|
|||
Осень». Вновь я посетил.». Рабочий план по теме: «Гуманизм лирики А. С. Пушкина». I. Вступление (конспект). II. Основная часть. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 «Осень» 1. Определите вид стиха, строфу, размер, рифмовку, найдите тропы и фигуры поэтической речи. 2. Покажите, как при помощи различных изобразитель- но-выразительных средств поэт эмоционально рисует картины русской природы. «Вновь я посетил...» 1. О каком уголке земли говорит поэт? 2. Какие мысли вызывает у Пушкина встреча с родиной? 3. Основная мысль стихотворения. 4. Художественные средства произведения. «Памятник» 1. Какие стороны своего творчества поэт считает самыми ценными, дающими ему право на славу? 2. Раскройте смысл, заключенный в последнем четверостишии. 3. Почему поэт рассчитывал на полное признание его деятельности только в будущем? 4. Художественные особенности стихотворения. 5. Рабочий план по теме: «Гуманизм лирики А. С. Пушкина»
I. Вступление (конспект) 1. Объяснитьназвание темы. Гуманизм как философское течение. Проникновениеидей гуманизма в Россию (Просвещение, Великая французская революция; Отечественная война 1812 года). Освоениеидей гуманизма Пушкиным (Лицей, круг чтения, круг друзей). 2. Объяснить сужение темы. Гуманизм — основная черта лирики Пушкина. Основные мотивы лирики Пушкина — вольнолюбивая, патриотическая, интимная, о поэте и поэзии. Вольнолюбивая лирика наиболее остро ставит проблемы гуманизма в общественном смысле, проблемы взаимоотношений личности и общества, личности и власти. II. Основная часть. Как проявляются черты гуманизма в вольнолюбивой лирике Пушкина? Тезис. На протяжении всего творчества Пушкина в его вольнолюбивой лирике развиваются гуманистические идеи — от прямых антидеспотических деклараций к глубокому философскому неприятию насилия человека над человеком. Аргументы: 1. Время написания стихотворений «Вольность», «К Чаадаеву», «Анчар», характеристика соответствующих периодов истории России и творчества Пушкина. 2. Жанровая и сюжетная основа анализируемых стихотворений (ода, послание, легенда). 3. Идейно-тематическая основа анализируемых стихотворений (политическая декларация, изображение развивающегося сознания, философски-обобщенная история). 4. Сравнительная характеристика словесных, ритмических, фонетических средств. 5. «Последействие», эмоциональный итог анализируемых стихотворений (обличение, призыв, размышление) III. Тезис заключения (конспект). Развитие гуманистических идей в лирике Пушкина, их переход из чисто политической области в область нравственную, философскую, соответствовало основным тенденциям развития русского общественного самосознания. Тем самым лирика Пушкина явилась реалистическим отражением мыслей и чувств его современников в конкретной исторической ситуации, положила начало широкой историко-литературной традиции (Лермонтов, Некрасов, Блок).
|
|||
|