|
|||
Статья 6. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Статья 6. Статья посвящена теме – «Теоретические аспекты исследования развития ценностносмысловой сферы в период ранней и средней взрослости». Во вступительной части статьи говорится о том, что одной из наиболее проблемных тем современного гуманитарного знания являются вопросы формирования и развития ценностно-смысловой сферы личности. В условиях трансформации основных социальных институтов современное общество отличается дезинтеграцией ценностно-смыслового пространства, что снижает социально-ценностный потенциал. Цель исследования заключается в теоретическом осмыслении внешних и внутренних механизмов развития ценностно-смысловой сферы в период взрослости. Для реализации цели исследования были решены три логически связанные задачи исследования: 1) уточнить трактовку понятия «ценностно-смысловая сфера»; 2) раскрыть содержание понятия «зрелость личности» и определить ценностно-смысловых характеристик зрелости как основного новообразования взрослости; 3) выявить механизмы развития ценностно-смысловой сферы на различных этапах развития личности; 4) разработать теоретическую модель развития ценностно-смысловой сферы в период взрослости под действием внешних и внутренних механизмов. Теоретико-методологическими основаниями исследования развития ценностно-смысловой сферы в период ранней и средней взрослости являются положения концепции Б.Г. Ананьева психического развития человека, акцентирующие значимость изучения этапов взрослости в соответствии с закономерностями изменчивости психических функций, а также основные идеи системно-эволюционного подхода, раскрытые в работах В.В. Белова. И. Г. Малкина-Пых акцентирует внимание еще на одном критерии зрелости – постепенном накоплении духовности. Духовное развитие считается необходимым условием продуктивности в средней и поздней взрослости. В концепции Э. Эриксона важнейшим показателем зрелого возраста является генеративность, которая проявляется в готовности человека передавать собственные знания и опыт последующему поколению, наставлять, обучать и заботиться о подрастающем поколении. Эта возрастная задача проявляется в продуктивности, созидательности и ответственности, которую проявляет личность в процессе воспитания и наставничества. О.Ю. Стрижицкая одним из новообразований средней взрослости считает автономию. Развитие этого качества требует от личности сложившихся представлений о себе, своих целях и стремлениях, при этом автономия предполагает проявление некоторых собственных сложившихся представлений о себе и о том, к чему человек стремится. Продуктивность зрелого возраста многими авторами связывается с понятием акме – еще одной важнейшей характеристикой развития ценностно-смысловой сферы. Именно в период взрослости личность достигает вершин своего развития. Достижение акме – это, прежде всего, активная деятельностная позиция, направленная на самореализацию личности. Достижение акме есть показатель того, насколько человек состоялся как индивид, личность и субъект деятельности в пространстве собственных смыслов. Чаще всего достижение акме воплощается в профессиональной деятельности, которая во взрослом периоде в большей степени позволяет раскрыть потенциал личности, создает условия для самовыражения и применения своих способностей. Личностные ценности представляют собой осознаваемые и принятые личностью наиболее генерализованные смыслы его жизни. Содержательно в ценностно-смысловой сфере личности выделяют три взаимосвязанных компонента: когнитивный (представления о ценностях), эмоциональный (переживание ценностей) и смысловой (личностный смысл ценностей). Каждый из представленных компонентов формируется и актуализируется через разные социальные институты. В качестве основного новообразования периода взрослости отечественные и зарубежные авторы рассматривают зрелость, которая определяет такие особенности ценностно-смысловой сферы, как духовность, генеративность, автономия и достижение акме. В основной части говорится о том, что основными инструментами формирования и развития ценностносмысловой сферы являются следующие механизмы: адаптации, который относится к категории универсальных механизмов личностного развития и влияет на изменения мотивационно-потребностной сферы социализации и профессионализации, механизмы саморазвития: самопознание и самореализация, а также самодетерминация и самотрансцендентность. В самом общем виде состояние динамического равновесия и подразумевает под собой адаптацию. Адаптация – это первичный механизм, обеспечивающий человеку возможность выживания через установление статического равновесия на всех уровнях организма – от молекулярного, до психической регуляции деятельности. Социализация предполагает изменение социально обусловленных образований личности и определяет социальную линию развития. Одной из сторон социализации, приобретающих актуальность в ранней взрослости, является профессионализация, под которой в самом общем смысле понимается процесс становления и развития профессионала. Традиционно в рамках профессионализации рассматривают следующие элементы: выбор сферы профессиональной деятельности; освоение правил, норм профессии, овладение знаниями, умениями и навыками профессиональной деятельности. Развитие ценностно-смысловой сферы идет не только в направлении социализации и имеет характер усвоения внешних образцов и эталонов. В концепции В.В. Белова саморазвитие определяется как самодетерминирующая линия развития, благодаря которой личность укрепляет свою целостность, смещая фокус от социодетерминации к самодетерминации. Механизмы развития ценностносмысловой сферы на разных этапах онтогенеза: – адаптация, социализация и профессионализация – это экстернальные механизмы, обеспечивающие личность идеями, нормами, стандартами, принципами, принятыми на уровне общечеловеческих или профессиональных ценностей. – самопознание, самореализация, самодетеминация и самотрансцендентность как интернальные механизмы саморазвития ценностносмысловой сферы, запускающие процессы осмысления и принятия внешних ценностей. На этапе взрослости, представляющем собой длительный и очень продуктивный период жизни человека, происходит развитие ценностносмысловой сферы, нацеленное на формирование личностной зрелости. Динамика ценностно-смысловой сферы происходит под влиянием внешних и внутренних механизмов, которые на разных этапах взрослости имеют различный вес. В период ранней взрослости происходит усвоение ценностей посредством социализации и профессионализации. Этап средней взрослости – от 25 до 40 лет условно можно разделить на два подэтапа, границей между которыми является кризис 30 лет. При переходе от ранней к средней взрослости на первый план выходят внутренние механизмы самореализации и самодетерминации. Нормативный кризис этого периода показывает, что личность созрела для выхода за собственные пределы, для формирования новой позиции «Мир во мне, я для мира». Механизмом развития, подводящим личность к подлинной зрелости, является самотрансцендентность – готовность человека к взаимодействию с внешним опытом и переживанию единства с внешним миром при сохранении самотождественности. Управляемость процесса личностного развития связана с ценностной основой самотрансценденции – «это то, что придает свободе смысл, задает и изменяет систему детерминант, которые делают действия субъекта целенаправленными, последовательными и предсказуемыми. Важнейшую роль в развитии личности на этапе средней взрослости играет индивидуальная ситуация развития, под которой понимаются объективные и субъективные условия жизнедеятельности личности, которые в онтогенезе определяют ее психическое развитие и формирование, а также обусловливают ее индивидуальные особенности. Во взрослом возрасте накопленный в течение жизни опыт, профессиональная деятельность, сложившиеся стереотипы и паттерны взаимодействия с окружающими людьми, являются мощным фильтром, который преобразовывает внешние воздействия и создает индивидуальное пространство личностного развития. Взаключение автор приходит к выводам: Ценностно-смысловая сфера представляет собой интегральное образование личности, структурно состоящее из трех взаимосвязанных компонентов: когнитивного (представления о ценностях), эмоционального (переживание ценностей) и смыслового (личностный смысл ценностей). Взрослость – это наиболее длительный и потенциально продуктивный период жизни человека, новообразованием которого является достижение зрелости, определяемой такими параметрами, как духовность, генеративность, автономность, достижение акме. Взаимодействие механизмов развития ценностно-смысловой сферы с учетом внешних и внутренних факторов на разных этапах онтогенеза получило оформление в виде авторской модели развития ценностно-смысловой сферы. Общая направленность ее эволюционной динамики связана с возрастанием значимости интернальных процессов развития, определяющих внутреннее движение личности от эго-ориентированных ценностей и смыслов к генеративным, центрированным вокруг общечеловеческих императивов служения, заботы, защиты и т.д.
|
|||
|