Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Андрей Белый



Андрей Белый

  26 октября исполняется 140 лет со дня рождения поэта и писателя Андрея Белого. Андрей Белый – литературный псевдоним Бориса Николаевича Бугаева (1880-1934), одного из ведущих деятелей русского символизма и модернизма.Родился в Москве, в семье выдающегося математика и философа-лейбницианца Н. В. Бугаева. Мать, занимавшаяся музыкой, в воспитании сына пыталась противопоставить художественное влияние рационализму отца. Семейные неурядицы произвели на маленького Борю сильнейшее впечатление, которое было отражено и в его творчестве, в особенности — в его главном романе «Петербург». В 1899 году по настоянию отца поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. Но пришёл к заключению, что точные науки ограничивают предмет познания, а подлинная жизнь раскрывается через творческую деятельность.

В 1900 году Борис Бугаев написал своё первое сочинение — «Северная симфония», создав тем самым новый литературный жанр — литературную симфонию. В 1901 году он создал "Симфонию (2-ю, драматическую)" в жанре лирической ритмической прозы. Тогда же Михаил Соловьев предложил начинающему писателю взять псевдоним "Андрей Белый". В последующие годы Андреем Белым были опубликованы написанные ритмической прозой четыре "симфонии" - "Северная симфония" ("Героическая") (1903); "Драматическая" (1902); "Возврат" (1905); "Кубок метелей" (1908); сборники стихов "Пепел" (1909); "Урна" (1909); романы "Серебряный голубь" (1910), "Петербург" (1913 1914), книга стихов "Королевна и рыцари" (1919) и др.

В январе 1903 года началась переписка Андрея Белого с Александром Блоком (личное знакомство состоялось в 1904 году), с которым его связали годы драматической "дружбы-вражды". Осенью 1903 года Андрей Белый стал одним из организаторов и идейных вдохновителей кружка "аргонавтов", исповедовавшего идеи символизма как религиозного творчества.

С января 1904 года Андрей Белый тесно сотрудничал с символистским журналом «Весы». В 1904-м издан первый поэтический сборник «Золото в лазури», в который вошло знаменитое стихотворение «Солнце». В 1908-1909 годах Белый издал два сборника "Пепел" и "Урна", в которых отразилось "кризисное" мироощущение поэта. С декабря 1910 по апрель 1911 года Белый с женой совершил путешествие (Сицилия - Тунис - Египет - Палестина), литературным итогом которого стали два тома "Путевых заметок". С 1912 года редактировал журнал «Труды и дни», основной темой которого были теоретические вопросы эстетики символизма.

Начало Первой мировой войны Белый воспринял как величайшее бедствие для человечества. Февральскую революцию - как животворную стихийную силу (очерк "Революция и культура"), видя в ней спасительный выход из всеобщего кризиса. Октябрьскую революцию Белый встретил с большим подъемом, приняв ее безоговорочно. Идеи этого времени нашли воплощение в цикле "На перевале" ("I. Кризис жизни", 1918; "II. Кризис мысли", 1918; "III. Кризис культуры", 1918), очерке "Революция и культура" (1917), поэме "Христос воскрес" (1918), сборнике стихов "Звезда" (1922). Белый участвовал в строительстве новой культуры: был лектором, педагогом, одним из организаторов Вольной философской организации (ВОЛЬФИЛЫ), вел занятия с молодыми писателями в "Пролеткульте", принимал участие в работе литературной группы "Скифы", издавал журнал "Записки мечтателя".

Последнее крупное поэтическое произведение Белого – поэма «Первое свидание» (1921). Поэма написана классическим четырехстопным ямбом, преображенным за счет необычайного количества аллитераций. Благодаря своему модернизму, изощренности звукового ряда, блистательному использованию музыки поэма признана шедевром русского символизма.

В 1921 году он выехал в Европу с целью организовать издания своих книг и основать в Берлине отделение ВОЛЬФИЛЫ. После 1923 года живет в России, где создает романную дилогию "Москва"(1926), роман "Маски" (1932), выступает как мемуарист "Воспоминания о Блоке" (1922-1923); трилогия "На рубеже двух столетий" (1930), "Начало века" (1933), "Между двух революций" (опубликован в 1935 году), пишет теоретико-литературные исследования "Ритм как диалектика и "Медный всадник" (1929) и "Мастерство Гоголя" (1934).

В последние годы жизни Андрей Белый писал мемуары, путешествовал по Грузии и Армении, написал путевые очерки "Ветер с Кавказа". Всю свою творческую жизнь Белый прожил в сосредоточении на своем «я», описывая «панорамы сознания». Его сознание подслушивало и подмечало все события как в русской, так и мировой культуры. Недаром он сам себя называл сейсмографом.

 

Литература:

 

1.Андрей Белый // Серебряный век русской поэзии / сост., вступ. ст., примеч. Н. В. Банникова; худож. Г. А. Красильщикова. - Москва : Просвещение, 1993. – С.138-149.

2.Белый, Андрей. Воспоминания : в 3 кн. / А. Белый. - Москва : Художественная литература, 1989 - 1990. - (Литературные мемуары). - Текст : непосредственный. - Кн. 2 : Начало века. - 1990. - 687 с.

3.Белый, Андрей. Избранное / А. Белый. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. - 446 с. - (Всемирная библиотека поэзии).

4.Белый, Андрей. Крещеный китаец : роман / А. Белый. - Репр. воспроизведение изд. - Москва : Панорама, 1992. - 235 с. : ил.

5.Белый, Андрей. Крылатая душа : стихотворения, поэмы / А. Белый. - Москва : Летопись, 1998. - 571 с. : портр. - (Мир поэзии).

6.Белый, Андрей. Кубок метелей : роман, повести-симфонии / А. Белый. - Москва : ТЕРРА, 1997. - 768 с. : ил. - (Манон).

7.Белый, Андрей. Москва: Москва под ударом; Московский чудак; Маски / А. Белый. - Москва : Советская Россия, 1989. - 766 с. : портр.

8.Белый, Андрей. Начало века / А. Белый ; авт. предисл. Л. Каменев. - Москва : Союзтеатр, 1990. - 528 с. : ил.

9.Белый, Андрей. Незнакомый друг : стихотворения 1898-1931 гг. ; Статьи о литературе из книги "Луг зеленый" 1910 / А. Белый. - Москва : Центр-100, 1997. - 256 с. : портр. - (Из поэтического наследия).

10.Белый, Андрей. Петербург : роман / А. Белый. - Санкт-Петербург : Кристалл, 1999. - 976 с. : ил. - (Библиотека мировой литературы).

11.Белый, Андрей. Поэзия / А. Белый ; Петербург / сост., предисл. А. В. Лаврова. - Москва : Слово, 2000. - 616 с. - (Пушкинская библиотека).

12.Белый, Андрей. Серебряный голубь : повести, роман. в 7-ми Кн. / А. Белый. - Москва : Художественная литература, 1989. - 463 с.

13.Белый, Андрей. Символизм как миропонимание / А. Белый ; сост., авт. предисл., авт. примеч. Л. А. Сугай. - Москва : Республика, 1994. - 528 с. - (Мыслители XX века).

 

О нём:

 

1.Андрей Белый // Зайцев, Борис Константинович. Далекое / Б. К. Зайцев ; [сост., авт. вступ. ст., авт. примеч. Т. Ф. Прокопов]. - Москва : Советский писатель, 1991. - С.466-475.

2.Андрей Белый: Проблемы творчества : статьи, воспоминания, публикации / сост. С. С. Лесневский, А. А. Михайлов. - Москва : Советский писатель, 1988. - 832 с.

3.Литературные и исторические источники романа А. Белого «Петербург» // Долгополов, Леонид Константинович. На рубеже веков : о русской литературе конца XIX - начала XX века / Л. К. Долгополов. - Ленинград : Советский писатель, 1977. - С.205-251.

4.Петербург «Петербурга» (Город в романе А. Белого) // Долгополов, Леонид Константинович. На рубеже веков : о русской литературе конца XIX - начала XX века / Л. К. Долгополов. - Ленинград : Советский писатель, 1977. - С.252-271.

5.Пленный дух (Моя встреча с Андреем Белым) // Цветаева, Марина Ивановна. Проза / Марина Цветаева. - Москва : Современник, 1989. – С.455-512.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.