Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Застенчивый ребёнок. Конфликтный ребёнок



Застенчивый ребёнок

Застенчивость – это особенность индивидуально-типологических особенностей личности.

Застенчивость характерна для очень многих людей – как детей, так и взрослых. Наверное, её даже можно назвать наиболее распространённой причиной осложняющей общение. Застенчивость может быть душевным недугом, калечащим человека не менее чем самая тяжёлая болезнь тела.

Быть застенчивым – значит бояться людей, от которых исходит, по мнению ребёнка, какая-то эмоциональная угроза.

Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – общая задача педагогов и родителей. С возрастом у ребёнка уже складывается определённый стиль поведения, он начинает отдавать себе отчёт в этом своём “недостатке”. Однако осознание своей застенчивости не только не помогает, а даже мешает её преодолеть. Ребёнок не в силах победить свою застенчивость, поскольку он не верит в свои силы, а то, что он фиксирует своё внимание на особенностях своего характера и поведения, ещё больше его сковывает.

Работа по преодолению застенчивости должна вестись согласованно, постоянно и терпеливо. Она требует от взрослых осторожности, деликатности, так как застенчивые дети могут отреогировать на вмешательство взрослых совсем не так, как вы ожидаете. По отношению к таким детям требуется особая тактичность педагога.

 

Конфликтный ребёнок

Конфликт – это осознаваемое противоречие между людьми, которое требует разрешения. Конфликт – явление, возникающее в результате столкновений, противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений различных людей.

С конфликтным поведением ребёнка можно и нужно бороться. Но в начале важно определить причины конфликтности. Их может быть несколько. Возможно, конфликтность является следствием эгоистичности данного ребёнка.

Если дома, он – безусловный центр всеобщего внимания и малейшее его желание сразу же выполняется, то, разумеется, ребёнок ждёт такого же отношения к себе в детском коллективе и от других людей и, конечно, не получает его. Тогда он начинает добиваться этого, провоцируя конфликты. В таком случае педагогу необходимо не только несколько изменить своё отношение к ребёнку, но и научить его бесконфликтно общаться с другими детьми. К каждому случаю конфликта необходим особый подход. Не следует ожидать момента, когда конфликт, по вашему мнению, сам себя исчерпает. Подобное ожидание может иметь серьёзные негативные последствия.

 

Безусловно, стратегии управления конфликтом потребуют от педагога постоянного совершенствования собственной коммуникативной культуры, целенаправленного осваивания технологии ненасильственного общения, в котором особенно нуждаются дети с ярко выраженной нестандартностью.

Педагогу при совершенствовании коммуникативных навыков надо придерживаться следующих психолого-педагогических установок:

1. Дети с трудными проблемами или трудные дети чрезвычайно чутко реагируют на фальшь, лицемерие, грубость, вот почему так важно быть предельно искренним и корректным в общении с ними, не давать им невыполнимых обещаний, никогда не лгать!

2. Учитывая обострённую чувствительность детей к восприятию их другими, педагогу дополнительного образования следует постоянно совершенствовать свой экспрессивный репертуар – мимику, жесты, пантомимику, учиться слышать свою интонацию, следить за доброжелательностью её тональности.

3. Среди приёмов, корректирующих поведение ребёнка, важно освоить те, которые будут повышать заниженную самооценку детей с отклоняющимся поведением. К таким приёмам относятся авансирование личности, проявление заботы, моральная поддержка и др.

4. Наказывать провинившегося надо крайне осторожно, руководствуясь правилом – из ряда возможных реакций на проступок выбрать ту, что несёт наименьший заряд насилия. Недопустимо наказывать чувством страха, нежелательно – чувством вины и стыда.

5. Необходимо научиться прощать и как можно больше любить детей.

Личность подростка не всегда формируется по восходящей линии. Поскольку он ещё не имеет устоявшихся взглядов, а существующие нормы и моральные правила поведения пока не стали собственными – его поведение часто определяется случайными обстоятельствами.

Большое значения в формировании психологически здоровой личности подростка занимает психокоррекционная работа. Под коррекцией понимается система психолого-педагогических воздействий, направленных не только на преодоление или ослабление отрицательных качеств личности ребёнка, но и на формирование противоположных по отношению к ним положительных качеств.

В процессе коррекционной работы у подростка формируется рефлексивное отношение к собственному поведению, которое является существенной предпосылкой организации самовоспитания.

Одной из форм коррекционной работы является групповая, треннинговая работа – это специально организованнные обучающие занятия с элементами активного психологического воздействия на подростка – клубы “Общение”.

Работа в группах ведётся по определённым правилам, которые обсуждаются и принимаются группой:

· искренность в общении;

· активность участников в работе группы;

· конфиденциальность обсуждаемых проблемм;

· каждый участник говорит от своего имени;

· признание права каждого участника на высказывание своего мнения.

Участники группы набираются добровольно. В её состав входят:

· трудные подростки с эмоциональными нарушениями, такими как агрессивность, негативизм, дерзость, мстительность и др.

· трудные подростки с эмоциональными нарушениями, с отсутствием моральных норм, отсутствием саморегуляции (импульсивность, расторможенность).

Цели групповых занятий с подростками:

1. Помощь в осознании себя как личности, своих негативных и позитивных сторон.

2. Открытие в себе сильных сторон, т. е. таких качеств, которые человек принимает и ценит в себе, которые дают чувство уверенности.

3. Формирование позитивного самовоспитания, активной самооценки.

4. Нахождение способов личностного развития, работа по самосовершенствованию.

5. Снятие эмоционального напряжения, возбуждения, агрессивности; разрешение внутриличностных конфликтов.

6. Обучение навыкам релаксации.

7. Отработка навыков самораскрытия и получения обратной связи.

8. Принятие других людей, осознание ценности каждого человека.

9. Развитие умений сотрудничать и сопереживать.

10. Формирование морально-правовых представлений.

11. Коррекция поведения с помощью ролевых игр.

12. Развитие навыков и умений эффективного общения:

· обучение приёмам активного слушания;

· умение формулировать свои мысли, аргументировать своё мнение;

· умнеие отстаивать свою точку зренмя не оскорбляя других;

· обучение способам выражения своих чувств и эмоций, невербального общения;

· обучение способам поведения в конфликтных и критических ситуациях;

· обучение способам саморегуляции.

Вот наиболее общие характеристики здоровой личности:

· изначальное доверие к миру, сохраняющееся при всех жизненных испытаниях, открытость опыту и способность преодолевать трудности на пути к цели;

· умение строить глубокие, эмоционально насыщенные и равноправные межличностные взаимоотношения;

· определённая внутренняя независимость, автономность, свобода в переживании, самовыражении и смоопределении, не посягающая на права и интересы других людей;

· ощущение целостности и единства своей личности.

Конечно, достигнуть такого эталона здоровья способен далеко не каждый, однако он призван быть своеобразным маяком, идеалом для личности в её развитии.

 

Литературные источники

 

1. Астапович, Л.В. Социальная адаптация подростков / Л.В. Астапович. – Минск: Красико-Принт, 2008. – 176 с.

2. Дьяченко, Л.С. Коммуникативная культура воспитателя в общении с детьми / Л.С. Дьяченко, М.В. Макрицкий // Пазашкольнае выхаванне. – 2006. - № 4 – с. 16-17.

3. Как работать с «трудным» ребёнком //Пазашкольнае выхаванне. – 2005. - № 12. – с.20-21.

4. Малыгина, Н. Психологическое здоровье и «трудные» подростки / Н. Малыгина // Минская школа. – 2004. - № 4. – с. 21-25.

5. Филатова, Е.Н. Психологическая диагностика и коррекция девиантного поведения подростков / Е.Н. Филатова // Пазашкольнае выхаванне. – 2006. - № 6 – с. 14-16.

 

                              Макаренко С.В., методист

информационно-методического отдела

                                              ГУО «Рогачёвский районный центр

                                     творчества детей и молодёжи»



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.