|
|||
Нематериальные активы \НМА\Стр 1 из 2Следующая ⇒ Нематериальные активы \НМА\ Активы принято делить на материальные (осязаемые) и нематериальные (неосязаемые). Объект интеллектуальной собственности признается нематериальным активом в налоговом учете, если он удовлетворяет следующим требованиям: · не имеет материально-вещественной структуры, · объект используется в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации; · срок планируемого использования объекта более 12 месяцев; · объект способен приносить экономические выгоды (доход); · существование объекта интеллектуальной собственности и (или) исключительное право на него подтверждено документально. К нематериальным активам относят: • права на использование патентов на изобретения, промышленных образцов, товарных знаков, селекционных достижений, лицензий, «ноу-хау», программы ЭВМ, баз данных; • права пользования землей, водными ресурсами, недрами, имуществом; • особые права на использование ресурсов; • авторские права на произведения литературы, искусства и др. Рассмотрим некоторые из них подробно. Изобретение – новое прогрессивное творческое решение задачи технического характера в области науки, культуры, здравоохранения, народного хозяйства. Патент – документ, свидетельство, выдаваемое изобретателю и удостоверяющее его авторство и исключительное право на использование изобретения. Если патентное право на использование этого объекта принадлежит определённому лицу, то другое лицо не вправе использовать запатентованный объект без разрешения автора патента. Лицензия – контракт, по которому владелец изобретения предоставляет изобретение для использования другой стороне на установленных в договоре условиях в обмен на вознаграждение. Товарный знак - зарегистрированное в установленном порядке обозначение, символика, позволяющие отличить товар данной фирмы от товаров других фирм. Наряду с товарными знаками используется торговая марка в виде фирменного знака-символа для обозначения не одного, а всех товаров данной фирмы. Обладатель торгового знака имеет исключительное право на его использование, охраняемое законом. Промышленный образец – оформление изделия, его внешний вид – является новым художественно- конструкторским решением, что должно обеспечить сбыт самих изделий. Права на промышленные образцы составляют исключительную привилегию на использование художественно-конструкторских решений (дизайн), определяющих внешний вид продукции. Модель – это решение, имеющее технический характер и касающееся внешнего вида, конструкции или соотношения отдельных элементов изделия, обладающее новизной и промышленной применимостью. «Ноу-хау» ( от англ. – знаю как) совокупность знаний, сведений научного, технического, производственно-технологического, управленческого, финансово-экономического, коммерческого характера, а также опыта их применения на практике, ещё не ставших предметом общего достижения, представляющих новинку. Программные продукты для ЭВМ с технической и эксплуатационной документацией, а также комплексы технических и программных средств, составляющие системы обработки информации и АСУ. Цена фирмы (деловая репутация фирмы, «гуд-вилл») – превышение покупной стоимости предприятия (как целого) над текущей стоимостью всех его активов. «Доброе имя фирмы» – денежная оценка имеющихся у фирмы выгод, обусловленных ее авторитетом. База данных – совокупность данных (статей, расчетов и др.), систематизированных с целью нахождения и обработки этих данных.
|
|||
|