Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Методические рекомендации по выполнению практических занятий по творчеству



Методические рекомендации по выполнению практических занятий по творчеству

А.С. Пушкина (1799-1837)

 

Рассматривая вопрос о формировании мировоззрения Пушкина, следует помнить о роли лицейской среды, товарищей и педагогов. Особое внимание следует обратить на дружеские и творческие связи Пушкина с декабристами и на его верность их идеям и после поражения восстания 14 декабря на Сенатской площади.

 

 

Лирика Пушкина

 

Вольнолюбивые мотивы.В 20-е годы XIX века поэзия Пушкина стала рупором идей декабристов. Поэт обращается к двум ведущим темам, волновавшим декабристов: самодержавию и крепостному праву.

В оде «Вольность» (1817) поэт обличает самовластие, тиранию, то есть самодержавие. Идея Пушкина заключается в том, что не власть царя, а закон должен править миром. Он говорит царям: «Склонитесь первые главой под сень надежную Закона. И станет вечной стражей трона народов вольность и покой». Поэт приводит исторические примеры того, что случилось с тиранами, не соблюдавшими законов, — казнь Людовика XVI; убийство Павла I; называет Наполеона «самовластительным злодеем» за узурпирование им императорской власти без всякого на то права.

Стихотворение состоит из трех частей. В первой поэт определяет идею произведения: «Хочу воспеть Свободу миру, на тронах поразить порок». Во второй он раскрывает свою мысль, а третья содержит «урок» царям.

В стихотворении «К Чаадаеву» (1818) Пушкин уже призывает к борьбе с самодержавием. Он говорит, что надежды молодежи на конституцию не оправдались («исчезли юные забавы, как сон, как утренний туман»). Поэт призывает молодежь своего времени «Отчизне посвятить души прекрасные порывы». Целью жизни лучших представителей своего поколения Пушкин считает «звезду пленительного счастья» (на языке декабристов это означало «революцию»), пишет об «обломках самовластья».

Стихотворение «Деревня» (1819) посвящено второй проблеме, о которой так много думали декабристы, — крепостному праву. Особенностью композиции произведения является используемый поэтом для усиления эмоционального воздействия принцип антитезы (то есть противопоставления). Первая часть — идиллическая картина природы средней полосы России («Приветствую тебя, пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья...»). И тем резче контраст со второй частью стихотворения («Но мысль ужасная здесь душу омрачает...»). Характеризуя крепостных и помещиков, Пушкин предельно резок («Здесь Барство дикое, без чувства, без Закона, присвоило себе... и труд, и собственность, и время земледельца...Здесь Рабство тощее влачится по браздам неумолимого Владельца»). Третья часть стихотворения— призыв Пушкина изменить положение. Он мечтает увидеть «народ неугнетенный» и «рабство падшее».

Стихотворение «Во глубине сибирских руд...» (1827), переданное одной из жен декабристов и обращенное к ним, содержит высокую оценку их подвига: «скорбный труд и дум высокое стремленье»; веру в то, что они не зря пожертвовали собой и их идеи восторжествуют («Придет желанная пора... Темницы рухнут...»), и пожелание силы и мужества в их нелегком положении («Храните гордое терпенье»).

Стихотворение «Арион» (1827) посвящено теме верности поэта идеалам декабризма. Творчески переосмысляя миф о древнегреческом певце Арионе, Пушкин сравнивает свою судьбу с его, и говорит, что он один уцелел среди всех друзей после «бури» (то есть восстания). Поэт подчеркивает, что он верен своим друзьям, и пишет: «Я гимны прежние пою».

Стихотворение «Анчар» (1828) возвращает нас к мысли поэта о пагубной природе самодержавия. Переосмысляя историю об анчаре (дереве яда), Пушкин пишет о губительном действии неограниченной власти «князя» на окружающих. Ту ядовитую силу, опасность которой понятна даже неразумным «тигру» и «птице», использует во зло венец природы — человек, облеченный неограниченной властью.

Тема поэта и поэзии.В раскрытии этой темы А.С. Пушкин начинает ту традицию русской литературы, которая рассматривает творчество как служение Родине, людям. В стихотворении «Пророк» (1826) поэт говорит о тех качествах, которыми должен обладать истинный поэт, в отличие от других людей (ими наделяет «шестикрылый серафим» лирического героя произведения), и о цели поэзии. Она формулируется в последних сроках стихотворения: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, исполнись волею моей; и обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей». Пушкин намеренно выбирает для этого программного стихотворения такой высокий стиль, использует устаревшую лексику.

Стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом», написанное в 1824 году, открывает тему обсуждения идеи и задач поэзии с окружающими, которая впоследствии станет традиционной для русской литературы. Поэт, желающий жить «для звуков сладких и молитв», не хотел бы писать на потребу публике и следовать ее вкусам. Иной взгляд на поэзию выражает книгопродавец, который ждет от поэта новых сочинений и заявляет: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать».

Стихотворение «Эхо»(1831) снова касается вопроса о назначении поэта в обществе и представляет собой развернутое сравнение. Роль поэта в обществе сравнивается с ролью эха в природе («На всякий звук свой отклик в воздухе пустом родишь ты вдруг...И шлешь ответ...»).

Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836) стало поэтическим завещанием поэта, он сам здесь подводит итог творчества и пишет о заслугах, используя (несколько переосмысленно) идею, вдохновлявшую до него Горация, Ломоносова, Державина, о памятнике поэту. Поэт считает заслугой своего творчества то, что в «жестокий век восславил» свободу, то есть боролся против самодержавия и крепостного права за освобождение народа и в его интересах; «что чувства добрые» «лирой пробуждал», то есть формировал своей поэзией высокие нравственные и моральные принципы, воспитывал людей; «и милость к падшим призывал», то есть призывал к состраданию униженным и оскорбленным людям. Благодаря этим достоинствам поэзии, считает Пушкин, к его «памятнику нерукотворному» (творчеству) «не зарастет народная тропа».

Интимная лирика. Пушкин был очень общительным человеком, многим адресовал свои стихотворения, но самыми дорогими для него были коллективные послания лицейским друзьям по случаю годовщины лицея 19 октября. Интересно, как изменяются эти послания. То, которое написано 19 октября 1825 года в ссылке в Михайловском, когда восстание еще не произошло, обращено к ним всем вместе и по отдельности (Горчакову, Матюшкину, Кюхельбекеру). Поэт посвящает «лицейскому братству» удивительные строки, начинающиеся словами» «Друзья мои, прекрасен наш союз!..» Стихотворение, написанное через два года (19 октября 1827 года), «Бог помочь вам, друзья мои» говорит о верности Пушкина всем своим друзьям, и благополучным, и особенно несчастным, которые сейчас находятся «в мрачных пропастях земли» (то есть на каторге). И совсем грустное стихотворение написано в честь 25 годовщины лицея, когда лицеисты недосчитались многих своих друзей. Оно начинается строками: «Была пора, наш праздник молодой...», и там есть очень горькие слова: «Всему пора: уж двадцать пятый раз мы празднуем лицея день заветный. Прошли года чредою незаметной, и как они переменили нас!»

Образцом дружеского послания может служить стихотворение «К Чаадаеву» или стихотворение «Мой первый друг, мой друг бесценный», посвященное ближайшему лицейскому другу Пушкина — Пущину.

В первой его части поэт вспоминает о великодушном поступке друга, заехавшего навестить опального поэта в Михайловское («Ия судьбу благословил, когда мой двор уединенный... твой колокольчик огласил»). Вторая часть касается современной жизни: Пушкин возвращен из ссылки, а Пущин сослан в Сибирь за участие в восстании декабристов. Поэт желает, чтобы его теплые слова даровали его другу утешенье, озарили заточенье «лучом лицейских ясных дней».

В качестве примеров любовной лирики поэта можно разобрать стихотворения «Я помню чудное мгновенье»,«Я вас любил...», «Мадонна», где Пушкин говорит о состоянии влюбленности, как о самом для него творческом; о чистой, красивой, возвышенной любви без чувства собственности, о своей любви к жене, урожденной Н.Н. Гончаровой. Разберите их самостоятельно.

Теория литературы.Вы должны повторить, что такое лирика (произведения, говорящие о чувствах, раздумьях, переживаниях человека), что такое лирический герой (человек, от лица которого написано произведение), какие жанры лирических произведений существуют (самые распространенные — ода, элегия, послание, эпиграмма, поэма).Каковы особенности лирических произведений, какие разновидности лирики вы знаете (философская, общественно-политическая, интимная, пейзажная и т. д.), какие поэтические приемы вы знаете (сравнение, метафора, эпитет, олицетворение, литота, синекдоха).

Теория литературы.Следует повторить особенности реализма как творческого метода (показ реальной жизни в ее закономерностях, правдивое исторически конкретное изображение характера человека в реально показанных обстоятельствах). Объяснить, что значит «типические характеры», «типические обстоятельства».

Продумайте, в чем состоит значение творчества Пушкина (историческое, познавательное, воспитательное), в чем заслуга Пушкина в развитии русской литературы, русского литературного языка, русской публицистики, журналистики, истории.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.