|
|||
Французская литература эпохи абсолютизмаСтр 1 из 6Следующая ⇒ Французская литература эпохи абсолютизма
Часть I. Корнель, Расин идомольеровская комедия Франция середины XVII века
Франция XVII века– могущественное государство, классический образец абсолютноймонархия. Министр Людовика XIII кардинал Ришелье, фактически правивший Францией с 1624 по 1642 годы, создал сложную системууправлениягосударственной жизнью страны. Политику централизации продолжил и его преемник кардинал Мазарини, а затем и Людовик XIV. Удержание такой системы в устойчивом равновесии было бы невозможно без лавирования между старой аристократией и набирающей силы буржуазией. Ришелье постепенно лишал старое дворянство того влияния, которое оно имело еще в XVI веке. Одновременно он дал возможность буржуа становиться дворянами, получая титулы разорявшихся аристократов. Все большее распространение приобретали браки между разбогатевшими буржуа и потомками обедневших дворянских родов. Естественно, новая знать вызывала пренебрежение со стороны исконного дворянства. Эти социальныеколлизиивсплывают в литературе XVII века, в особенности, в комедиях Мольера. Однако усиление абсолютной монархии привело ик усилению налогового гнета, к обнищанию народа. Своей высшей точки этот гнет достиг как раз при Ришелье и Людовике XIV, когда Франция стала крупнейшей европейской державой. Бедствия Тридцатилетней войны 1618–1648 годов, новые налогиповлекли за собой восстания крестьян и городской бедноты и подтолкнули к крупному восстанию1648–1653 годов – Фронде. Во Фронде принимали участие буржуазия, часть аристократии, крестьянство и городские низы.Парламентская буржуазия, пытаясь воспользоваться бунтами в своих целях, сначала выступила в союзе с парижской беднотой и потребовала проведения реформ, но, испугавшись народного восстания, вступила в переговоры с королевским двором. Придворные аристократические круги также использовали народные волнения в своих целях, оказывая давление на правительство для получения пенсий, выгодных должностей и т. п. К концу 1652 года, после длительной и бестолковой междоусобицы, кардинал и первый министр Франции Мазарини подачками и уступками склонил большинство знатных фрондёров[1] к примирению. После подавления Фронды, во время первой половины правления Людовика XIV, наступил период расцвета абсолютной монархии. «Король-солнце» Людовик XIV (1638–1715), которому приписывают выражение «Государство – это я!», был коронован в 1643 году, когда ему не было еще и пяти лет. Ко времени подавления Фронды ему было 15, и он хорошо запомнил, как аристократы чуть было не лишили его трона. В 1661 году, после смерти Мазарини, Людовик крепко взял власть в руки и правил до своей смерти. Во времена его правления в королевском дворце проводятся роскошные празднества, маскарады. При дворе расцветают искусства. Виднейшие писатели, музыканты, композиторы, художники находились под личным покровительством короля. Расточительность двора требоваланового роста налогов. Это, в свою очередь, приводило к восстаниям крестьян и городским волнениям, которые, чтобы не повторить волнений Фронды, жестоко и беспощадно подавлялись. Таковы основные особенности жизни Франциитого времени, которые получили отражение и во французской литературе.
|
|||
|