Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Редукция гласных [А] и [О] после твёрдых согласных



Редукция гласных [А] и [О] после твёрдых согласных

 

В начале слова и в первом предударном слоге после твердых согласных [о, а] звучат одинаково, как [^]– это краткий, слабый [а]. В остальных безударных слогах [о, а] произносятся как [ъ], это еще более краткий и слабый [а].

Таблица произношения звуков [а]и [о] после твердых согласных:

написание произношение

под ударением в начале слова в 1-м предударном слоге во 2-м и 3-м предударном слогах в заударном слоге

в абсолютном конце

а [а] [^] [^] [ъ] [ъ] [ъ]
о [о] [^] [^] [ъ] [ъ] [ъ]

3. Тренировочные упражнения.

Упражнение 1. Читайте, следите за произношением безударного [а] и [о] в начале слова.

Арбуз, азот, антракт, аппарат, ананас, Антон, Арзамас.

Она, оно, окно, оса, Ока, обман, обои, овраг, овца, один, отказ, окоп, опал,

орган, осада, охота, облака, отара, отвага, опора, оправа, окурок, октава.

Упражнение 2. Проследите за произношением [а] в разных позициях.

Авангард, забастовка, капитал, катастрофа, рассказал, караван, парадокс, барабан.

Анна, краска, слава, форма, рама, Клара, мам, папа, Роза, застава, катастрофа, палатка, программа, сказала, написала, купила, плата.

Упражнение 3. Прочитайте предложения, следите за произношением [а] под ударением и без ударения.

Анна ест арбуз. Вот ананас. Антон там. Караван у заставы. Магазин закрыт. Вот и антракт. Это бананы. Слава дома. Она написала рассказ.

Упражнение 4.  Проследите за произношением [о] в разных позициях.

Потолок, золотой, дорогой, молоко, протокол, хорошо, города, голова, космонавт, острова.

Слово, головы, дорого, молод, ворот, золото, доброго, красного, красной, старой, надо, умного, умной.

Более сложный уровень

Прочитайте и напишите в транскрипции:

лáмпа, бумáга, самá, расскáз, картина, заказáть, забастóвка, карандáш, завáрка,канáл, шпаргáлка, загадáть, загáдка, загáдочка, пáлка, сажáть, саранчá, бáбушка, Карагандá, Анна, арáба, акýстика, анакóнда, Алёша, америкáнка, азиáтка, анекдóт, атáка, аудиотéка

Прочитайте и напишите в транскрипции:

пóлочка, кóзочка, компóт, вопрóс, водовóз, водорóд, паровóз, голосóк, под окнóм, подокóнник, молокó, соловéй, самохóд, под столóм, хóхот, сороковóй, покорить, молодóй, окóшко, óкорок, овощнóй, óвощи, открыто, огоpóд, открóй, осторóжно, опáсно, окнó

Тренируйте чтение скороговорок:

1. Все бобры для своих бобрят добры.

Бобры берут для бобрят бобы.

Бобры, бывает, будоражат бобрят, давая им бобы.

 

 

 

2. Осип орёт, Архип не отстаёт.

Кто кого переорёт. Осип осип, Архип охрип.

Осип охрип, а Архип осип.

 

 

4. Выводы, подведение итогов урока, домашнее задание.

1. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

2. Какие задания показались наиболее сложными?

3. Какие умения и навыки совершенствовали?

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.