![]()
|
|||||||
Виды и характеристики социальных ролейСтр 1 из 2Следующая ⇒ 6.2 Виды и характеристики социальных ролей В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли. Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). В интеракционистских концепциях такие роли называют конвенциональными (конвенция – соглашение). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина и женщина – это тоже социальные роли (гендерные роли), биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения. Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т.д.). В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. По степени проявления выделяют активныеи латентные роли. Активные роли обусловлены конкретной социальной ситуацией и исполняются в данный момент времени (учитель на уроке). Латентные роли не проявляются в актуальной ситуации, хотя субъект потенциально является носителем этой роли (учитель дома). Каждый из нас является носителей большого числа латентных социальных ролей. По способу усвоения роли делятся на: Предписанные(определяются возрастом, полом, национальностью). Приобретенные(которые субъект усваивает в процессе социализации). Основные характеристики социальной роли выделил американский социолог Т. Парсонс. К ним относятся:
|
|||||||
|