Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция № 3.2  Английский эмпиризм.



3.

Б.Спиноза (1632-1677) создал учение о единой субстанции, онсчитал, что Бог заключен во всех вещах: Бог есть, он растворен в каждой частице природы. Бог- творческое начало природы (пантеизм). Природа и Бог существуют, извечно, они неразделимы и неразличимы.
Таким образом Спиноза был убеждён в возможности достижения достоверного, исчерпывающего знания с помощью человеческого разума. В сочинении «Этика» он утверждает отсутствие свободы воли у человека. Добро заключено в познании Бога. Человек, будучи частью природы, подвержен аффектам (Спиноза выделял удовольствие, неудовольствие и желание), от которых можно избавиться, стремясь к богу через познание.

4.

Г.В.Лейбниц (1646-1716) объявил материальные явления проявлением неделимых, простых духовных единиц — монад. Монада — это нематериальный, духовный центр деятельной силы. Монады вечны и неуничтожимы, они не могут возникнуть или погибнуть естественным путем. Они не изменяются и под внешним воздействием. Всякая отдельная монада — это единство души и тела. Деятельность, движение — свойство монады. Природу, считает Лейбниц, нельзя объяснить одними законами механики, необходимо ввести также понятие цели. Ибо каждая монада есть сразу и основание всех своих действий и их цель. Монады Лейбниц подразделял на три категории: монады жизни, монады души и монады духа. Отсюда и все сложные субстанции он делил на три группы: из монад-жизней возникает неорганическая природа; из монад-душ — животные; из монад-духов формируются люди. Лейбниц признавал бессмертие души и вечность субстанций, например, растительных и животных организмов. В природе, по его мнению, не бывает ни рождения, ни смертей, а есть либо увеличение и развитие, либо свертывание и уменьшение. Все истины он делит на истины необходимые (истины разума) и истины случайные (истины факта). К числу истин разума он относил понятия субстанции, принципы логики и принципы математики, принципы морали. Источником этих истин, по его мнению, является только разум.

Лекция № 3.2  Английский эмпиризм.

                                                              План.
1. Ф. Бэкон.
2. Д. Локк.
3. Д. Юм.

1.

Поиски истины и её критерия велись также на путях эмпиризма, подчеркивавшего первостепенное значение чувственного опыта. Среди представителей английского эмпиризма выделяют трех философов:
Ф. Бэкон, Д.Локк, Д.Юм.

Ф. Бэкон ( 1561-1626). Проблемы взаимоотношений человека и природы занимают центральное место во всей философии Бэкона. Наука занимает прочную позицию во всей философии Бэкона, широко известен его крылатый афоризм «Знание — сила». В основе научного познания Бэкона лежит гипотеза, что Бог, сотворив человека по образу и подобию своему, наделил его умом для исследования, познания Вселенной. Именно ум способен обеспечить человеку благосостояние, заполучить власть над природой. Но на пути познания человеком Вселенной допускаются ошибки, которые Бэкон назвал идолами или призраками, систематизировав их в четыре группы:

1. идолы рода- заблуждения всего человечества, наделение явлений природы человеческими чертами;  

2. идолы пещеры- индивидуальные заблуждения, основанные на личных предположениях, чувствах, способах понимания мира;

3. идолы рынка (площади)- употребление слов, имеющих неопределённый смысл, наука должна мыслить строгими терминами.  

4. идолы театра- это слепая вера в авторитеты и догматы.

Метод Бэкона основан на познании. Познание – это отражение естественного мира. Познание начинается с чувственных представлений, которые нуждаются в опытной проверке. Самое лучшее доказательство- опыт, если он хранится в эксперименте. Бэкон выделяет виды опытов:
- плодоносные – приносят практическую пользу;
 - светоносные- способствуют накоплению знаний о мире.

Главной категорией в философии Бэкона становится опыт, который дает разуму пищу, определяет достоверность конкретного знания. Чтобы докопаться до истины, нужно накопить достаточно опыта. Он утверждает: «В разуме нет ничего, чего бы не было бы в опыте». Бэкон по праву считается и родоначальником английского материализма, для него первичны материя, бытие, природа, объективное в противовес идеализму.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.