Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: Монополия.



                                 Тема: Монополия.

  1. Понятие монополия.

Монополия (с лат. - «продаю один»)- промышленное объединение, которое контролирует производство, продажу одного вида товаров.

Монополизация рынка- ситуация, когда на кого- то из продавцов или покупателей приходится такая большая доля общего объема продаж или покупок на конкретном товарном рынке, что он может влиять на формирование цен и условий сделок в большей мере, чем остальные участники этого рынка.

Монопсония- ситуация, возникающая на рынке при наличии только одного покупателя товаров (монопсониста), который в силу своего исключительного положения может диктовать всем продавцам условия приобретения этих товаров, и прежде всего их цену.

  1. Условия возникновения монополии на рынке.

Монополия возникает на рынке в результате слияния фирм. Два пути: по вертикали и по горизонтали. Вертикальное слияние - объединяются фирмы связанные единой технологической цепочкой. Горизонтальное слияние- объединяются фирмы не связанные единой технологической цепочкой. Такие фирмы называют конгломератами.

Причина: чем крупнее фирма, тем легче «выжить» на рынке в условиях высокой конкуренции.

Запомнить: объем производства, продажи больше, а чем больше объем, тем каждая единица дешевле. Издержки снижаются, что позволят фирме получать более высокую прибыль.

Фирмы объединяются либо добровольно (слияние фирм), либо через поглощение (более слабая разоряется, уходит с рынка, ее нишу занимает более крупная, сильная).

  1. Виды монополий.

Синдикаты, тресты, картели и концерны.

 

  1. Монопольная прибыль.

В силу своей полной властью над рынком монополияне воспринимает цену как заданную, а сама назначает ее, меняя объем производимой продукции. Поскольку фирма- единственный производитель определенного продукта, кривая спроса на продукцию фирмы и рыночная кривая спроса на данную продукцию идентичны. Это означает, что монополия в отличие от фирмы в условиях совершенной конкуренции сталкивается с убывающей кривой спроса на свою продукцию. Таким образом, обнаруживается обратная связь между ценой и количеством продаваемого товара: если монополист снизит цену, то продаст больше товара, напротив, подняв цену, он может только уменьшить объем продаж.

Как меняется доход монополиста по мере роста объема производства? В следствии закона убывающей предельной производительности, начиная с некоторого уровня производства, издержки растут быстрее, чем доход, а прибыль сокращается. Дальнейшее наращивание производства может привести к тому, что прибыль и вовсе станет отрицательной.

График (дает графическую картину того, как меняется валовой доход монополиста по мере роста объемов производства): максимальный доход фирма получает производя 375 единиц продукции по цене 7,5 долл. каждая. В нашем примере вплоть до уровня производства в 300 единиц доход возрастает быстрее, чем издержки. При уровне 300 единиц темпы роста дохода и издержек одинаковы, а прибыль максимальна. Дальнейшее наращивание производства приводит к снижению прибыли Максимальный доход -375 единиц достигаетсятогда, когда прибыль начинает убывать. Именно с этого момента нет смысла наращивать объем производства.

 

 

Если известна кривая спроса на продукцию монополиста, легко вывести кривые среднего дохода (AR= TR/Q=P) и предельного дохода (MR=дTR/дQ). Средний доход монополиста, по определению, равен цене, а кривая среднего дохода совпадает с кривой спроса. Предельный доход монополиста, напротив, всегда меньше цены (кроме случая Q = 1) P больше MR, что принципиально отличается от ситуации совершенной конкуренции.

Вспомните тему фирма: 1) Прибыль фирмы растет пока валовой доход возрастает быстрее, чем издержки. 2) Пока темпы роста доходов и издержек одинаковы прибыль максимальна.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.