![]()
|
|||||||
Если в кружке трудный ребёнокСтр 1 из 3Следующая ⇒ Если в кружке трудный ребёнок (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по проблемам общения детей с девиантным поведением) Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей (ребёнка или взрослого, педагога или учащегося), с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни. Проблема отклоняющегося поведения связана с тем, что перед подростком стоят достаточно сложные задачи развития (самоутверждение в кругу сверстников, профессиональное самоопределение и др.). От того насколько успешно подросток сможет их решить, зависит его психическое самочувствие и поведение. Девиантное (отклоняющееся, деструктивное) поведение – это система поступков человека, отклоняющихся от общепринятых культурных, этических, правовых и других общественных норм межличностных взаимоотношений, действий, поступков и высказываний. Выделяются четыре типа девиантного поведения: · десоциализированное (плохое отношение с ровесниками, равнодушие к другим, эгоцентризм); · социализированное (привязанность к своим, однако враждебность к посторонним); · агрессивное (насилие над другими); · неагрессивное (устойчивая ложь, прогулы занятий, побеги из дома, наркомания). Типичными причинами отклонений в поведении подростков являются: · безнадзорность в семье; · отсутствие единства в требованиях отца и матери; · потакание капризам и прихотям ребёнка; · применение физических мер наказания; · психологическая изоляция в классном коллективе; · отрицательная микросреда; · другие факторы (генетические, социальные, психологические и т. д.). В семьях всё чаще наблюдается насилие и жестокое обращение с детьми и стариками. Во многих из них главным недостатком является отсутствие эмоциональной близости между родителями и детьми, доверительности, доброжелательности, взаимопонимания. В отдельных семьях дети растут с искажёнными представлениями о смысле человеческой жизни, истинных добродетелях и ценностях. В ходе организации и проведения учебно-воспитательного процесса особое значение приобретает работа по выявлению подростков, склонных к отклоняющемуся поведению. Часто признаком отклонений в поведении является отказ ребёнка от контактов со сверстниками, избежание любого общения, уход в себя, замкнутость и пассивность. Возможно проявление повышенной возбудимости и агрессивности, драчливости, повышенной склонности к конфликтам, мстительность, стремление причинить боль. Испытывают трудность в общении дети с двигательной расторможенностью. У некоторых детей появляется повышенная возбудимость, склонность к резким колебаниям настроения, плаксивость. Показателями благополучной для ребёнка обстановки являются: · выраженное удовольствие от общения с близкими людьми; · уверенность в своих силах, удовлетворение собой; · умение видеть свои недостатки и способность просить помощи у окружающих; · ощущение свободы, автономности при общении с родителями.
|
|||||||
|