|
|||
Лекция №2.3 Мораль, искусство и религия . ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 2. Образование имеет целью передачу накопленных знаний и опыта молодому поколению. Образование немыслимо без воспитания. В процессе образования происходит развитие человека, формируются основы личности. Стремление охватить всех образованием и увеличить объём знаний привело к снижению качества, поэтому во многих странах проводят школьные реформы: 1)гуманизация образования (нравственное воспитание); Отныне образование рассматривается как одна из основных ценностей, без которой невозможно дальнейшее развитие общества. Лекция №2.3 Мораль, искусство и религия . План. 1. Одним из важнейших элементов выступают социальные нормы – правила поведения, образцы, стандарты деятельности, выполнение которых считается обязательным в обществе. Социальные нормы конкретно предписывают, какие поступки должны совершать люди в тех или иных ситуациях, предусматривая наказание- неодобрение окружающих. В отличие от законов природы социальные нормы связаны с сознанием людей и поэтому могут изменятся по мере того, как совершенствуется общество. Разновидности социальных норм: 2.правовые нормы- правила поведения, установленные и охраняемые государством; 3. моральные нормы- мораль несёт в основном оценочную нагрузку (хорошо- плохо). Соблюдение обеспечивается авторитетом коллектива; 4. семейные нормы- правила взаимоотношений в семье. Соблюдение обеспечивается общественным мнением и государством; 5. эстетические нормы- это представление о прекрасном и безобразном (не только в творчестве, но и в поведении). Соблюдение обеспечивается общественным мнением; 6. политические нормы- создаются на основе правил взаимоотношения людей в политике. Соблюдение обеспечивается международным правом, государством и общественным мнением; 7.корпоративные нормы- это правила организаций для регулирования поведения сотрудников. Соблюдение обеспечивается уставом (общество любителей-рыбаков) или общественным мнением; 8. религиозные нормы - по содержанию выступают как нормы морали, права, закрепляют традиции и обычаи. Соблюдение- вера в неизбежность кары за грехи. Все указанные социальные нормы имеют в своей основе нравственное начало и взаимосвязаны, таким образом, с нормами морали. 2. Искусство- это разновидность духовной деятельности людей, имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты и гармонии. Определённую роль играет взаимосвязь искусства и морали: 1) моралистический подход утверждает единство искусства и морали и подчинение художественного творчества нравственным целям и задачам; 2) имморалистический подход построенный на противопоставлении морали и искусства, оправдании аморальных тенденций в искусстве. Взаимосвязь морали и искусства надо искать в контексте общих морально-этических проблем: добра и зла, счастья, любви и т.д. Мораль устанавливает нормы поведения, а искусство решает эти проблемы в художественной форме и художественными средствами. 3. Религия -это форма мировоззрения, одна из сфер духовной жизни общества, социальных групп, индивидов. Вера- это не только убеждённость в существовании Бога, но и особый образ жизни религиозного человека, соответствующий заповедям исповедуемой религии. Внешней, социально значимой формой проявления веры служит культ. Важнейшую роль в религии выполняют религиозные организации, или объединения. В традиционных религиях выделяют две основные организации: Церковь и секту. Церковь (с греческого Дом Господа)- означает собрание. Секты возникли как оппозиционное течение. Ранними формами религии были: 2.Магия- это действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путём на явления природы, животных или человека. 3.Фетишизм- это поклонение неодушевлённым предметам, которым предписываются сверхъестественные свойства. 4.Анимизм- это вера в духовные сущности, заключенные в предметах или существующие отдельно от них (духи). Язычество определяется как политеизм, т.е. многобожие. На смену язычеству пришли монотеистические мировые религии. К мировым религиям относятся: 2)христианства- католицизм и православие (1054г), а в начале ХVI в. возник протестантизм; 3) ислама- суннизм и шиизм.
|
|||
|