Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





масштаб;. способ получения;. эмоциональность;. формализация;. мотивация.



масштаб;

способ получения;

эмоциональность;

формализация;

мотивация.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб (например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, продавец – покупатель: взаимодействие осуществляется по конкретному поводу – покупки – масштаб небольшой).

Способ получения  роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Роли молодого человека, старика, мужчины, женщины обусловлены и не требуют особых усилий для их приобретения. Другие роли достигаются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных усилий: студент, академик, писатель и т.д.

Уровень эмоциональности: каждая роль несет в себе определенные возможности эмоционального проявления её субъекта. Существуют роли, которые предписывают эмоциональную сдержанность и контроль: следователь, хирург и т.д. И наоборот, от актеров требуется повышенная эмоциональность.

Формализация: одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения (в обязанности библиотекаря входит выдача книги на определенный срок и взыскание штрафа за каждый просроченный день с нерадивого читателя); другие, напротив, – только неформальных (к примеру, мы не предполагаем, что брат или сестра должны платить нам за оказанную им помощь или услугу, хотя это вполне естественно в случае с незнакомым человеком); третьи могут сочетать и те и другие.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенке, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т.д.

Нет сомнения в том, что влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует её взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также её участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

Освоение новой роли может иметь огромное значение для изменения человека. В психотерапии существует даже соответствующий метод коррекции поведения – имаготерапия (имаго - образ). Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль как в спектакле. При этом функцию ответственности несет не сам человек, а его роль, которая задает новые шаблонные поведения. Человек вынужден поступать иначе, исходя из новой роли. У истоков имаготерапии стоит метод психодрамы Д. Морено. Он лечил людей от неврозов, предоставляя им возможности проигрывания тех ролей, которые они хотели бы, но не могли исполнить в жизни.

Роли в коллективе

Роли в коллективе подразделяются на «производственные» (функциональные и социальные) и «межличностные».

Производственных ролей специалисты выделяют восемь.

Координатор обладает наибольшими организаторскими способностями и становится обычно в силу этого руководителем коллектива независимо от своих знаний и опыта. Его главная обязанность – уметь работать с теми, кто такими знаниями и опытом обладает, и направлять их активность на достижение поставленных целей.

 

Генератор идей, как правило, самый способный и талантливый член коллектива. Разрабатывает варианты решения любых стоящих перед ним проблем, но в силу своей пассивности, несобранности и т.п. не способен реализовать их на практике.

 

Контролер сам творчески мыслить не способен, но вследствие глубоких знаний, опыта, эрудиции может должным образом оценить любую идею, выявить ее сильные и слабые стороны, подтолкнуть других к работе по ее дальнейшему совершенствованию.

 

Шлифовальщик обладает широким взглядом на проблему и поэтому при необходимости умеет «увязать» ее решение с другими задачами коллектива.

 

Энтузиаст  – самый активный член коллектива; он увлекает своим примером окружающих на действия по реализации поставленной цели.

 

Искатель выгод – посредник во внутренних и внешних отношениях, придающий определенное единство действиям членов коллектива.

 

Исполнитель добросовестно реализует чужие идеи, но нуждается при этом в постоянном руководстве и подбадривании.

 

Помощник  – человек, который лично ни к чему не стремится, довольствуется вторыми ролями, но готов всегда оказать содействие другим в работе и в жизни.

Могут иметь место также «вспомогательные» роли (например, шут).

Считается, что коллектив будет нормально функционировать при полном распределении и добросовестном исполнении перечисленных ролей. Если его членов окажется меньше восьми, то кому-то придется одновременно играть две и более роли, что неминуемо приведет к возникновению конфликтов.

Это обстоятельство является одной из причин недостаточной устойчивости небольших коллективов. В первичных оно до некоторой степени компенсируется теснотой связей между людьми, близостью их взглядов и целей, а вот группы числом от пяти до восьми человек оказываются наиболее уязвимыми и чаще всего раскалываются на две враждующие части. В этом смысле предпочтительнее коллективы, насчитывающие в своих рядах 10 -12 человек, в которых внутреннее равновесие достигается гораздо легче, но при дальнейшем росте числа членов они становится менее управляемым.

По ролям, связанным с межличностными отношениями, членов коллектива обычно делят на ведущих и ведомых. Первую группу образуют лица предпочитаемые («звезды», авторитетные, честолюбивые, чем-то иным привлекательные для окружающих). Во вторую входят все остальные, включая непредпочитаемых (пренебрегаемые, отверженные и проч.), с которыми сотрудничают только вынужденно и делают их ответственными за все.

 

Ролевое поведение личности в групповой работе

Формы поведения участников групповой работы могут быть разными и влиять на облегчение или затруднение выполнения поставленной перед группой задачи. Зачастую этот процесс зависит от состава участников группы. Специалисты считают, что для группового решения задачи лучше составлять гетерогенную группу, включающую людей разного пола и возраста, имеющих разный уровень подготовки, а также разные установки и интересы, чем гомогенную, т. е. группу, в которой все члены имеют между собой много общего: возраст, пол, знания, подходы к проблемам и пр., что для поиска и принятия решений не всегда полезно. 

Как только группа приступает к выполнению своих задач, она предпринимает последовательность шагов, включающих:

формулировку проблемы как вопроса о фактах, ценностях или политики (это зависит от цели);

анализ проблемы;

поиск вариантов решений;

их оценку; выбор и принятие решения;

разработку его под проект реализации.

Поведение людей при совместной работе может определяться как их индивидуальными характеристиками, так и целью группы, особенностями ее организации и протекающими в ней процессами.

При групповой работе необходимо поддерживающее поведение лидера для снятия излишней напряженности. Вместе с тем доминирование поддерживающего поведения может помешать принятию эффективного решения.

В групповой работе функции могут распределяться между участниками по-разному. Так, эмоциональные лидеры могут брать на себя функции поддержки, интеллектуальные – решения задачи, лидеры-организаторы могут осуществлять и те и другие функции; распределение функций между всеми участниками группы зачастую происходит спонтанно.

Гибкая ролевая система, смена ролей позволяют быстрее достичь планируемых намерений.

Ролевое поведение личности в группе, т.е. роли, исполняемые членами группы, зависят от их личности, а также от требований и нужд группы.

Существует четыре основных типа ролей:

обеспечивающие решение поставленной задачи,

поддерживающие,

процедурные,

эгоцентрические

Направленность поддерживающего поведения

Функции, направленные на решение задачи:

Постановка цели и задач

Инициация процесса решения

Выяснение мнений, точек зрения

Сбор (запрос) информации

Определение главной проблемы

Передача информации участникам

Организация взаимодействия

Координация и распределение ролей, связывание всех элементов совместной работы

Выяснение всех ресурсов

Подведение итогов

Умение как бы со стороны наблюдать за всем

Функции поддержки отношений:

Умение слышать, наблюдать

Умение увлечь, заинтересовать

Учет чувств людей

Разрядка напряжения

Умение вселять веру, вдохновлять

Умение достигать компромисса (признавать свои ошибки, принимать позицию другого, делать шаг навстречу)

Умение подчинять личные амбиции общей цели

Признание заслуг

Роль миротворца

 

Роли, обеспечивающие решение поставленной задачи:

ищущий информацию – часто ставит вопросы и пытается получить на них ответ, побуждает других участников группового взаимодействия к принятию решений;

инициатор – чаще других предлагает новые решения, вносит предложения, касающиеся поставленного в группе задания;

последователь – подхватывает новую идею, инициативу, расширяет и углубляет ее, помогает довести до решения;

оценивающий – оценивает деятельность отдельных членов и всей группы, актуальность ситуации, сравнивает с целями, подводит итоги.

Поддерживающие роли помогают группе развиваться и поддерживать хорошие отношения между ее членами, групповую сплоченность и эффективный уровень разрешения конфликтов мнений.

Поощряющий – мотивирующий и «подталкивающий других» к участию в групповом процессе, вовлекает малоактивных и молчащих членов в работу, демонстрирует своим вербальным и невербальным поведением понимание чужих идей и мнений («хорошая точка зрения», «отличная мысль»);

гармонизатор – поощряет к совместной деятельности, разрешает конфликтные ситуации, пробует преодолеть противоречия между членами группы и привести всех к компромиссу, используя улыбку, остроумные реплики;

снимающий напряжение – старается снять напряжение в трудных ситуациях, часто шутит, острит, балагурит, рассказывает анекдоты;

блюститель правил – напоминает членам группы о провозглашенных нормах и правилах взаимодействия, обращает внимание на их соблюдение;

«переводчик» – умело использует знания о различиях в социальной, культурной, национальной и гендерной ориентации членов группы, чтобы помочь им понять друг друга.

Процедурные роли помогают группе при решении проблем.

Диспетчер – способствует правильному «разделению труда» в группе, чтобы любая дискуссия работала на конечный результат, следит за регламентом, наблюдает за продвижением группы к поставленной перед ней задаче;

протоколист – старается записать все, что группа наработала, как бы ведет протокол по процедуре принятия решения;

хранитель – следит за равноправием возможностей каждого при участии в дискуссии. Анализирует невербальные сигналы и на их основе предлагает выступить тому или иному члену группы.

Эгоцентрические роли концентрируют внимание на персональных потребностях и задачах в ущерб групповым целям. Эгоцентрические роли уменьшают эффективность групповой работы.

Агрессор – противостоит групповым инициативам, подвергает сомнению важность того, что происходит в группе. Добивается повышения собственного статуса, критикуя почти все или порицая других, когда дела идут не лучшим образом, и принижая личные качества и статус окружающих. Когда личные цели противоречат групповым, отдает предпочтение первым;

ищущий признания – независимо от того, что происходит в группе, старается обратить на себя внимание, напоминает о своих заслугах, демонстрирует свои способности и возможности во всех подходящих для этих целей ситуациях. Старается постоянно быть в центре внимания, жаждет признания и похвалы;

монополист – непрерывно разговаривает, часто мешает другим высказаться, стремится занять позицию лидера в группе, навязывает свое мнение, пытается манипулировать другими участниками;

отсутствующий – избегает работы в группе, не поддерживает групповых инициатив, стремится быть в стороне. Избегает конфликтов мнений и рискованных для себя и своего реноме действий и ситуаций. Предпочитает отмалчиваться или давать уклончивые ответы;

шутник – дурачится, передразнивает других, превращая в шутку все, что происходит, пытаясь привлечь внимание к себе.

Позиции

Для достижения своих целей в определенной ситуации участники взаимодействия кроме исполнения тех или иных ролей выстраивают также соответствующие позиции. С этой точки зрения межличностное взаимодействие предполагает:

выбор позиции по отношению к другому, психологическую пристройку к позициям партнеров, проверку их прочности;

 

оформление занятой позиции посредством использования вербальных и невербальных средств коммуникации.

В психологической литературе различают три типа пристройки к партнеру.

Пристройка сверху – может выглядеть как поучения, осуждения, порицания, советы, обращения, порой унижающие достоинство взрослого человека, например: вербальные – на «ты», «детка» или невербальные – похлопывание по плечу, взгляды сверху вниз и пр.

 

Пристройка снизу – означает позицию подчинения и диктует свои стереотипы поведения. В такой ситуации человек подстраивается под более сильного партнера, при разговоре наклоняется вперед, опускает голову и пр.

 

Позиция равенства сторон – предполагает соответствующие вербальные и невербальные формы поведения: спокойный взгляд в глаза собеседнику, открытое выражение чувств и ожиданий, обоснованные высказывания, демонстрирует готовность выслушать кри тические замечания в свой адрес.

 

Эффекты

Кроме исполнения ролей и пристройки к позиции партнера при социальном взаимодействии используются также разнообразные эффекты:

эффект контраста – способность к быстрой смене психологических позиций в зависимости от возникшей ситуации; это важный показатель мастерства общения;

 

эффект ассимиляции (от лат. assimilatio – уподобление, сопоставление) – использование в новых условиях готовых умений и навыков без их существенного изменения. Обычно такой негибкий тип ролевого поведения используется человеком амбициозным, самоуверенным или с намерениями, оставляющими желать лучшего;

 

техника поведенческих подкреплений – партнер, выполняя ту или иную роль, не только ограничивается вербальными и невербальными контактами, но и подкрепляет их своими действиями и поступками.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.