|
|||
Обработка информации ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Обработка информации Основой процесса обучения является приобретение учащимися способности решать определенный крут задач. Это происходит, когда все четыре фактора – ученик, учитель, теория и задания – взаимодействуют. В результате ученики становятся способны выполнить задание, с которым до этого не справились бы. Обработка в коммуникационном процессе – это создание изменений в одном из узлов сети, дающих новую информацию. Это происходит при соединении передаваемой и хранящейся информации. Результатом является производство новой информации, отличающейся от входящей и хранящейся, которые ее породили. Вновь произведенная информация может сохраняться и/или передаваться. Солнечные часы – простейшая коммуникационно-обрабатывающая система. Они имеют оцифрованный циферблат – это запрограммированная память. Солнечный луч сталкивается с гребнем, который отбрасывает тень. Так пересечение входящей информации и хранимой создает новую информацию – часы показывают время. В мозге каждого человека образование новой информации происходит по своим индивидуальным законам. Человеческая память основывается на уникальном запасе опыта и индивидуальных умственных способностях. Информация, воспринимаемая индивидуумом, даже если это сообщение массмедиа, каждый раз является неповторимой в силу изменчивости условий, в которых она воспринимается, и количества сопровождающих ее помех. Концепция сети основывается на сложности процесса коммуникации в целом. Термин может использоваться как для человеческих, так и для технологических коммуникационных систем. Схема коммуникационных сетей состоит из линий, обозначающих каналы коммуникации, и точек в местах пересечения линий. Линии между точками называются связями и являются основным сетевым элементом. Изучение коммуникации косвенно предполагает существование коммуникационных сетей на различных уровнях. Персональные, межличностные, групповые, организационные, массовые и глобальные коммуникации рассматриваются как социальные уровни, внутри которых происходит человеческое общение. Природа коммуникации различна на каждом уровне, и людям нужно переходить от уровня к уровню, чтобы удовлетворить свои коммуникационные потребности. По своим потенциальным возможностям, обусловленным их дидактическими свойствами, компьютерные телекоммуникации являются исключительно своевременными и перспективными для использования в сфере обучения. В современном интегрированном сообществе школьники уже не могут учиться изолированно, ограничиваясь традиционным достаточно замкнутым социумом: учителя, друзья, семья. Телекоммуникации распахивают окна в широкий мир. Учащиеся получают доступ к богатейшим информационным ресурсам сетей и возможность работать совместно над интересующим их проектом с учащимися из других стран, в рамках телеконференций – обсуждать проблемы практически со всем миром. Подобная перспектива сотрудничества и кооперации создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах и индивидуально.
Познавательная модель обучения - это альтернатива оперантному созданию рефлексов. Познание - мыслительный процесс, который управляет приобретением знаний. В него включается интуиция, восприятие, воображение и аргументация. Познание касается того, как люди приобретают идеи и как формируется их восприятие. Соответственно этому познавательная модель рассматривает обучение как процесс, при котором индивидуумы начинают понимать смысл своего жизненного опыта, который они постоянно подвергают переоценке с целью достижения лучшего понимания внешней среды, в которой действуют. Эта теория подразумевает следующее. (а) Для того чтобы состоялся процесс обучения, обучающийся должен постоянно и активно взаимодействовать (быть вовлеченным) с изучаемым материалом, который он должен воспринимать как ценный, полезный и прямо подходящий к требованиям обучения. (б) Поскольку познание происходит в результате комплексных взаимодействий мыслей, эмоций, наблюдений и опыта, процесс обучения не может быть низведен к простому соотношению стимулов и ответных реакций, как предполагают бихевиористы.
Модели обучения, в которых используют информационно-коммуникационные технологии, можно охарактеризовать следующим образом: Модель изучения. Изучение и освоение компьютера, пользовательского интерфейса, программы. Освоение орудий труда, инструментария. Модель существования. Программные среды моделирования. Игры, тренажеры, Интернет. Модель управления собственной информацией.Формирование и накопление информационных материалов в смысле накопления, организации их хранения, обновления и т.д. Модель управления технологическим процессом. Управление лабораторными опытами. Модель творчества. Компьютер как инструмент познания и творчества. Модель общения. Дистанционное общение, обучение и образование. Модель просмотра. Удовлетворение собственного любопытства. Модель добывания информации. Поиск информации при использовании электронных энциклопедий и путеводителей. Модель опосредованного взаимодействия. Участие в проектах необязательно предполагает непосредственное использование компьютера. Меняются и организационные модели учебного взаимодействия обучаемого и обучающего. В условиях информатизации они следующие: Классно-урочная модель. Взаимодействие с компьютером организовано во время урока в локальной сети, характерна однотипность заданий и действий учеников (реализуются модель изучения, модель просмотра). Проектно-групповая модель.Широкое привлечение метода проектов. Главная задача состоит в повышении мотивации путем создания значимых для ученика целей, достижение которых осуществляется через овладение определенными знаниями (используются все модели информационных технологий, кроме модели изучения). Модель индивидуальной деятельности. Использует внеурочное и урочное время. Следует отметить, что последние две модели являются экономически более целесообразными (меньшие затраты на информатизацию при переходе на проектные и индивидуальные методы, возможность использовать дополнительные источники финансирования посредством проектов, грантов и пр.).
|
|||
|