|
|||
Ход занятияСтр 1 из 3Следующая ⇒
Тема: Занимательное словообразование Ход занятия Душа слова Лингвистический этюд Слово в моём представлении – это живое существо. Оно может обижаться, сердиться, радоваться, подобно человеку. Слово может менять свой характер и облик. У него есть сердце – корень. Есть слова с добрым бескорыстным сердцем, с большой открытой душой, умеющие тепло улыбаться. А другие таят в себе равнодушие, эгоизм, корысть, зависть. Голова слова – это приставка. Она всё время думает, как помочь сердцу-корню – лучше выразить значение слова. Трудно корню без приставки. Вот смотрите, ШЁЛ, ШЛА, ШЛИ. Куда, зачем – попробуй догадаться! А если прибавить приставку, много становится понятным: ПРИШЁЛ, ПОШЁЛ, СОШЁЛ, ОТОШЁЛ, УШЁЛ… Вот что значит слово «с головой»! А суффикс – это руки! Да, рабочие, волшебные руки. Суффикс может всё! Изменить размер и рост? Пожалуйста! С ним дом – не просто дом, а маленький ДОМ-ИК, ДОМ-ИШК-О или огромный ДОМ-ИН-А, ДОМ-ИЩ-Е. Суффикс способен даже превратить здание в человека! Не верите? ШКОЛА – ШКОЛЬНИК! Правда, здорово? А казалось бы – всего одна или несколько букв – суффикс. Маленький, да удаленький! А что же такое окончание? Смысла не изменяет, значит, это только одежда. Как ни «нарядить» слово, всё равно оно будет обозначать то же самое! Зато окончание помогает спастись от одиночества! Один – ТОВАРИЩ, а появилась чудесная «одёжка» - и появились ТОВАРИЩ-И! К. Чаликов Что вы узнали о составе слова из этого лингвистического этюда?
|
|||
|