Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Властители умов. Серебряного века. Биобиблиографический указатель. Новосибирск. Предисловие. Оглавление. Символизм



 

ЦБС Центрального округа

Методико-библиографический отдел

  Властители умов

Серебряного века

                 

 

Биобиблиографический указатель

 

Новосибирск

Предисловие

Эпоху длиною в четверть века – между правлением Александра III и Октябрьской революцией, называют блистательным русским Серебряным веком. Атмосфера этого периода отмечена необыкновенным взлетом духовности и культуры.

В биобиблиографическом указателе «Властители умов Серебряного века» представлена литература о четырех ярких личностях Серебряного века русской поэзии, юбилеи которых мы отмечаем в 2020 году: Андрее Белом, Александре Блоке, Сергее Есенине и Саше Черном. Указатель знакомит с книгами и статьями из периодических изданий, имеющимися в ЦБС Центрального округа.

  Издание предназначено педагогам, специалистам библиотек, студентам, учащимся. Издание может быть использовано для организации книжных выставок, обзоров, проведения массовых мероприятий.

 

 

Оглавление

Символизм ………………………………………………………………………………..
Андрей Белый …………………..………………………………………………………..
Литература …………………………………………………………………………
О нем ……………………………………………………………………………….
Александр Блок …………………………………………………………………………..
Литература …………………………………………………………………………
О нем ……………………………………………………………………………….
Имажинизм ……………………………………………………………………………….
Сергей Есенин ……………………………………………………………………………
Литература …………………………………………………………………………
О нем ……………………………………………………………………………….
Саша Черный ……………………………………………………………………………..
Литература ………………………………………………………………………… 
О нем ………………………………………………………………………………….......

 

Символизм

Самое раннее из литературных направлений Серебряного века – символизм, -  одно из крупнейших течений в искусстве. Характеризуется стремлением к новаторству, использованием символики, недосказанности, намёков, таинственных и загадочных образов. Само слово «символ» означает условный знак, соединяющий два мира — реальный и ирреальный. Этот термин родился среди французских поэтов. Однако в России он был переосмыслен и получил новое развитие. Литературное направление было неоднородным, и состояло из старших и младших символистов. Основная тема новой школы - одиночество. Поэт способен творить только в полном уединении, а свобода от всего общества приведет к независимости личности. Любовь перестала быть смыслом жизни, так как она мешает искусству, ее считают только испепеляющей страстью. Образ смерти также распространен в символизме, его рассматривали в личном и глобальном плане. Символисты считали музыку главным видом искусства, поэтому старались добиться ритмичности в своих стихотворениях.

Наивысший творческий взлет русский символизм пережил в 900-е годы ХХ века, с вступлением в литературу новой плеяды поэтов. К младосимволизму принадлежали такие знаменитые поэты, как Андрей Белый и А. А. Блок. Они стремились к идеалу - миру, где царит Вечная Женственность, та сила, которая торжествует в Раю, описанном ещё средневековым поэтом Данте в «Божественной комедии».

Особенно много подобных женских образов встречается в лирике А. А. Блока, автора статьи «О современном состоянии русского символизма» (1910). Лирические герои его стихотворений тоскуют о «Прекрасной даме» или «Незнакомке». Именно так называется одно из самых знаменитых стихотворений Блока: в нём рассказывается о таинственной даме, которая, как прекрасное видение, оказывается в трактире среди «пьяниц с глазами кроликов». Герой не понимает, действительно ли он видит женщину или она только мерещится ему — как отражение мечты о божественной любви.

Андрею Белому свойственно мышление образами, возникновение и гибель форм и слов завораживали его. Белый был одной из центральных фигур русского символизма. Для него символизм был мостом между сиюминутностью и вечностью, между бессознательным и тем, что он называл надсознательным. Символ, по Белому, выражается не только в слове, но и в жестах, повседневных действиях, походке. В колдовском ритме его поэзии воспроизводится «пляска» явлений, бытия. Его философия, романы целиком написаны ритмической прозой. Сердцевина всего творчества Белого – апокалипсичность его видения мира.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.