|
|||
В чем состоит многоплановость формирования учебной самостоятельности младших школьников в условиях урочной и внеурочной деятельности?Стр 1 из 2Следующая ⇒ -В чем состоит многоплановость формирования учебной самостоятельности младших школьников в условиях урочной и внеурочной деятельности? Формирование учебной самостоятельности младших школьников- процесс многоплановый, требующий профессиональных компетенций в области проектирования образовательного процесса, формирования учебной деятельности и основных ее структурных компонентов: мотивации, целеполагания, планирования, выполнение учебных действий, контроля и рефлексии. Д.Б.Эльконин отмечал, что формирование учебной деятельности-это процесс передачи отдельных компонентов этой деятельности самому ученику для самостоятельного осуществления учебных действий без помощи учителя. Процесс формирования деятельности, учебных действий, мыслительных операций строится из определенных этапов: -на 1 этапе нет опыта организации осваиваемой деятельности самостоятельно, учебная деятельность младших школьников осуществляется в сотрудничестве с учителем, при его непосредственном пооперационном управлении; -на 2 этапе-усиление самостоятельности, происходит опосредованное руководство со стороны учителя при организации учебной деятельности в рамках сотрудничества; -на 3 этапе ученики способны максимально выполнять учебную деятельность; -на 4 этапе осваивается позиция учителя (сначала для своих одноклассников, а затем и для себя). Таким образом, учебная самостоятельность младших школьников проявляется как способность быть инициатором учебного взаимодействия со сверстниками, взрослыми; учить себя с помощью взрослого, одноклассников, доступных для его возраста различных образовательных, информационно-коммуникативных средств
Самостоятельность — это способность человека принимать решение и выполнять намеченное действие, не поддаваясь чужому влиянию. самостоятельность школьника, понимаемая как стремление и умение ребенка настойчиво решать задачи деятельности, относительно независимые от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия, является значимым фактором социально - личностного созревания Формирование самостоятельности ребенка осуществляется в учебной и внеучебной деятельности, которые являются целенаправленными, результативными, обязательными. Они оцениваются окружающими и поэтому определяют положение школьника среди них, от чего зависит и его внутренняя позиция, и его самочувствие, эмоциональное благополучие [19;240]. В этих деятельностях у него формируются навыки самоконтроля и саморегуляции. Самостоятельность ученика в учебной деятельности выражается, прежде всего, в потребности и умении самостоятельно мыслить, в способности ориентироваться в новой ситуации, самому видеть вопрос, задачу и найти подход к их решению. Она проявляется, например, в умении по-своему подойти к анализу сложных учебных задач и выполнению их без посторонней помощи. Самостоятельность школьника характеризуется известной критичностью ума, способностью высказывать свою собственную точку зрения, независимую от суждения других.
|
|||
|