|
|||
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕСтр 1 из 2Следующая ⇒ МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ 1. С какими фонетическими понятиями знакомятся первоклассники? Найдите в 2-3 различных букварях соответствующие страницы. Одинакова ли последовательность введения фонетических понятий в этих букварях? Первоклассник встречается с такими фонетическими понятиями как: звук, гласные и согласные звуки,слияние гласного и согласного, твердые мягкие согласные, слог, ударение, речь, буква,слово,предложение. Я просмотрела следующиеучебные пособия: «Азбука» Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева , «Азбука» В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин и другие. В этих букварях последовательность ведения фонетических понятий разная. Например, после темы: «Слог и ударение» в учебнике Горецкого и Кирюшина следует тема: «Звуки в окружающем мире», а в учебнике Климановой и Макеевой после темы: «Ударение в слове» следует тема: «Слово и предложение» 2. Найдите в букваре материал для ознакомления со слогом и обучения делению слова на слоги. Чтонового узнают первоклассники о слоге? Сформулируйте вывод, к которому должны прийти ученики. Дети узнают о том, что слово можно разделить на слоги и в русском языке слогообразующим является гласный звук, поэтому в слове столько слогов, сколько в нём гласных. Вывод к которому приходят ученики: чтобы разделить слово на слоги, следует выяснить, сколько в нем гласных.
3. Определите цель использования в процессе обучения приведенных ниже лингвистических задач. Каких знаний потребуетот первоклассника решение любой из задач? 1) В слоге один звук. Какой он: гласный или согласный? Опираясь на знание, что в слоге всего один звук, ребенок должен сделать вывод, что этот звук гласный. 2) В слоге два звука. Какие это звуки? Зная, что слог один, то гласный звук тоже будет один, значит второй – согласный 3) В слоге три звука. Сколько из них гласных? Сколько согласных? Зная, что слог один, то гласный звук тоже будет один, и не больше, значит остальные два звука – согласные. 4) В слове есть согласные и один гласный звук. Сколько вслове слогов? Назовите такие слова. В слове один слог, т.к. один гласный звук. Ребенок должен привести примеры слов минимум из трех звуков, поскольку в вопросе сказано «есть согласные» (множественное число), т.е., например, такие слова: кот, стол, тигр, стул 5) В слове всего два звука. Сколько в слове слогов? В слове, имеющем два звука, не могут оба звука согласные. Один звук в любом случае будет гласным. Следовательно, в слове один слог 6) В слове КОТ три звука и в слове МЯУ три звука. Одинаково ли количество слогов в этих словах? Объясните, почемуколичество слогов в словах разное. В слове КОТ один гласный звук [о], поэтому один слог. В слове МЯУ два гласных звука [я] и [у], поэтому два слога
|
|||
|