|
|||||||||||||||||||||||||||
Субъективные причины ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Субъективные причины 1 недостаточный сбор анамнестических данных 2 недостаточное клиническое обследование больного 3 недооценка или переоценка лабораторных и рентгенологических данных, а также ранее поставленного диагноза При прочих условиях основными причинами ошибок являются недостаточная квалификация врача и пренебрежение консультацией наиболее опытных специалистов и своих коллег. В.Д. Братусь считает что врачебная ошибка - невольное заблуждение врача в диагнозе. Методах лечения, технике операции. Она может произойти как от субъективных (недостаток опыта или знаний, невнимательность, нерадивость) . таки от объективных (объективное течение болезни, несовершенство медицинской науки в данной области) причин. Он указывает, что если ошибка допущена при надлежащем выполнении врачебного долга, то, независимо от последствий, она юридически не наказуема. Как показывает практика, подавляющее большинство ошибочных действий хирургов являются таковыми и рассматриваются администрацией учреждений, а также на патолого- анатомических конференциях. Бальзак сказал так «ничто так плохо не знаем, как закон. То, что каждый должен знать» В научно- практическом комментарии к уголовному кодексу (1979) в отношении врачебной ошибки сказано следующее: « S 3.Если смерть , а равно тяжкое или менее тяжкое телесное повреждение причинено вследствие врачебной ошибки, ответственность наступает соответственно ст.104 или 112. Врачебной ошибкой называется неправильное лечение, соединенное с неосторожной виной к наступившим последствиям. Неправильное лечение есть лечение, не соответствующее известным современной медицине правилам. Оно может быть связано с неправильной постановкой диагноза в методах лечения, ошибочной реализацией правильного рецепта, неправильными действиями при оперировании, оставлении при операции в полостях салфеток инструментов и др. инородных тел. Врачебная ошибка является неосторожным преступлением. Неосторожность—следствие отсутствий необходимых знаний или недобросовестности. Врач не может быть признан виновным, какими бы тяжкими ни были последствия, если с позиций современной науки их нельзя было предвидеть. Отсутствие необходимых знаний еще не свидетельствует о вине медицинского работника. Для решения данного вопроса необходимо учитывать квалификацию медработника, круг его профессиональных обязанностей и во время работы по данной специальности. Недобросовестное отношение к врачеванию заключается в том , что медицинский работник, обладая необходимыми знаниями, не использует их из-за недостаточной внимательности или иных неуважительных причин. «ст.104.Убийство по неосторожности, наказывается лишением свободы на срок до трех лет или исправительными работами на срок до одного года. Неосторожное убийство двух и более лиц наказывается лишением свободы на срок до двух лет или исправительными работами на срок до пяти лет». «ст.112.Неосторожное тяжкое или менее тяжкое телесное повреждение, наказывается лишением свободы на срок до двух лет или исправительными работами на срок до одного года и общественным порицанием.» За врачебную ошибку, повлекшую последствия, указанные ст. 104 или 112 , несут ответственность врач, фельдшер, медицинская сестра, акушерка, фармацевт. Одной из причин врачебных ошибок, ведущих к неправильным необоснованным действиям, служит некомпетентность хирурга. Нередко в клиниках, в периоды отпусков, ответственным дежурным хирургом назначается врач, по своему опыту недостаточно подготовленный к этому. Еще есть больницы, где нет круглосуточного дежурства хирурга, есть только врач. Поэтому больные поступившие с болями в животе, в стационар могут оставаться под наблюдение врачей смежных специальностей (терапевта, инфекциониста и т.д.) .Конечно упускается благоприятное время для установления диагноза и оперативного лечения. Операция проходит при осложнении основного заболевания. Отсюда увеличение дней нетрудоспособности как в стационаре, так и амбулаторно в послеоперационном периоде. Могут также возникать непредвиденные осложнения и в раннем послеоперационном периоде, те под наблюдением хирурга. Важная роль в совершенствовании диагностики и лечения больных с острыми заболеваниями органов брюшной полости (ОЗОБП) принадлежит организации в оказании хирургической помощи, регламентации деятельности хирургов всех уровней. Работа ведется круглосуточно. Днем оказывается плановая и ургентная хирургическая помощь: работает хирургическая цепочка (ординатор – заведующий отделения--ведущий хирург стационара). Ночью ургентная хирургическая помощь: (бригада хирургов дежурантов во главе с ответственным хирургом- зам. главного врача по хирургии или начмед ). С бригадами хирургов дежурят и анестезиологи. В дежурных больницах по городу (БСМП, ГБ, ЦГБ, БОБ) помощь оказывают дежурные хирургические стационары, клиники, центры. Если больной не транспортабельный то, для выполнения операции или консилиума, вызывают хирурга-консультанта (торакального, абдоминального, нейрохирурга, травматолога). Хирург должен учитывать свои силы, знания опыт. Смелость хирурга не должна превышать его умелости. Хирург, определяет свою тактику действий. Все взвешивает: баланс времени, оценивает свои возможности (силы и средства), возможности больного. Оправдан ли риск операционного вмешательства т.е. оперативной травмы. Например, на наблюдение и транспортировку больного с аппендицитом в стационар, врачу или фельдшеру дается 1 час чтобы обследовать и описать больного, выполнить анализы. Если хирург выставил диагноз аппендицит, то больной в течение 2 часов должен быть прооперирован. Иногда требуется наблюдение больного т.к. операция не показана. Но в течение суток диагноз должен быть окончательно установлен, без права на ошибку. Крайне сложно поставить диагноз детям, старикам, беременным. Часто скрывают реальные обстоятельства травмы лица попавшие в ДТП, подростки , лица в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. Диагноз разрыв селезенки, повреждение печени выставляются с опозданием, тогда когда уже большая кровопотеря. В первичном диагнозе допускается ошибка по вине больного, а за упущенное время отвечать хирургу (плохо собрал анамнез, поверил больному, «пошел по ложному пути»). Хирург должен дорожить честью хирургического коллектива, коллектив должен оберегать своего члена от порой необоснованных притязаний администрации, родственников больного. Опасно если в хирурга вселится неуверенность в себе, в своих действиях. Хирург должен быть в строю, и помнить, что он нужен людям. В Уставе Белорусского научного общества хирургов (1979) записано, что коллектив осуществляет общественную защиту хирургов от неправильных действий отдельных личностей, администраторов и других организаций. А об этом порой и забывают. Говорят кто не работает, тот не делает ошибок. Еще говорят у каждого хирурга есть свое кладбище.Моральная ответственность конечно перекрывает юридическую, юридическая же по-своему возвышается над моральной. Конечно самый высший суд это совесть. Медработники принимают смерть по причине гибели больного. Таких примеров много и в жизни и в литературе.( в 30-х годах ассистент хирургической клиники Саратовского университета доктор Василькова оперировала доктора Алмазову (подругу) операция была с летальным исходом и на другой день хирург покончила с собой). Груз моральной ответственности порой становится невыносимым особенно там, где гибнут дети, близкие, знакомые, любимые люди. В статьях юридических законов отражены те отношения врачей и больных, врачей и общества, которые имеют особенно глубокое социальное содержание. Используемая литература: 1. «Медицинская этика и деонтология » под редакцией академика АМН СССР Г.В.Морозова и профессора ГИ Царегородцева. Москва. Медицина 1983 2.«Ошибки осложнения в хирургии «острого живота» ВГ Астапенко СС Максимов, Минск «Вышэйшая школа»1982. 3.История медицины (краткий курс лекций) ТС Сорокина Москва Изд. Университет дружбы народов 1988г
Тема занятия: «Этика и деонтология в хирургии». I. Научно-методическое обоснование темы. Медицинская деонтология – наука о долге медика перед больными и перед обществом. Вопросы этики и деонтологии неразрывно связаны с личностью врача . Качества врача могут помочь установить контакт с больным, его родственниками, или, наоборот, оттолкнуть от врача. II. Цели занятия. 1. Обучающие: - Дать понятие о медицинской деонтологии; - Ознакомить с основными качествами врача, фельдшера; - Врачебные ошибки в хирургии, классификация, причины, условия, способствующие ошибкам. 2. Воспитательные цели: - воспитывать добросовестность. 3. Развивающие цели: - развивать у учащихся клиническое мышление; - научить применять теоретические знания на практике и повседневной жизни III. Межпредметные связи: Психология. IV. Тип урока: комбинированный. V. Место проведения: аудитория. VI. Оснащение занятия: - КТК, ситуационные задачи. Организационная структура и содержание занятия.
|
|||||||||||||||||||||||||||
|