|
||||||||||||||
КОНСУЛЬТАЦИЯ. Роль педагога в становлении детского коллектива». Ерошкина Марина Викторовна,. старший воспитатель. МАДОУ « Детский сад № 57»Стр 1 из 2Следующая ⇒ КОНСУЛЬТАЦИЯ « Роль педагога в становлении детского коллектива»
Ерошкина Марина Викторовна, старший воспитатель МАДОУ « Детский сад № 57»
Детский коллектив- это основная база накопления детьми позитивного социального опыта. В детском коллективе с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности его членов обеспечивается всестороннее развитие личности, надлежащая подготовка детей к активному участию в общественной жизни. Детский коллектив не может развиваться автономно, без участия педагога, поэтому на первых стадиях развития коллектива детей педагогу необходимо осознать важность и необходимость своей позиции и выстаивать свою деятельность, исходя из первоцели. Для успешного развития детского коллектива педагогу необходимо проанализировать свои профессиональные методы, приемы и способы педагогического воздействия. Ведь роль педагога в развитии детского коллектива является не назидательной, а созидательной. Это не случайно, так как детский коллектив - сложная социально-педагогическая система. Он обладает своей структурой, в которой различаются две составляющие: неформальная структура(она складывается стихийно) и формальная структура(организуется воспитателем). Основная идея, отражающая современный, личностно ориентированный подход к работе с детским коллективом, заключается в том, что коллектив должен являться для воспитателя не самоцелью, а средством воспитания каждого ребёнка, своеобразным инструментом создания оптимальных условий для гармоничного развития личности.
Особенности формирования детского коллектива Взаимодействия ребенка с коллективом сверстников различны на разных возрастных этапах. В дошкольные годы ребенок, как правило, долгое время проводит в группе сверстников, которую можно считать первой ступенью социальной организации детей. В младшем и среднем дошкольном возрасте условием развития детского сообщества выступает коллективный образ жизни в детском саду, основанный на равенстве и партнерстве в совместных видах деятельности (игра, труд, художественное творчество). В совместных играх разворачивается инициатива ребенка, расширяется диапазон его эмоциональных состояний. Детскуюдеятельность еще нельзя назвать коллективной, но педагог стремится к тому, чтобы помочь ребенку согласовывать и планировать свои действия с другими детьми. Для старших дошкольников свойствен коллективный характер большинства видов деятельности. Происходит освоение новых форм сотрудничества(совместное планирование, распределение ролей, обязанностей). Организация воспитателем коллективнойдеятельности создает благоприятные возможности для развития межличностных взаимоотношений детей. Развивая коллективные взаимоотношения, педагог показывает детям способы принятия общих решений, сотрудничества и взаимопомощи в совместной деятельности. Он помогает дошкольникам понять и эмоционально пережить чувство удовлетворения от результатов общих усилий. Характеризуя особенности детского коллектива на разных возрастных этапах, можно выделить некоторые общие моменты, связанные с вхождением личности в социум. Это процесс, по мнению известного отечественного психолога Петровского А. В., включает в себя несколько последовательно сменяющих друг друга фаз (таблица 1)
Таблица 1
|
||||||||||||||
|