|
|||||||
Найдите в букваре (любом) материал для проведения наблюдения над смыслоразличительной функцией словесногоударения; над разноместностью и подвижностью русского ударения. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 4. Найдите в букваре (любом) материал для проведения наблюдения над смыслоразличительной функцией словесногоударения; над разноместностью и подвижностью русского ударения. В учебном пособии «Букварь», автором которого является Т.М. Андрианова на странице 18 есть тема: «Ударение». На этой странице изображены цветок и конфета, даны 2 схемы слова с разным ударением, ребенок должен правильно произнести и сопоставить слово с предметом (ирис - цветок и ирис - конфета); замок – от двери и замок – строение. 5. Найдите в 2-3 разных букварях страницы, на материалекоторых происходит формирование у первоклассников представления о звуках речи. Составьте полный текст беседы с первоклассниками для первого урока знакомства со звуками речи (используйте для этого методические рекомендации к букварямили учебное пособие «Русский язык в начальных классах...» изсписка основной учебной литературы).
-Что произошло с мишкой? Почему он потревожил лесных пчёл? (Он хотел достать мёд.) -Как жужжат пчёлы? (ж-ж-ж) -Кого одолели комары? Как они звенели? (з-з-з) -Что произошло с шариком? Какой звук он издавал? (ш-ш-ш) -Что происходит на последней иллюстрации? Кому принадлежит миска с вкусными косточками? Что делает ворона рядом с миской? Как относится к этому собака? Какой звук издаёт собака? (Р-р-р-р-р. Этот звук мы называем рычанием. В окружающем нас мире можно услышать много различных звуков: скрип двери (кр-р-р), стук в дверь (тук-тук), дождь бьёт в стекло (бум-бум), скрипит снег под ногами (скри-скри), завывает ветер (у-у-у), мышка пищит (пи-пи), шуршат листья (шур-шур), кудахчут куры (ко-ко-ко).) Какие ещё можно услышать звуки вокруг? (Мяуканье кошки, карканье вороны и т.д.) - Сейчас вы попробуете подражать звукам, которые издают звери, птицы или предметы. Послушайте стихотворение и дополните его. Где-то собаки рычали. – Р-р-ррр. В стойле коровы мычали. – М-м-муууу. В комнате мухи жужжали. – Ж- ж –жж. Мимо машины бежали. – Др-др-др. Гудели от ветра все провода. – В-в-в-в. Капала в кухне из крана вода. – Кап-кап-кап. Перекликались в ночи поезда. – Чух–чух-чух. Ту-ту-ту. - Всё, что мы слышим, - это звуки. Они все разные, и мы их отличаем один от другого. -Какие звуки вы можете услышать на улице, в лесу?(Шелест листьев, пение птиц, шум ветра) - Нас окружает много звуков: шелест листьев, скрип двери, тиканье часов, звонок телефона, шуршание листьев под ногами ит. д. Это неречевые звуки. С их помощью не построишь слово. - Когда человек говорит, он тоже произносит и слышит звуки. Люди отличаются от животных тем, что они разговаривают. Вы узнаете голоса знакомых людей. Сейчас я говорю, и вы тоже слышите звуки. Это звуки человеческой речи – речевые звуки. Только звуки человеческой речи обладают волшебной силой: если они станут в определённом порядке, получится слово. - Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой предмет звучал. А чем мы слушаем? (Ушами) -Уши – это важный орган нашего тела. - Говорить умеет только человек. И все звуки, которые мы с вами произносим, даже изображая предметы или животных, называются «речевые звуки». - Подумайте, с помощью чего мы произносим звуки? ( Чтобы произносить звуки, нам нужен рот). -И ещё один орган нужен для правильного произношения звуков. Отгадайте, о чём идёт речь. Всегда во рту, да не проглотишь. (Язык) - Итак, правильно произносить звуки речи нам помогают губы, зубы и язык. Каждый звук человеческой речи мы будем изображать карточкой Это схема одного звука. У каждого ребёнка на парте лежат белые квадратики — схемы звуков. Учитель произносит поочерёдно звуки. [м] (дети кладут на парту белый квадратик) [а] (дети кладут на парту белый квадратик) [м] (аналогичная работа) [а] (аналогичная работа) -Сколько звуков мы произнесли? Назовите их. Какое слово мы услышали, произнося эти звуки друг за другом? Какой первый звук мы произнесли? ([м]) -Второй? Третий? Четвёртый? Дети называют звуки слова мама, поднимая карточки. -Сколько звуков мы произнесли? Что обозначает это слово? (Мама — самый близкий наш человек.) Теперь я произнесу звук, вы показываете схему и выкладываете её на парте: уд». (2 белых квадратика.) -Произнесите первый звук. Второй. Заметили ли вы разницу в произношении этих звуков? Какую? (Один звук тянется. Произносится легко, свободно, голосом — хорошо слышится. Другой произносится кратко, с трудом, мешают губы, зубы или язык.) Послушайте, я произнесу ещё несколько звуков, которые также легко произносятся: [о, о, у, ы, и, э]. Дети произносят 6 гласных звуков за учителем. -Рассмотрите иллюстрацию на слайде. Какие звуки вы услышали в этом дворе? -Рассмотрите рисунки и схемы на слайде. Назовите звуки в словах. Какие звуки хорошо тянутся голосом? -Какие нет? -Из чего же состоят слова? -Что вы можете сказать о звуках? (Мы их слышим и произносим)Какие бывают звуки?
7. Сравните схематические обозначения звуков в 2-3 разныхбукварях. Какие признаки звуков фиксируются с помощьюсхем-моделей? Приготовьтесь показать разные приемы работысо звуковыми моделями букваря.
На рисунке 1 расположено схематическое обозначение звуков в учебнике Климановой и Макеевой. На картинке видно, что звуки обозначаются кружками.Круги закрашиваются не полностью, а только по контуру.Мягкие согласные обозначаются зеленым кружком с кривой линией по середине. Твердые согласные обозначаются синим кружком с прямой линией по середине. Гласные звуки обозначаются красным кружком. На рисунке 2 расположено схематическое обозначение звуков в учебнике Горецкого и Кирюшина. На картинке видно, что звуки обозначаются квадратами. Квадраты закрашены полностью. Мягкие согласные обозначаются зеленым квадратом. Твердые согласные обозначаются синим квадратом. Гласные звуки обозначаются красным квадратом. Слоги-слияния обозначаются прямоугольником разделенным по диагонали. 8. Какие из указанных слов могут быть предложены для звукового, а какие – для звуко-буквенного анализа в период обучения грамоте? Какие из них не должны даваться для звуковогоанализа ни на одном из этапов обучения в начальных классах?Почему? Ветер, ель, ключ, колобок, куклы, лошадь, маяк, мороз, радость, рука, сахар, суп, улитка, ягода. Приведите образцовый ответ первоклассника при проведении звукового и звуко-буквенного анализа слова. Слова: куклы, мороз, радость, суп, улитка, ягода могут быть предложены для звукового анализа. А слова ель и рука – для звукобуквенного анализа и звукового. Материалом для звукобуквенного анализа в период обучения грамоте должны быть слова без орфограмм, так как у первоклассников нет необходимых для выбора букв-орфограмм знаний. Слова ветер, ключ, колобок, лошадь, маяк, радость, сахар, ягода не должны даваться для звукового анализа ни на одном из этапов обучения в начальных классах, так как в них используются редуцированные гласные, которые произносятся в заударных слогах и втором предударном. Звучание звуков, которые реально не звучат при произнесении слова может отрицательно сказаться на формировании слышать звучащее слово – ученик перестанет доверят своему слуху и будет искать опору в буквенной записи слова. Звуковой анализ слова суп. На картинке нарисован суп [с у п]. Произношу слово. В этом слове один слог. Ударение падает на слог суп, так как он один. Ищу первый звук [сссс у п]. Первый звук [с]. Это согласный звук, так как при его произнесении есть преграда – сжатые зубы. [с] (кладет руку на горло) – глухой согласный. [с] – твердый согласный. Обозначаю . Ищу второй звук [с уууу п]. Второй звук [у]. Этот звук гласный, так как воздух проходит свободно(этот звук тянется,его можно пропеть). Он ударный. Обозначаю . Ищу третий звук [с у пппп]. Третий звук [п]. Это согласный звук, так как при его произнесении есть преграда – сжатые зубы. [п] (кладет руку на горло) – согласный глухой. Это твердый звук. Обозначаю . Проверяю [сссуууппп].
|
|||||||
|