Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция №2.3 Мораль, искусство и религия .



2.

Образование имеет целью передачу накопленных знаний и опыта молодому поколению. Образование немыслимо без воспитания. В процессе образования происходит развитие человека, формируются основы личности. Стремление охватить всех образованием и увеличить объём знаний привело к снижению качества, поэтому во многих странах проводят школьные реформы:

1)гуманизация образования (нравственное воспитание);
2) гуманитаризация (усиленное внимание к изучению общественных дисциплин);
3) интернационализация (создание единой системы обр.для разных стран).

Отныне образование рассматривается как одна из основных ценностей, без которой невозможно дальнейшее развитие общества.

Лекция №2.3 Мораль, искусство и религия .

                                                                 План.
1. Мораль.
2. Искусство.
3. Религия.

1.

Одним из важнейших элементов выступают социальные нормы – правила поведения, образцы, стандарты деятельности, выполнение которых считается обязательным в обществе. Социальные нормы конкретно предписывают, какие поступки должны совершать люди в тех или иных ситуациях, предусматривая наказание- неодобрение окружающих.

В отличие от законов природы социальные нормы связаны с сознанием людей и поэтому могут изменятся по мере того, как совершенствуется общество.

Разновидности социальных норм:
1. обычаи- они поддерживаются силой общественного мнения;

2.правовые нормы- правила поведения, установленные и охраняемые государством;

3. моральные нормы- мораль несёт в основном оценочную нагрузку (хорошо- плохо). Соблюдение обеспечивается авторитетом коллектива;

4. семейные нормы- правила взаимоотношений в семье. Соблюдение обеспечивается общественным мнением и государством;

5. эстетические нормы- это представление о прекрасном и безобразном (не только в творчестве, но и в поведении). Соблюдение обеспечивается общественным мнением;

6. политические нормы- создаются на основе правил взаимоотношения людей в политике. Соблюдение обеспечивается международным правом, государством и общественным мнением;

7.корпоративные нормы- это правила организаций для регулирования поведения сотрудников. Соблюдение обеспечивается уставом (общество любителей-рыбаков) или общественным мнением;

8. религиозные нормы - по содержанию выступают как нормы морали, права, закрепляют традиции и обычаи. Соблюдение- вера в неизбежность кары за грехи.

Все указанные социальные нормы имеют в своей основе нравственное начало и взаимосвязаны, таким образом, с нормами морали.

2.

Искусство- это разновидность духовной деятельности людей, имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты и гармонии.

Определённую роль играет взаимосвязь искусства и морали:

1) моралистический подход утверждает единство искусства и морали и подчинение художественного творчества нравственным целям и задачам;

2) имморалистический подход построенный на противопоставлении морали и искусства, оправдании аморальных тенденций в искусстве.

Взаимосвязь морали и искусства надо искать в контексте общих морально-этических проблем: добра и зла, счастья, любви и т.д.

Мораль устанавливает нормы поведения, а искусство решает эти проблемы в художественной форме и художественными средствами.

3.

Религия -это форма мировоззрения, одна из сфер духовной жизни общества, социальных групп, индивидов. Вера- это не только убеждённость в существовании Бога, но и особый образ жизни религиозного человека, соответствующий заповедям исповедуемой религии. Внешней, социально значимой формой проявления веры служит культ.

Важнейшую роль в религии выполняют религиозные организации, или объединения. В традиционных религиях выделяют две основные организации: Церковь и секту. Церковь (с греческого Дом Господа)- означает собрание. Секты возникли как оппозиционное течение.

Ранними формами религии были:
1.Тотемизм- это вера в сверхъестественное родство между родами, животными и растительным миром.

2.Магия- это действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путём на явления природы, животных или человека.

3.Фетишизм- это поклонение неодушевлённым предметам, которым предписываются сверхъестественные свойства.

4.Анимизм- это вера в духовные сущности, заключенные в предметах или существующие отдельно от них (духи).

Язычество определяется как политеизм, т.е. многобожие. На смену язычеству пришли монотеистические мировые религии.

К мировым религиям относятся:
 буддизм (VI век до н.э), христианство (I в.), ислам (VI в.).
 Основные направления:
1) буддизма- хинаяна и махаяна;

2)христианства- католицизм и православие (1054г), а в начале ХVI в. возник протестантизм; 3) ислама- суннизм и шиизм.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.