое использование этих свойств в создаваемых с помощью приемов конструктивной деятельности моделях объектов. Конструктивные игры проводит учитель-дефектолог во время групповых занятий и в рамках индивидуальной работы. Кроме этого они могут включаться в другие виды игр и разделы работы на данном этапе. Например, в занятия по ознакомлению с окружающим и развитие речи, игры с образными игрушками, занятия изобразительной деятельностью, занятия физической культурой и др. Конструктивные игры может проводить также воспитатель, закрепляя интерес детей к конструктивной деятельности и формируемые конструктивные умения во время, предусмотренное для свободных игр и занятий. В начале обучения конструктивные игры проводятся с небольшими группами детей численностью в 2—3 человека. По мере овладения детьми конструктивными умениями и взаимодействием со взрослым и сверстниками численность подгрупп может увеличиваться до 5 человек. Конструктивные игры проводится в игровой комнате, в кабинете учителя-дефектолога, в групповой комнате. Для их проведения необходимо специально оборудованное место, в котором находятся столы для конструирования, а на полу лежит ковровое покрытие, на котором дети могут играть. Педагогический замысел:
— познакомить детей с различными конструктивными материалами; — вызывать интерес и эмоциональный отклик на деятельность взрослого в процессе конструктивных игр путем создания на глазах у детей несложных конструкций (мебель для куклы, мишки; гараж и ворота для машины; загородки для животных, домики для кукол) с целью незамедлительного их игрового использования педагогом и детьми; — развивать восприятие пространственных свойств объектов (форма, величина, расположение) в процессе дидактических игр и упражнений; — учить выделять из фона, выбирать по образцу необходимые элементы строительного набора (где такой?) с помощью соотносящего и указательного жестов, используя в качестве образцов объемные фигуры и плоскостные изображения; — формировать направленность на создание функциональных построек путем обучения приемам «дополнения» (прикреплять окна и двери к построенному дому), «включения» (например, вокруг построенного дома располагают деревья, песочницы и пр., «расстилают» тротуары, дороги, по которым едут игрушечные машины), обыгрывания постройки; — учить адекватно реагировать на разрушение конструкций, вызывать стремление восстанавливать их для продолжения игры, развивать игровую направленность детского конструировании; — учить использовать конструктивный материал в качестве предметов-заменителей и образных играх; — формировать пространственные представления (вперед — назад, впереди- сзади, рядом, около, близко — далеко, дальше — ближе, наверху — внизу и пр.) в процессе игре конструктивным материалом и игрушками; — знакомить с постоянством формы и относительностью размера в процессе конструктивных игр (большая — маленькая, больше меньше, самая большая, самая маленькая и т. п.); — учить группировать по двум образцам детали строительных наборов (кубики, палочки, бруски, кирпичики, пластины, треугольные призмы — крыши); — познакомить с названиями основных деталей строительных наборов, учить выделять по названию, поощрять самостоятельное называние (использовать названия материальных предэталонов); — учить сравнивать по форме, количеству и величине, используя приемы приложения и наложения; — формировать умение выполнять последовательную цепочку действий, направленных на создание конструкции из строительного материала; — развивать общую и мелкую моторику, формируя необходимые для конструирования операциональные умения (пальцевый захват деталей, их удерживание, поворачивание, совмещение и т. д.), способность удерживать плоскостной и объемный материал двумя и одной рукой, перемещать в пространстве различные части и детали конструкции и т. п.; — учить действовать двумя руками, формировать опережающие движения взора; — направлять детей на создание коллективной постройки (строим одинаковые конструкции, вместе создаем одну и т. п.) с непосредственным участием взрослого; — учить создавать постройки по подражанию действиям взрослого и по простейшему образцу; — создавать условия для использования детьми вне занятий, в ходе предметно-строительной игры умений, приобретенных в совместных со взрослым конструктивных играх; — учить детей достигать результата в конструировании для последующей игры; — учить выражать радость и удовольствие от полученного результата, демонстрировать его взрослым, другим детям. Оборудование и материалы: — ковровое покрытие (однотонное, с рисунками дороги, улиц и т. п.); — крупный строительный материал, состоящий из мягких модулей; — крупный деревянный строитель; — конструктор по типу Lego-duplo; — крупные палочки (бамбуковые или деревянные) размером 20 см; — столы для конструктора Lego; — 2—3 конторки, рассчитанные на различный рост детей (конторки могут использоваться для игр стоя; внутри конторки дети вместе со взрослыми могут организовывать игровое пространство, которое используется как гараж, комната и т. п.); — настольный конструктор — строительные наборы, состоящие из кубиков, брусков и т. п.; — деревянные и пластмассовые палочки; — материалы Монтессори («Коричневая лестница», «Розовая башня» и др.); — колечки на подставке; — коробки-вкладыши разных размеров, бочки-вкладыши; — коробки и ящики с отверстиями и соответствующими вкладышами геометрических форм; — матрешки двух-, трехместные; — различные пирамидки с кольцами одного и разных размеров, одного цвета и разноцветные; — столики с отверстиями, одноцветные и двухцветные, с комплектом втулок или грибочков; — вкладыши по типу досок Сегена; — игрушки со съемными деталями, прищепки и основа для них (контур елки, круг солнце, основа для туловища бабочки, корзинки и др.); — большая пирамида (высотой I м).
|
|||
|