Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Статья 5.



 

 

Статья 5.

Статья посвящена теме – «Особенности образного креативного мышления в юношеском возрасте»

Во вступительной части статьи говорится о том, что исследования генезиса креативности в детском возрасте начаты психологами со второй половины XX в.

Обосновывая различие между обучением и развитием, Выготский связывал наличие когнитивных структур с процессом развития, как самостоятельным внутренним процессом заданным природой. Именно эти структуры обеспечивают развитие вне обучения.

На основе идей Л.С. Выготского отечественным психологом П.Я. Гальпериным и его учениками была разработана теория поэтапного формирования умственных действий.

Вначале, независимо от возраста человека, они осуществляются как серия развернутых материальных действий человека с предметами окружающего мира. В результате совместной деятельности и общения между людьми внешние предметные действия начинают выполняться при участии внешней речи.

По мере овладения речью происходит замещение предметов и явлений при их отсутствии, тем самым любой психический процесс становится опосредованным. Речь связывает эти процессы и выводит их на более высокий уровень исполнительской организации.

Внешние действия постепенно свертываются, переносятся во внутреннюю, отчасти тоже свернутую речь, и собственно тогда становятся умственными.

Проведенные Ж. Пиаже экспериментальные исследования генезиса интеллекта у детей выявили стадии этого процесса, а также последовательную уровневую структуру каждой стадии.

Период от появления речи и до приблизительно четырех лет Ж. Пиаже называет периодом допонятийного, дооперационального интеллекта и развитием допонятийных рассуждений.

Интуитивное (наглядное) мышление, являясь, по сути, еще дологическим схематизмом, считается зачатком логики.

Суть своей концепции Ж. Пиаже изложил в следующем резюме: «сенсо-моторная схема – единица, свойственная системе досимволического интеллекта, – вбирает в себя перцептивные схемы и схемы, относящиеся к привычному действию».

Символическая схема вбирает в себя сенсо-моторные схемы с дифференциацией функций, подражательной аккомодацией и ассимиляцией.

Интуитивная схема выступает как одновременно координирующая и дифференцирующая образные схемы.

Операционная схема конкретного порядка – это группировка интуитивных схем, самим фактом их группировки возведенных в ранг обратимых операций.

 Формальная схема – система операций второй ступени, то есть группировка, оперирующая конкретными группировками.

Освоение интеллектуальных операций является той фундаментальной основой, на которой и возможны креативные проявления, соответствующие этапу сформировавшихся способностей.

В экспериментах Н.Е. Максимовой, И.О. Александрова, И.В. Тихомировой, Е.В. Филипповой было подтверждено, что испытуемые всех возрастов применяют интуитивные и рациональные приемы в решении задач.

Исходя из названных особенностей умственной деятельности, можно прийти к следующим выводам:

1) о единстве психической структуры мышления у всех людей;

2) о функциональных различиях в мышлении, связанных с особенностями структуры, проявляющихся в преобладании рациональных или интуитивных уровней;

3) о функциональных особенностях креативного мышления, которое функционально объединяет интуитивные и рациональные структурные уровни.

Основываясь на теории Л.С. Выготского, выделившего два уровня высших психических функций, исследователи выделяют «натуральную» и «культурную» креативность (В.С. Юркевич).

 Формирование креативности обусловлено морфологически и социально: основой креативности, являются сложные функциональные системы, связанные с мозговыми структурами; креативности присущ поэтапный переход от развернутой формы предметной деятельности к автоматизированным «свернутым» умственным действиям; креативная среда является условием интериоризации креативного поведения.

Одной из наиболее ярких особенностей творчества является ее высокая мотивация.

Н.Е. Свидерской, Т.Н. Дащинской, Г.В. Таратыновой проводились исследования особенностей пространственно-частотной организации электроэнцефалограммы.

Самым интересным результатом данного исследования является «зеркальная» синхронность работы двух полушарий, а также полученные различия частотных характеристик ЭЭГ при увеличении показателей воображения и творческой интуиции.

Творческую активность регистрировали как электрическую активность отдельных зон мозга, а также показателями воображения – по количеству оригинальных, своеобразных ответов и творческой интуиции – по числу точных или семантически близких к замыслу ответов.

Первоначально с помощью регистрации фоновой электрической активности была установлена наиболее типичная синхронизация потенциалов в направлении передние зоны левого – задние зоны правого полушария – названная исследователями «когнитивная ось».

Важным результатом исследований авторы называют то, «что такие (творческие) функциональные состояния могут возникать не только спонтанно, но и в результате произвольного управления и специальной тренировки».

Отмечая неодинаковый уровень активации в левых и правых полушариях у лиц с показателями успешного воображения, авторы фиксируют при этом большую активность правого. При низких показателях воображения левополушарный фокус либо совсем отсутствовал, либо был высокоинтенсивным, что свидетельствует о необходимости пропорциональной активации лево- и правополушарных процессов.

С.Ю. Степановым была предложена структурно-уровневая модель организации интеллекта. Эта модель представляет мышление как единство интуитивного и логического. Такое уровневое единство состоит из иерархии плавно переходящих одна в другую мыслительных структур, образующих функциональные ступени решения творческих задач.

Процесс решения задач с позиции рефлексивно-личностного аспекта осуществляется как продвижение по структурно-динамической схеме мышления. «Мышление при решении задач рассматривается как взаимодействие четырех взаимосвязанных и иерархически организованных уровней, образующих соответственно следующие компоненты познавательной деятельности: личностный, рефлексивный, предметный, операциональный».

Сутью четырехуровневой структурно-динамической модели решения творческих задач являются представления мышления в проблемных ситуациях как параллельного развертывания четырех базовых процессов: преобразование проблемной ситуации, ее понимание, переосмысление собственного поиска и переживание конфликта.

В исследованиях Дж. Леду установлено, что входные сенсорные сигналы предварительно проходят путь, соединяющий таламус и миндалевидное ядро, а затем попадают в кору больших полушарий,

 Наличие у субъекта доминирующих эмоциональных переживаний или мотивации является необходимым условием сохранения в долгосрочной памяти ассоциаций, сформировавшихся на неосознаваемом уровне.

 При решении задач эмоциональная неосознаваемая реакция, отраженная в изменении показателей кожной сопротивляемости, опережает осознанную и вербальную.

Фокус взаимодействия – корковое динамическое образование, в котором синтезируется оперативная информация, поступающая из различных областей коры или подкорковых образований с актуализированной из центров долговременной памяти, а также центров мотиваций и эмоций.

Структура рациональных и иррациональных уровней мышления

4. личностный

3. рефлексивный

2. предметный

1. операциональный

–1. впечатление

–2. воображение

–3. интуиция

–4. инсайт

Наличие интуитивных уровней познания соответствует таким индивидуально-психологическим характеристикам как импульсивность, полезависимость, преобладание первой сигнальной системы, высокая реактивность, повышенная тревожность, избегание конкуренции, доверчивость, отсутствие инициативы, хорошее воображение, высокая чувствительность и впечатлительность.

В основной части выдвигается гипотеза особенностей взаимосвязи креативности и личностных свойств предполагает, что для креативных людей характерно функциональное равновесие между рациональными и интуитивными уровнями познавательной деятельности.

Проводилось исследование среди студентов 1–2 курсов (194 чел.) художественных специальностей (хореографы, дизайнеры, актеры).

По результатам тестирования были выделены две подгруппы креативных и некреативных студентов.

Получены следующие результаты:

Структура невербального образного мышления у некреативных студентов содержит две компоненты, переменная «интуиция» вошла во вторую компоненту с коэффициентом 0,851 у художников и 0,584 у психологов, что отражает более высокую значимость интуитивного дологического мышления для студентов-художников в сравнении со студентами-психологами.

У креативных студентов всех специальностей структура мышления содержит три компоненты, переменная «интуиция» составила отдельную компоненту в факторной структуре каждой выборки.

Полученная структура невербального образного мышления креативных студентов отличается богатством внутренних ассоциативных связей между переменными.

В заключение автор следующие структурные компоненты невербального образного мышления у студентов различных специальностей:

1. Структура невербального образного мышления у некреативных студентов обладает слабой упорядоченностью и слабыми внутренними связями между переменными.

2. Структура невербального образного мышления у креативных студентов обладает лучшей упорядоченностью и более сильными корреляционными связями между переменными.

3. Невербальное образное мышление у креативных студентов обладает более богатыми внутренними ассоциативными связями, а также более дифференцированной структурой, чем у некреативных студентов.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.