Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Портфолио детского (классного) коллектива как форма самодиагностики и самоопределения.



2.

Понятие, характеристика, Стадии становления группы. Класс как организационная единица в структуре школы и как объединение детей одного физиологического возраста, является усвоение определенного объема знаний. Характеристика. И в этом плане для его характеристики, прежде всего, существенны такие моменты, как учебный план, методы преподавания учителей-предметников, формы организации учебного процесса, количество учащихся, их половой состав. Для класса как учебной единицы основным видом деятельности является учение. Стадии становления группы. Большинство исследователей вслед за А. С. Макаренко рассматривают эти стадии сообразно характеру предъявляемых требований. Первая стадия: становление коллектива (стадия первоначального сплочения). На первоначальной стадии развития цели коллектива обычно сориентированы на внутреннюю жизнь класса. Каждый ребенок в этот период старается найти друзей, микрогруппу, в которую его приняли бы, занять в ней достойное положение. На второй стадии усиливается влияние актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива. Для второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива. К завершению второй стадии уже складывается четкая структура деловых отношений, эмоционально-психологических. Третья и последующая стадии характеризуют расцвет коллектива. Для данной стадии развития коллектива характерной чертой становится деятельность на пользу другим людям, то есть осуществляется нравственная цель, которая в значительной степени определяет всю организацию жизни коллектива.    Л.И.Уманский различает в развитии коллектива младших школьников следующие этапы: Первый этап: найти интересные и нужные общие дела, «проявить актив», создать условия воспитаннику для реализации себя в коллективе. Второй этап: начало действия органов самоуправления, возникновение отношения ответственных зависимостей, создание актива коллектива. Третий этап: коллектив функционирует как субъект воспитания, механизм традиций, общественное мнение как особая форма коллективного мнения. Четвертый этап: новые коллективные отношения, родившиеся в гармонии взаимной ответственности и межличностных отношений Какие факторы влияют на становление коллектива?  Какие основные стадии становления группы существуют? Какие этапы в развитии младших школьников выделяет Л.И.Уманский?

3.

Особенности организации самоуправления в детском коллективе. Условия развития ученического самоуправления в начальной школе, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества, обучающихся в классе. Ученическое самоуправление — понятие родовое по отношению к другим формам организации жизнедеятельности учащихся. К особенностям организации можно отнести, во-первых, это самостоятельность членов ученических коллективов в принятии и реализации решений, во-вторых — возможность развития самостоятельности. Педагогической целью, стоящей перед ученическим самоуправлением, является демократизация жизни коллектива класса и на этой основе — формирование у учащихся готовности к участию в управлении обществом. Процесс развития ученического самоуправления предполагает последовательную смену состояний, непрерывных качественных изменений, обеспечивающих перевод коллектива класса из системы управляемой в систему самоуправляемую.  Какие особенности организации самоуправления в детском коллективе существуют? Какая педагогическая цель стоит перед ученическим самоуправлением?   

4.

Условия развития ученического самоуправления в начальной школе, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе Условием разрешения этого противоречия и превращения его в движущую силу является сформированность группового мотива действия, которая понимается как диалектическое единство мотивов членов группы. Процесс развития самоуправления отображен на схеме 1. Ядром его является мотив группового действия. На схеме показаны задачи, которые должны решаться для того, чтобы каждый этап управленческого цикла существенно влиял на формирование этого мотива. Меняется время. Становятся иными требования к школе, ученикам и педагогам. Однако значимость роли классного руководителя не снижается. Сегодня он выполняет 3 взаимосвязанные функции: организует разнообразную деятельность в классе, заботится о развитии каждого ребенка, помогает детям в решении возникающих проблем. Какова роль классного руководителя?  Какие функции выполняет классный руководитель на этапах развития детского коллектива?

5.

Роль классного руководителя на этапах развития детского коллектива. Основные направления работы классного руководителя по организации и развитию классного коллектива. Организация коллективной деятельности. Основным видом деятельности для школьников является учение. Учение и преподавание взаимосвязаны.  На всех стадиях развития классного коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции. Традиции настраивают детей на коллективные, творческие дела. Классный коллектив - это большая семья. Скучен и неуютен дом, где нет праздников, где нет потребности после большой трудной работы собраться всем вместе. Меняется время. Становятся иными требования к школе, ученикам и педагогам. Однако значимость роли классного руководителя не снижается. Сегодня он выполняет 3 взаимосвязанные функции: организует разнообразную деятельность в классе, заботится о развитии каждого ребенка, помогает детям в решении возникающих проблем.   В чем заключается роль классного руководителя на этапах развития?  

6.

Диагностическая функция классного руководителя. Реализация диагностической функции предполагает выявление классным руководителем исходного уровня и постоянное отслеживание изменений в воспитанности учащихся. Она направлена на исследование и анализ личности и индивидуальности ребенка, на поиск причин неэффективности результатов и на характеристику целостного педагогического процесса. Реализуя диагностическую функцию, классный руководитель может преследовать двоякую цель: во-первых, определять результативность своей деятельности; во-вторых, диагностика из инструмента исследования может превратиться в инструмент формирования личности и развития индивидуальности ребенка.  Какова суть диагностической функции классного руководителя?  
7.

Портфолио детского (классного) коллектива как форма самодиагностики и самоопределения.

Большую помощь классному руководителю оказывает ведение профессионального портфолио (от англ. portfolio) - портфель, папка для важных документов, образцов работ, справок, отчетов и др. Цель создания портфолио классного руководителя – накопление и представление значимых профессиональных результатов, обеспечение мониторинга профессионального и творческого роста классного руководителя, его достижений в самообразовании. Портфолио коллектива – это способ фиксирования, накопления и оценки коллективных достижений коллектива как форма школьников в определенный период их обучения. Портфолио класса представляет собой папку-накопитель, в которой представлена систематизированная информация о классном коллективе, о коллективных и личных достижениях учащихся данного класса и классного руководителя в образовательной и воспитательной деятельности.  Цель – оценить учебную и внеучебную деятельность классного коллектива и отразить реальные достижения класса, предоставить отчёт по учебно-воспитательному процессу через «картину» значимых результатов в целом классе.   Для чего необходимо   портфолио? Что такое портфолио коллектива? Какую цель имеет портфолио детского коллектива?  
         

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.