Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Если в кружке трудный ребёнок



Если в кружке трудный ребёнок

(методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по проблемам общения детей с девиантным поведением)

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей (ребёнка или взрослого, педагога или учащегося), с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

Проблема отклоняющегося поведения связана с тем, что  перед подростком стоят достаточно сложные задачи развития (самоутверждение в кругу сверстников, профессиональное самоопределение и др.). От того насколько успешно подросток сможет их решить, зависит его психическое самочувствие и поведение.

Девиантное (отклоняющееся, деструктивное) поведение – это система поступков человека, отклоняющихся от общепринятых культурных, этических, правовых и других общественных норм межличностных взаимоотношений, действий, поступков и высказываний.

Выделяются четыре типа девиантного поведения:

·  десоциализированное (плохое отношение с ровесниками, равнодушие к другим, эгоцентризм);

·  социализированное (привязанность к своим, однако враждебность к посторонним);

·  агрессивное (насилие над другими);

·  неагрессивное (устойчивая ложь, прогулы занятий, побеги из дома, наркомания).

Типичными причинами отклонений в поведении подростков являются:

·  безнадзорность в семье;

·  отсутствие единства в требованиях отца и матери;

·  потакание капризам и прихотям ребёнка;

·  применение физических мер наказания;

·  психологическая изоляция в классном коллективе;

·  отрицательная микросреда;

·  другие факторы (генетические, социальные, психологические и т. д.).

В семьях всё чаще наблюдается насилие и жестокое обращение с детьми и стариками. Во многих из них главным недостатком является отсутствие эмоциональной близости между родителями и детьми, доверительности, доброжелательности, взаимопонимания. В отдельных семьях дети растут с искажёнными представлениями о смысле человеческой жизни, истинных добродетелях и ценностях.

В ходе организации и проведения учебно-воспитательного процесса особое значение приобретает работа по выявлению подростков, склонных к отклоняющемуся поведению.

Часто признаком отклонений в поведении является отказ ребёнка от контактов со сверстниками, избежание любого общения, уход в себя, замкнутость и пассивность. Возможно проявление повышенной возбудимости и агрессивности, драчливости, повышенной склонности к конфликтам, мстительность, стремление причинить боль. Испытывают трудность в общении дети с двигательной расторможенностью. У некоторых детей появляется повышенная возбудимость, склонность к резким колебаниям настроения, плаксивость.

Показателями благополучной для ребёнка обстановки являются:

·  выраженное удовольствие от общения с близкими людьми;

·  уверенность в своих силах, удовлетворение собой;

·  умение видеть свои недостатки и способность просить помощи у окружающих;

· ощущение свободы, автономности при общении с родителями.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.