Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Теоретически необходимое количе­ства кислорода (коэффи­циент избытка воздуха- α)



 

 

Лекция 2

 

Модуль 1 Тема 2,3 ТОПЛИВО

 

1. Топливо

1.1  Марки топлив

1.2 Химический состав и основные характеристики топлива Пр.роб. 1)

2. Теоретически необходимое количе­ства кислорода (коэффи­циент избытка воздуха- α)

1. ТОПЛИВО

1.1 Марки топлив

Топливо — это вещество, которое  при сжигании выделяет большое ко­ли

чество теплоты и используется как  источник получения энергии- По своему физическому состоянию топливо  может классифицироваться на три вида: твердое, газообразное, жидкое. Основным видом твердого топлива является каменный уголь, но количество судовых котельных устанвок, работающих на угле, крайне незначительно. Их еще можно иногда встретить на старых небольших су­дах. В связи с более низкой ценой угля за рубежом имеются единичные сравнительно небольшие суда, обору  дованные котельными установками,  работающими на каменноугольной пыли.

 Газообразное топливо в судовых  котельных установках практически не используется. В настоящее время  проводятся лишь экспериментальные работы по сжиганию в котлах тан­керов газов, выделяющихся из груза. В современных судовых котельных  установках в настоящее время сжигают в основном только жидкое топливо: в главных котлах — топочный мазут во вспомогательных агрегатах теплоходов — топочный мазут, а иногда и топливо, используемое в главных двигателях. Это могут быть

маловязкие (дизельные и газотур­бинные) и высоковязкие топлива.

Дизельные топлива получают из керосино-газойлевых фракций прямой перегонки или крекинга нефти, а газотурбинные — из остаточных продуктов переработки нефти в про­цессе замедленного коксования. Га­зотурбинное топливо дешевле, но по качественным показателям значи­тельно уступает дизельному и в пер­вую очередь из-за склонности к на- гарообразованию и отложению смо­листых веществ.

Для энергетических установок су­дов морского флота предусматрива­ется применение отечественных неф­тяных топлив следующих двух основ­ных групп: маловязкие топлива — дизельные топлива марок Л, ДЛ, ДС, ДЗ; высоковязкие топлива — мазуты марок: топочный 40, 40В, экспортные М-0,9, М-1,5, М-2,0, флотские Ф5, Ф12; моторные топлива марок ДТ и ДМ.

Для повышения эксплуатационных показателей посредством снижения расходов на топливо в судовых кот­лах стремятся сжигать по возмож­ности менее качественное и более дешевое топливо, в основном мазуты, представляющие собой конечные продукты переработки нефти при прямой перегонке или крекинг-процессе. На теплоходах с главными двигателями, работающими на ди­зельных или газотурбинных топли- вах, эти же топлива используют и в котлах, но лишь при отсутствии на судне автономной мазутной топлив­ной системы котла. В остальных слу­чаях дизельное топливо применяют лишь при розжиге котла, поскольку для него предварительного подогрева не нужно.

Топлива, используемые на морских судах, должны иметь следующие ос­новные свойства:

высокую теплоту сгорания; минимальное содержание влаги, серы, золы и иных примесей;

отсутствие склонности к самовоз­горанию при длительном хранении; сравнительно невысокую стоимость; постоянство характеристик при длительном хранении.

От качества топлива, принятого на судно для котлов, зависят не только показатели работы энергетической установки, но и технико-экономичес.кие и эксплуатационные показатели судна в целом.

 

1.2. Химический состав и основные характеристики топлива

В состав натурального органиче­ского топлива входят следующие ос­новные элементы: углерод С, водо­род Н, кислород О, азот N. сера S, зола А, влага W. Элементарный со­став принято давать в процентах к массе топлива 1 кг.

Горючими элементами являются углерод, водород и часть серы, на­зываемой горючей (летучей) серой. Часть серы, называемой негорючей, уже окислена и при горении пере­ходит в золу. Влага и зола назы­ваются балластом, так как они яв­ляются негорючей массой топлива и ухудшают его качество.

Различают три основные массы топлива: рабочую, сухую и горючую.

Рабочая масса характеризует состав топлива в том виде, в котором оно сжигается в топке . Рабочая масса не является постоянной, так как содержание влаги и золы может меняться в зависимости от условий добычи, хранения и перевозки топ- лива. Для рабочей массы топлив (%);

 

Ср + Нр + Ор + Nр + Sрл + Ар + Wр = 100.       (2.1)

Сухая масса характеризует безводный водный состав топлива. Она рас сматривается по той причине, что часто в характеристиках топлив теплоту сгорания приводят в пересчете на сухое топливо. Для сухой массы топлива (%):

 

Сс + Нс + Ос +Nс + Sсл + Ас = 100.            (2.2)

Горючая массахарактеризует безводный и беззольный состав топлива.

 Для горючей массы (%):

 

Сг + Нгг +Nг + Sгл = 100                          (2.3)

Относительную оценку различных сортов топлива чаще проводят по горючей массе как более стабильной и характеризующей качество и ценность топлива (табл. 2.1).

При пересчете горючей массы в рабочую должны быть известны масса золы Ар и влаги Wр на рабочую массу топлива.

Для пересчета элементарного состава топлива одной массы на другую используют переводные множители. Например, пересчет с горючей массы на рабочую углерода и водорода производится по выражениям:

                                  Срг

 

                                  Нрг             (2.4)

Важнейшей характеристикой топлива, определяющей его тепловую ценность, является теплота сгорания.

Теплота сгорания топлива — это количество теплоты в килоджоулях, которое выделяется при полном сгорании топлива массой 1 кг. Различают высшую и низшую теплоту сгорания.

Высшей теплотой сгорания на­зывается количество теплоты, выде­лившееся при полном сгорании топ­лива массой 1 кг при условии, что продукты сгорания охлаждены до температуры конденсации содержа­щихся в них водяных паров.

Низшей теплотой сгорания на­зывается количество теплоты, выде­лившееся при полном сгорании топ­лива массой 1 кг, но за вычетом теплоты, затраченной на испарение влаги топлива и влаги, образующей­ся при сгорании водорода топлива.

Расчеты, как правило, производят, учитывая низшую теплоту сгорания, так как дымовые газы, покидающие котел, имеют температуру, при кото­рой содержащиеся в них водяные пары практически не конденсируют­ся. Значение теплоты сгорания топ­лива определяют в лабораториях. Низшая теплота сгорания раз­личных топлив составляет (кДж/кг) примерно:

Дизельные ....       42 400

Моторные .................. .41 000

Мазуты …39 400—40 700

На судне могут использеваться топлива, имеющие разную теплоту сгорания. Для учета израсходован­ного топлива разных марок введено понятие условного топлива, теплота сгорания которого принята равной 29 330 кДж/кг (7000 ккал/кг).

Для пересчета натурального топ­лива Внат в условное Ву пользуются калорийным эквивалентом:           

                                       Экал= Qрн / 29330,

на который умножают расход Внат натурального топлива данного вида, т.е.:

                                             ВунатЭкал                     (2.5)

Если на судне израсходовано два вида топлива массой В1и В2 с тепло­той сгорания соответственно Qр`н и Qр``н , то расход условного топлива:

                           Ву = В1 (Qр`н / 29 330) + В2(Qр``н / 29 330).

Вязкость— это показатель теку­чести нефтепродуктов. Текучесть топ­лива зависит от его температуры, поэтому вязкость является величи­ной переменной.

В соответствии со стандартом СТ СЭВ 1052—78 для оценки динами­ческой и кинематической вязкости ис­пользуются единицы СИ. Единицей динамической вязкости является Па • с. Это вязкость жидкости, в ко­торой при изменении скорости дви­жения 1 м/с на расстоянии 1 м, касательное напряжение равно 1 Па. Единицей кинематической вязкости является метр квадратный в секун­ду (м2/с) или кратная ей величи­на миллиметр квадратный в се­кунду (мм2/с). Кинематической вяз­костью называется отношение дина­мической вязкости к плотности сре­ды. Существуют также и другие еди­ницы вязкости. Например, в США вязкость определяют в секундах Сеqболта универсальных (Su), в Вели­кобритании — в секундах Редвуда № 1 (R1).

Зависимость между единицами вязкости при различных температу­рах дана в номограмме (рис. 2.1).

Вязкость определяет не только ка­чество распыливания топлива при сжигании его в топках котлов, но и условия его транспортировки и хранения из-за низких температур застывания некоторых марок.

Плотность — это косвенная харак­теристика химических свойств и фракционного состава топлива. Под плотностью ρ204 понимается отноше­ние массы топлива при температуре 20 °С к массе воды при температуре 4 °С, занимающей тот же объем.

Плотность топлива необходимо знать для подсчетов запаса топлива в емкостях, которое принимается на судно по объему, а учитывается, по массе. Плотность уменьшается с уве­личением температуры, что следует учитывать при бункеровке и учете расхода топлива. Значение плотно­сти при определенной температуре обычно указывается в сертификате или паспорте на принимаемое топ­ливо.   

Плотность (г/см3) топлив:

 

 Маловязкие .... 0,83—0,89

Высоковязкие .... 0,92—1,00

Температура застывания — это температура, при которой нефтепро­дукты теряют свою естественную те­кучесть. Температура застывания оп­ределяет условия хранения и пере­качки топлива на судне. Мазуты с высокой температурой застывания, использовать на судне весьма затруд­нительно: необходимы развитые си­стемы разогрева топлива в бунке­рах и обогрева трубопроводов, что приводит к усложнению, удорожа­нию установки и увеличению рас­хода теплоты. В судовых условиях нормальное использование топлива возможно, если температура его за­стывания не превышает 10 °С. Засты­вание мазутов при различных темпе­ратурах обусловливается разным со­держанием в них парафинов, по­этому мазуты из высокопарафиновых нефтей для судовых котельных установок, как правило, не поставляют.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.