|
|||
Переложение четырехголосныхсмешанных хоров на трехголосные однородные ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Переложение четырехголосныхсмешанных хоров на трехголосные однородные Переложения такого рода осуществляются следующим образом. Мелодическая линия верхнего голоса смешанного хора полностью сохраняется и передается верхнему голосу однородного хора. Измениться может лишь октава его звучания, если произведение перекладывается на мужской хоровой состав.Два других голоса в однородном хоре (средний и нижний) образуются на основе гармонического звучания трех остальных голосов смешанного хора сучетом их нового расположения в аккорде.Делая подобные переложения, необходимо иметь в виду, что нельзя ставить перед собой задачу точного перенесения какого-либо из трех нижних голосов смешанного хора в партитуру однородного хора.Стремление сохранить внеприкосновенности эти голоса может привести к нарушению естественного расположения звуков в аккордах однородного хора, то есть к их неполноценному звучанию. Во вновь образованной трехголосной партитуре не обязательно и сохранение вида аккорда по сравнению с его четырехголосным изложением. Более важным в этом случае явится правильное расположение голосов в аккорде.Что же касается того, к какому виду относится данный аккорд —основному или одному из своих обращений, факт этот решающего значения не имеет.При одинаковом мелодическом положении различные обращения одного и того же аккорда, а иногда и разных аккордов могут быть выражены одним и тем же трехголосным звучанием.Большей строгости к себе в этом смысле требуют кадансовые обороты. Но и они в трехголосном варианте допускают более свободный подход. Так, например, заключительная тоника в трехголосном однородном хоре, звучащая в мелодическом положении основного тона, и предшествующая ей доминанта могут быть представлены своими обращениями: тоника —секстаккордом, доминанта —неполным секундаккордом:При переложении на трехголосный однородный хор наряду с септаккордами и нонаккордами неполными гармониями часто заменяются и трезвучия с обращениями.Заменяя аккорды четырехголосного хора их трехголосными разновидностями, когда в какой-то мере теряется полнота гармонического звучания, желательно сохранить в этих аккордах те ступени, от которых непосредственно зависит окраска гармонии, ее специфический колорит (вводный тон, септима, нона, альтерированные звуки).
|
|||
|