|
|||
Сочельник. Христа славитьСочельник Дабы приготовить себя к встрече с родившимся Спасителем, христиане обязаны соблюдать Рождественский (Филиппов) пост, начинающийся 28 ноября и заканчивающийся 7 января. Таким образом, 40 дней длится период, когда церковь предписывает воздерживаться от скоромной пищи, мирских веселий и усилить молитву. Особое место занимает последний день перед Праздником, 6 января. Называется он Рождественский сочельник. Пост в этот день наиболее строгий, вкушать пищу не разрешается до появления на небосводе первой звезды. Делается это в память о звезде Вифлиемской, которая возвестила миру рождение Христа. После вечернего богослужения вся большая казачья семья собиралась за столом. С предпраздничным ужином связано много обычаев. Хозяйки подавали двенадцать постных блюд по числу апостолов, в их числе обязательно присутствовали узвар (напиток из сушеных плодов и ягод) и на основании него варили кутью (блюдо из цельных зерен пшеницы или риса, с добавлением меда и орехов). Сам праздничный стол украшался свечами и ветками, а под его скатертью и возле образов (икон) стелили сено. После молитвы все садились за предпраздничную трапезу. Старшие учили детей, рассказывали о событиях Рождественской ночи, пастухах и волхвах, пришедших на поклонение Спасителю. Закончив ужин, все члены семьи обменивались заранее приготовленными подарками. После этого дети разносили кутью по станице соседям, крестным родителям и родственникам. Христа славить Поздним вечером сначала дети, а затем и взрослые шли «Христа славить» (колядовать). Иногда брали с собой картонную восьмиконечную звезду в память о звезде Вифлеемской, «вертепы», ящички со свечами и деревянными фигурками в виде пещер, в память о месте рождения Христа, или еще какие-нибудь атрибуты праздника. Некоторые вымазывали лицо копотью либо разноцветными красками, «рядились». Так группы детей ходили по станице (хутору) и стучали в калитки казачьих куреней и хат. Считалось большим грехом для хозяев не пустить христославщиков. Связано это с традицией гостеприимства в православии, где каждый гость может рассматриваться, как посетивший хозяина дома сам Христос. Следовательно, откликнутся на просьбу гостя – угодить самому Богу, что поможет получить добрый ответ на Страшном суде. Казачка Макеева Евдокия Ивановна (1930 г.р.) из хутора Ещеулова свидетельствует: «Бывало, как стукнетьдвянадцать нощи, мама нас подымать и говорить: «Одевайтеся, болюшки, пора идти христославить!» И всегда с нами отец ходил, потому, как одним детям негоже без старшего быть, не принято. Придем ко двору и крищим: «Хозяева, пуститяПохристославить!» и они нас у домзовуть. Как зайдем, так сразу разделяемся – девщата сюда, а ребята чуть дальше, на святой угол перкрестимся и поем хозяевам, «Христославим». Пели церковные песни, духовные стихи, просто детские колядки. За окном раздавали дружные голоса: «Можно похристославить?» Получив согласие, компания входила в дом и хором пела: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсиямирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!» После чего следовало поздравление хозяев с Праздником, пожелания здоровья и счастья. Христославщиков щедро одаривали деньгами, пирогами, конфетами. Обычай славить Христа еще с XVII века в аутентичном виде сохранился и у казаков-некрасовцев, пронесшим его через столетия. Христославщик приходил к дому и говорил: – Господи Исусе Христе помилуй нас. Хозяин отвечал:
После чего начиналось пение: «Христос рождается, славите!
По окончании пения христославщики читали «отпуст» и говорили: – С великим торжественным праздником вас поздравляем ЕвлампийКирсанович и Фёкла Ивановна. Гости продолжали.
Хотя песни и детали обычаев могли отличаться, но обычай «христославить» и колядовать является общим для казаков Дона, Кубани и Терека.
|
|||
|