Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»



 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

Специальность «Лечебное дело»

Дисциплина «Хирургия»

 

Учебно-методическое обеспечение теоретического занятия

 

Тема: «ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ В ХИРУРГИИ»

 

 

Лепешкин М.В., преподаватель

 

 

Брест 2014


ВЫПИСКА ИЗ ПРОГРАММЫ

Понятие о медицинской деонтологии. Личность врача, фельдшера и вопросы этики и деонтологии. Основные качества врача, фельдшера: аккуратность, точность, обязательность, милосердие, доброжелательность и приветливость, выдержка, умение владеть собой, наблюдательность, решительность, терпение и терпимость, самокритичность.

Отношения между хирургом и больным, хирургами и родственниками. Взаимоотношения между медицинскими работниками. Врачебные ошибки в хирургии. Понятие об ошибке. Их классификация, причины. Условия, способствующие ошибкам, анализ ошибок. Ятрогенная патология в хирургии, психогенные ятрогении, органические, ятрогенные заболевания. Новые этические и деонтологические проблемы в хирургии, понятие об эвтаназии, виды ее.

Краткая история хирургии.Обычно литературные источники освящают те страны где был расцвет древней культуры и письменности.Описывают тех врачей, кого боготворили, чей велик был авторитет. Это страны древнего Востока Египет, Вавилония, Ассирия, Индия, Китай. Оперативное лечение, тайны бальзамирования сохранились до наших дней на папирусах (1500г до нэ). Источником информации рабовладельческих стран древней в Греции (г. Александрия 111 в до нэ) является «Гиппократов сборник». Греческий врач Гиппократ( 460-377до нэ ). Содержание сборника: о врачебной этике («Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении», «Наставления»; работы по лечению травм «О переломах», «О ранах головы», «О вправлении суставов»; другие труды «Эпидемии» (истории болезней принципы лечения), «О природе человека» (данные темпераментов).

 В древнем Риме особенно в период империи (27 г до нэ - 476 г. нэ) завоевательные войны способствовали, появлению профессиональной армии и военной медицины, введению должностей военных врачей во всех родах войск, санитарных команд, организации военных валютодинариев. Эдиктом (указом) Юлия Цезаря приезжим врачам предоставлялось право римского гражданства. Дальнейшее развитие римского права и регламентация деятельности врачей: введение должностей архиатров (придворных, городских, провинциальных); проверочные экзамены; предоставление права частной практики; создание государственных и частных врачебных школ.

Врач Авл Корнелий Цельс ( 1 в до нэ- 1 в нэ) крупный рабовладелец и врач. Труд «О медицине » в 8 книгах о лечении рабов и организации валютодинариев в рабовладельческих поместьях. Врач Гален из Пергама (130-200) врач гладиаторов- анатам, физиолог хирург. Его труд «О назначении частей человеческого тела». Учение о болезнях о месте души в организме. После кризиса Великой Римской империи произошел в 395 г раздел на 2 части: Западную Римскую империю (Италия) и Восточную (Византия). Западная быстро пала (475 г) образовав варварские государства. Византия существовала долго (до 1453г) (со столицей Константинополем, ныне Стамбул). Велика роль византийской культуры на страны Европы и Востока. Развивалась письменность и книгопечатание, переводились с чужих на родные языки медицинские книги. Путешественники осваивали новые земли, развивали торговлю, привозили книги. К первым докторам медицины из русских людей относится Франциск Скорина из Полоцка (ХУ1 век) наш первопечатник.

 Мудрые Врачи Востока ----Абу Али ибн Син Авиценна – врач ,философ, энциклопедист- (980-1037) его труд «Канон врачебной науки» в 5 томах.

Врач Абулькасис(936-1013) его труд «Трактат о хирургии и инструментах».

 Медицина развивалась в западной Европе - в период позднего средневековья –эпоху Возрождения (15-17 век)

Анатомия как наука сформировалась благодаря гениям человечества:

 Леонардо да Винчи (Италия 1452-1519, анатомические зарисовки),

Андреас Везалий (Бельгия 1514-1564, труды «Анатомические таблицы» «Эпитоме», «О строении человеческого тела»)

 Развитие хирургии в средневековой Европе имело свои особенности. Терапия преподавалась в университетах, а хирургия считалась ремеслом. Цеховая организация хирургов ремесленников включала три сословия хирургов: длиннополые, короткополые и цирюльники (пьявочники) (разные направления, школы). Велась скрытая борьба между врачами и хирургами- ремесленниками, и между различными категориями хирургов с другой стороны. Лечение огнестрельных ран проводилось прижиганием каленным железом и кипящим маслом (учение Де Виго при отсутствии асептики и обезболивания). Французская школа хирургии Амбруаз Паре (1517-1590) хирург реформатор, акушер. Его учение о лечении огнестрельной раны., совершенствовал технику операций, создатель инструментов и ортопедических протезов. Жорж Ларей (1766-1842) главный хирург императора Наполеона. В Германии Лангенбек(1810-1887),профессорЛингарт заведующий кафедры усовершенствования врачей - учитель НИ Пирогова.

 Первое русское « Руководство к преподаванию хирургии» издано Иваном Федоровичем Буш (1807) Илья Васильевич Буяльский (1789-1866) «Анатомо-хирургические таблицы » в 3-х частях. Его труд «Рисунки вытравленных артерий и вен почек человеческих» (1828) это и есть первый атлас по оперативной хирургии. Ефрем Осипович Мухин(1766-1866 анатом, хирург, физиолог, судебный медик). Труды « Первые начала костоправной науки», «Описание хирургических операций» « Курс анатомии в семи частях» «Рассуждения о средствах и способах оживления утопших Его ученик НИ Пирогов 

Пирогов Николай Иванович (1810-1881)Родился в селе Вишня г. Винница в семье священника, где было 7 детей. В 14 лет поступил в Дерпетский университет (Тарту) на медицинский факультет, в 18 лет его закончил. В 20 лет получил должность зав кафедры хирургии, в 22 года звание профессора. Труды «Является ли перевязка брюшной аорты при аневризме паховой области легко выполнимым и безопасным вмешательством » - докторская диссертация (1932), «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций (1837), «Полный курс прикладной анатомии человеческого тела, с рисунками (анатомия описательно физиологическая и хирургическая)» (1834-1848). «Иллюстрированная топографическая анатомия распилов, проведенных в трех направлениях через замороженное человеческое тело» (1852- 1859) ( последние 3 работы удостоены Демидовской премии Петербургской я академии наук ), Начала общей военно-полевой хирургии» (1865)» Хирургическое усовершенствование проходил в Германии у профессора Лингарта. Работал 2 года во 2 Сухопутном военном клиническом госпитале Санкт- Петербурга, откуда был отчислен главным врачом. Убыл на театр военных действий по долгу хирурга. Участник Крымской войны 1854-1956, русско-турецкой войны 1872, основоположник военно-полевой хирургии, являлся директором завода по изготовлению бронзовых наборов медицинских инструментов для операций.  В Виннице находится мавзолей Пирогова НИ. Его заслуги: создал русскую школу военно- полевой хирургии «война – это травматическая эпидемия», разработал новую технику выполнения ампутаций и операций, использовал эфирный наркоз на операции по удалению опухоли желудка, ввел медицинскую сортировку используя ее когда прибывали до 2 тыс. раненых моряков, выделял потоки раненых (1-й очереди, могут подождать, агонирующих (относить в дом купцов Никитских к священнику), выделил гангренозных и гнойных от потока «чистых раненых»). Ввел сестер милосердия в армии вместо отставных старых солдат, применил гипс и танспортную иммобилизацию при переломах, виртуозно владел техникой операций конечностей. Дал одно из лучших описаний клинической картины торпидной фазы шока: «лежит такой окоченелый на перевязочном пункте неподвижно; он не кричит, не вопит, не жалуется, не принимает ни в чем участия и ничего не требует; тело его холодно лицо бледно как у трупа; взгляд неподвижен и обращен вдаль; пульс как нитка еле заметен под пальцем и с частыми перемежками. На вопросы окоченелый или вовсе не отвечает или только про себя, чуть шепотом; дыхание тоже едва приметно…»

 Открытии наркоза ознаменовало новый эпохальный период в развитии хирургии. Англичанин Хемфи Деви имел первые опыты работы с закисью азота.(1800) Американец зубной врач Уильям Мортон 1846г первое успешное применение эфирного наркоза. Начался период полостной хирургии: Теодор Бильрот (1819-1894) первые резекции желудка, пищевода, гортани, языка. Теодор Кохер - швейцарский хирург - его работы по хирургии щитовидной железы (1841-1917), вклад в абдоминальную хирургию, травматологию, проблемы асептики и антисептики. Джозеф Листер (1827-1912) английский хирург основоположник антисептики (1867).

Хирурги Советского периода :  Войно-Ясенецкий (священник Лука). Распоряжением Сталина был назначен Главным хирургом Западного фронта, Бурденко Н.Н. - Главный хирург Вооруженных Сил, Максименко, Шевкуненко, Склифософский, Джанилидзе, Амосов и др. Эти и другие хирурги были легендами уже при своей жизни. Они оставили после себя учебники для последующих поколений, создали институты, школы.

Основной целью здравоохранения в Республике Беларусь является

сохранение и укрепление здоровья народа. Конституция РБ содержит юридическое закрепление права на охрану здоровья каждого человека, права на охрану материнства, детства, на материальное обеспечение по старости, в случае болезни, полной или частичной утраты работоспособности, потери кормильца. Людям свойственно болеть. Люди живут в обществе и они связаны отношениям и между собой. Бытие определяет сознание человека    

Мораль-это форма общественного сознания. Моральные этические требования обращены к каждому человеку.

 С целью обоснования предмета врачебной этики рассмотрим основные понятия морали в отношении к медицинским работникам В понятие морали мы соотносим свой индивидуальный опыт со смыслом жизни, общественным предназначением человека Умение выделять нравственный смысл в явлениях, событиях нашей жизни, умение подчинять свое поведение моральным законам- в этом суть нравственного развития личности.

В чем же причинысуществования врачебной этики?

 Первая причина заключается в следующем. Здоровье человека- безусловная ценность. Болезнь не рядовое явление в его жизни, поскольку это страдание, в болезни скрывается возможность инвалидности, а то и смерти. Отношение к жизни и смерти- вот «общая почва» морали и медицины. Профессиональная мораль существует потому, что медицинская практика подчинена цели спасения, охраны человеческой жизни. Нравственное содержание отношения человека к жизни и смерти, страданию и болезни, осмыслению понятия здоровья как блага - вот изначальные вопросы врачебной этики .Врачи выработали давно этический принцип – не вреди жизни, здоровью.

Например, профессор Кассирский призывает врачей строго выверять показания к диагностическим манипуляциям, хирургическим операциям. Следует исключить жестокость и бездумную «хирургическую агрессию». Но ведь человека можно ранить и убить даже только одним словом. Все выше сказанное дает основание заключить, что врачебная и медицинская этика существует не только в силу традиций. Медицинская этика помогает медработнику правильно себя вести с больным, с коллегами по профессии, с окружающими людьми в коллективе, в обществе.Медицинская этика учит каждого медика мудрому гуманному отношению не только к жизни, но и к смерти.

Этическое отношение врачей к смерти как бы концентрируется в проблеме эвтаназии.С позицийэвтаназии будет гуманным, если врач ускорит смерть безнадежного больного. Такая точка зрения несовместима с врачебной этикой Да. страдания как бы заполнило все существо больного человека, всю его психику .Но больной это не только « крик страдания»,это и та цепкая жизнь, которая все -таки не обрывается от одних только мыслей о желании смерти.Медицинская этика учит медработника уважать, охранять и эту жизнь, хотя обычай, казалось бы ,требует исполнить последнюю волю умирающего. Врачебная этика учит помнить, что охрана беспомощной человеческой жизни(ребенка, старика, больного) была всегда добром. Врачебная этика учитывает не только свободную волю больного, но и другие факторы бытия. Позиция эвтаназии порождена абстрактным ужасом перед страданием как таковым. Сторонники эвтаназии не учитывают какие связи бытия будут разрушены руками врачей, допустивших, что эвтаназия - это гуманизм. Врачебная этика отвергла эвтаназию еще в клятве Гиппократа. Так в Женевской декларации(1948г) под гидой Всемирной медицинской ассоциации от имени врача приступающего к своей профессии говорится (современный вариант клятвы Гиппократа): «Я не допущу того, чтобы соображения религии, национальности, расы, партийно-политической принадлежности или социального положения заслонили отменяя мой долг и моего пациента».

 Обратим внимание что больной тоже личность, и между ним и врачом происходит диалог. Более того врач активно воздействует на психику больного в процессе диагностики, лечения, вмешивается в личную жизнь и биографию больного. Делом врачебной этики являются обоснование и оправдание того минимального насилия, на которые в исключительных случаях решается врач в отношении к отдельным больным. Например, принудительная госпитализация в практике венерологов, наркологов, психиатров. Выполнение манипуляций или операций детям, которые боятся боли и белого халата, и т.п. Здоровье больного есть превыше всего.

Врачебная этика воспитывает в каждом враче, в каждой медицинской сестре личное сознание профессионального долга и профессиональной моральной ответственности. Когда человек подчиняется императивному, подсознательному чувству долга, мотив его поступка свободен от соображений выгоды. Где человек действует в согласии сознанием долга, он действует бескорыстно. Медицинский работник не должен брать деньги у больного и строить свое благополучие на несчастье и здоровье других. В нашем сегодняшнем понимании категория долг во врачебной этике раскрывается как профессиональный долг медиков перед больным как их долг перед профессией и перед обществом. В представлении больного образцовый врач-это человек долга, те для врача помощь больному - не только должностная обязанность, но подлинно моральное воздействие. Истинный врач всегда преодолевает те привходящие обстоятельства (эгоистические или корыстные соблазны), которые могут затруднить выполнение им его врачебного дела. О том же говорят бессмертные строки клятвы Гиппократа: «В какой бы дом я ни вошел , я войду туда для пользы больного ,будучи далек от всего намеренного ,неправедного и пагубного …»

Обратим теперь внимание на термин «деонтология». Одни его переводят как учение о долге, другие как учение о должном в медицине.

У медработников прямое отношение к исполнению профессионального долга имеют их общемедицинская подготовка, овладение современной техникой в своей специальности, психотерапевтическое искусство, своеобразные правила поведения и общая культура наконец организация труда. Деонтология сосредоточена на секретах профессии врача, медицинской сестры. Она призвана воспитывать высокий профессионализм (и тем самым верность долгу) медработников, врачебная этика призвана развивать, углублять их нравственное самосознание.

Теперь о врачебной тайне- это пример самостоятельного понятия во врачебной этике. Проиллюстрируем сказанное. Изначальным условием доверия между врачом и пациентом является требование равенства т.е.равной готовности врача оказывать помощь каждому больному. Верность медиков своему профессиональному долгу—залог веры больных в медицину. Через этическую категорию долг раскрывается предельно общее содержание понятия врачебной тайны. Медик не знакомый с заповедью врачебной тайне, лишен важнейшей черты профессионализма. Если же врач или сестра забывают о существовании этой заповеди ,если они не способны вовремя увидеть врачебную тайну в текучке дел, то это грубейшее расхождение с их профессиональным долгом. Пример : дать на руки онкологическому больному его историю болезни, чтобы он отнес или отвез ее. Узнав диагноз больной потеряет покой и в страданиях погибнет. Конкретнее раскрывается понятие врачебной тайны через этическую категорию ответственность. Когда врач обосновывает для себя необходимость сохранения врачебной тайны ,он поступает ответственно. Врач сознает ,что от умения обращаться с вверенными ему тайнами больных зависит и общее дело лечения, и его авторитет, и авторитет медицины в целом.

Хочется отметить типичную ошибку в обращении с врачебной тайной. Некоторые медики видят профессиональную тайну там, где ее не должно быть. Допустим больной спрашивает у медсестры, что он принимает. Обычно она советует обратиться с таким вопросом к врачу. Конечно, в этой ситуации необходим индивидуальный подход, но большинству больных она могла бы назвать весьма многие лекарства, т.е. она должна действовать смелее, с большей ответственностью и профессиональнее. Тогда будет больше доверия между медиками и больными, положительный эмоциональный фон их взаимоотношений будет устойчивее. Отказываясь же ответить на заданный вопрос, медицинская сестра злоупотребляет доверием больного, которому только что ввела лекарство.

Производным от морального понятия ответственности является понятие функциональных должностных обязанностей.

Общепризнанным считается, что ответственность медиков в их деле огромна. Это самое распространенное суждение о медицинской работе. Известно, что большой процент уголовных дел против медработников (в связи с предполагаемыми профессиональными правонарушениями) прекращается по причине отсутствия состава преступления. Итак, мы подошли к вопросу о юридических терминах врачебная ошибка и врачебная халатность. Распространено мнение, что врач не должен ошибаться. Это скорее девиз, под которым медицина стремиться к идеалу.

К сожалению ошибки встречаются. В практической деятельности хирургов все ошибки в хирургии делят на  три большие группы связанные с :   

1) с несовершенством знаний и противоречивости действий разных хирургов при том или ином заболевании

 2) с особенностями лечения болезни, трудностями диагностики, степенью риска у различных возрастных групп и индивидуальных особенностей

3) с организацией хирургической деятельности в каждом лечебном учреждении.

Диагностические и тактические ошибки у больных с острыми                      заболеваниями органов брюшной полости могут быть допущены при недоучете фона, на котором развивается заболевание, сопутствующих заболеваний, а также при наличии в анамнезе определенных заболеваний уводящих в сторону от диагноза острой хирургической патологии.

Причины всех диагностических ошибок делят на 2 группы – объективные и субъективные.

Объективные причины:

1 позднее поступление больного ,когда основные признаки болезни затушеваны

2 тяжелое бессознательное состояние больного

3 непродолжительное пребывание больного в приемном отделении или в хирургическом стационаре.

4  атипичное течение заболевания 5 отсутствие условий и технических средств для исследования больного.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.