Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





б) Ваня. О ком идет речь?. в) Ильюша. О ком идет речь?



б) Ваня

- О ком идет речь?

О Ване меньше всего говорится в рассказе: он самый маленький мальчик из тех, кто пошел в ночное, ему всего семь лет:
«Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил: он лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из-под нее свою русую кудрявую головку».
- Как характеризует Ваню его речь? поступки?

(Ваня не вылез из-под рогожи даже тогда, когда Павел позвал его есть картошку: видимо, он спал. Он проснулся, когда мальчики замолчали, и увидел над собой звезды: «Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки, — раздался вдруг детский голос Вани, — гляньте на Божьи звездочки, — что пчелки роятся!» Это восклицание, как и отказ Вани от гостинца ради сестры Анюты, рисуют нам мальчика доброго, мечтательного, видимо, из бедной семьи: ведь уже в семь лет ему знакомы крестьянские заботы).

в) Ильюша

- О ком идет речь?

Ильюша — мальчик лет двенадцати.
Лицо его «...было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились — он словно все щурился от огня. Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи, толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку».
- Где работает Ильюша?

(Ильюша с раннего детства вынужден работать на фабрике. Он говорит о себе: «Мы с братом, с Авдюшкой, в лисовщиках состоим». Видимо, в семье много детей, и родители отдали двух братьев в «фабричные», чтобы они приносили в дом тяжелым трудом заработанные гроши. Может быть, от этого на его лице лежит печать заботы).
Рассказы Ильюши раскрывают нам мир суеверий, среди которых жил русский крестьянин, показывают, как боялись люди непонятных явлений природы и приписывали им нечистое происхождение. Ильюша повествует очень убедительно, но в основном не о том, что он сам видел, а что рассказывали разные люди.
- О чем рассказывает Ильюша у костра?

(Ильюша верит во все, что рассказывают крестьяне и дворовые: в леших, водяных, русалок, знает деревенские приметы и поверья. Рассказы его наполнены таинственностью и страхом:
«Вдруг, глядь, у одного чана форма зашевелилась, поднялась, окунулась, походила, походила этак по воздуху, словно кто ею полоскал, да и опять на место. Потом у другого чана крюк снялся с гвоздя да опять на гвоздь; потом будто кто-то к двери пошел, да вдруг как закашляет, как заперхает, словно овца какая, да зычно так... Мы все так ворохом и свалились, друг под дружку полезли... Уж как же мы напужались о ту пору!»)
Особая тема Ильюшиных рассказов — утопленники и покойники. Смерть всегда представлялась людям таинственным, непостижимым явлением, и поверья о покойниках — это робкие попытки суеверного человека осознать и осмыслить это явление. Ильюша рассказывает, как на могиле утопленника псарь Ермил увидел барашка:
«...беленький такой, кудрявый, хорошенький похаживает. Вот и думает Ермил: „Сем возьму его, что ему так пропадать“, да и слез, и взял его на руки... Но а барашек — ничего. Вот идет Ермил к лошади, а лошадь от него таращится, храпит, головой трясет; однако он ее отпрукал, сел на нее с барашком и поехал опять, барашка перед собой держит. Смотрит он на него, и барашек ему прямо в глаза так и глядит. Жутко ему стало, Ермилу-то псарю: что, мол, не помню я, чтобы этак бараны кому в глаза смотрели; однако ничего; стал он его этак по шерсти гладить, говорит: „Бяша, бяша!“А баран-то вдруг как оскалит зубы, да ему тоже: „Бяша, бяша...“»
Ощущение, что смерть всегда рядом с человеком и может забрать и старого, и малого, проявляется в рассказе о видении бабы Ульяны, в предостережении Павлуше, чтобы он был осторожнее около реки. Он тоном знатока подводит итог впечатлениям мальчиков после рассказа Павла о голосе из воды: «Ах, это примета дурная, — с расстановкой проговорил Ильюша».
Он, как фабричный, как знаток деревенских обычаев, чувствует себя человеком бывалым, способным понимать значение примет. Мы видим, что он искренне верит во все, что рассказывает, но в то же время воспринимает все как-то отстраненно.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.