|
|||
Коммуникативная модель обученияСтр 1 из 3Следующая ⇒
Ассоциативная модель обучения. Ее методологические основания были заложены Дж. Локком и Я.А. Каменским. данная теория базируется на следующих принципах: · всякое обучение опирается на чувственное познание: наглядные образы важны постольку, поскольку обеспечивают продвижение сознания к обобщениям; · основной метод – упражнение. Основная задача ассоциативного обучения заключается в обогащении сознания обучающегося образами и представлениями. Слабость данной теории в том, что ее средствами не обеспечивается формирование творческой деятельности, не закладываются умения самостоятельного поиска новых знаний. Теория поэтапного формирования умственных действий в процессе обучения. Авторы данной теории (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина) установили, что возможности управления процессом учения значительно повышаются, если учащихся проводить через взаимосвязанные этапы: · предварительное ознакомление с действием и условиями его выполнения; · формирование действия с развертыванием всех входящих в него операций; · формирование действия во внутренней речи; · переход действия в глубокие свернутые процессы мышления. В рамках этой теории успешность обучения определяется созданием со стороны учителя и уяснение обучающимися ориентировочной основы новых действий и тщательным ознакомлением с самой процедурой выполнения действий. По мнению специалистов, эта теория дает хорошие результаты, если обучение действительно начинается с материализованных действий. Поэтому она особенно результативна при подготовке спортсменов, операторов, музыкантов, водителей. Однако обучение не всегда начинается с предметного восприятия, поэтому рамки применения этой теории ограничены. Управленческая модель обучения. Авторы (В.А. Якунин и др.) рассматривают обучение в терминах управления. С этих позиций процесс обучения осуществляется на основе соотнесения дальних, средних и ближних целей (стратегических, тактических, оперативных задач). Раскрывая процесс обучения, выделяются этапы его организации как процесса управления: · формирование целей; · формирование информационной основы обучения; · прогнозирование; · принятие решения; · организация исполнения; · коммуникация; · контроль и оценка результатов; · коррекция. Сложившуюся в мире систему обучения многие называют "поддерживающим обучением". Оно основано на подготовке человека к решению повседневных проблем и предназначено в основном для поддержания существующей системы образа жизни и деятельности человека. Однако в мире обозначилась иная тенденция, связанная с переходом на другой тип обучения – "инновационный". Такое обучение должно подготовить человека к использованию методов прогнозирования, моделирования и проектирования в жизни и профессиональной деятельности. Инновационное обучение предполагает, прежде всего, личностный подход – развитие способностей личности на основе обучения и самообучения. Основное противоречие современной системы обучения – это противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Это противоречие заставляет педагогическую теорию отказаться от абсолютного образовательного идеала – всесторонне развитой личности, и перейти к новому идеалу – максимальному развитию способностей человека к саморегуляции и самообразованию. Современная дидактическая модель характеризуется следующими особенностями: · в ее основе лежит системный подход к пониманию процесса обучения; · ее сущностью является сочетание педагогического управления с собственной инициативой и самостоятельностью учащихся; · она изменила подход к содержанию обучения, сочетая принципы классической теории с новейшими теориями обучения.
Кибернетическая модель обучения. Представители данного направления (С.И. Архангельский, Е.И. Машбиц) рассматривают обучение как процесс передачи и переработки информации. То есть абсолютизируется роль учебной информации и механизмов ее усвоения, а значит, процесс усвоения знаний. При этом недооценивается значение логико-психологических и индивидуально-личностных особенностей субъектов учебного процесса. Методологической основой данного направления является теория информации и систем, а также кибернетические закономерности передачи информации. Рассмотрим особенности современной информационно-образовательной среды обучения. Под информационно-образовательной средой (ИОС) подразумевается совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов эффективного информационно-учебного взаимодействия между обучаемыми, педагогами и средствами новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Начало третьего тысячелетия характеризуется новым этапом развития общества, получившим название постиндустриального или информационного. Уровень состояния и развития информационных и коммуникационных технологий зависит от темпов внедрения и развития средств их реализации, которыми являются современные и перспективные электронно-коммуникативные средства и системы. В нынешнем информационном обществе темпы научно-технического прогресса таковы, что новое знание обновляется в течение очень короткого временного интервала. Государственные образовательные стандарты утверждаются на пятилетний срок, но даже в этот период возникает необходимость пересмотра определенных стандартами учебных программ и планов. Современные и перспективные электронно-коммуникативные средства реализации информационных и коммуникационных технологий развиваются так стремительно, что в плане их изучения и применения для решения образовательных задач возникает большое количество проблем организационного, материального и учебно-методического характера. В первую очередь это касается компьютерной техники. В настоящее время компьютер - это не столько вычислитель, как он рассматривался ранее, сколько средство межкультурных и межконфессиональных коммуникаций и информационного обмена между самыми различными категориями пользователей. Поэтому в современной информационно-образовательной среде компьютер является не только средством обучения, но и универсальным педагогическим инструментарием, во многом определяющего эффективность функционирования системы обучения. Вместе с тем, механическое укрепление компьютерной базы образовательных учреждений не служит еще залогом полного успеха. Сейчас наступила та стадия развития компьютерных интерактивных технологий, которую еще в 1990-м году Альфред Борк называл стадией необходимости разработки полной учебной программы с использованием компьютера, т.е. необходимости создания как новых учебных планов и программ, так и нового нормативного и дидактического обеспечения учебно-электронными изданиями, медиатеками, более эффективными системами планирования и управления качеством обучения. В этом и заключается главная особенность современной информационно-образовательной среды. Компьютерные средства обучения являются обязательной составляющей современной педагогической системы. В.П. Беспалько отмечается, что педагогические системы, в которых участвуют «учителя и средства обучения», определяют традиционную форму обучения, а системы, в которых участвуют «учителя или средства обучения», определяют новую форму обучения, которую условно можно назвать компьютикой. Обучения без участия педагога в так называемом кибернетическом пространстве - пространстве, в котором осуществляется информационное взаимодействие человека и машины (компьютера), не является приемлемым, т.к. образование - это еще и воспитание обучающихся, а воспитывать личность может только другая личность (педагог) путем своего воздействия и передачи жизненного опыта. Поэтому суперсовременный компьютер, обладающий уникальными возможностями, никогда не заменит педагога и не сможет выполнить его воспитательные функции в педагогической системе.
Коммуникативная модель обучения Включает в себя три компонента: передачу информации, хранение информации, обработку информации. Существуют три важнейшие коммуникационные функции – передача информации в пространстве, сохранение информации во времени и обработка информации в целях ее воспроизведения. Представляется возможным увидеть последовательность коммуникационных процессов, напоминающих звенья цепи, в которой информация сохраняется, передается, обрабатывается, сохраняется и т.д. Записывая, мы соединяем мысль с бумагой, обработку с сохранением. Читая, мы соединяем свет с мыслью, передачу с обработкой. Фотографируя, мы соединяем свет с пленкой, передачу с сохранением. Демонстрируя фильм, мы соединяем пленку со светом, сохранение с передачей.
|
|||
|