Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сократ- древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека и к собственно философской теории.



Оргия- (греч. όργιον) -ьрелигиозные обряды многих древних народов, связанные с культами богов (напр., в Древней Греции, Риме, Египте и др.), носившие сексуальный характер.

Океан- В ранних греческих мифах Океан представляет собой скорее стихию, чем личность: у Гомера Океан - это река, омывающая своими водами весь мир, в которую садятся и из которой вновь появляются солнце и звезды. Изображение Океана окаймляет щит, сделанный Гефестом для Ахилла. У Гесиода Океан становится сыном Урана и Геи (то есть Неба и Земли), мужем Тефиды и отцом всех морских и речных богов. В качестве самостоятельного действующего лица Океан выступает только у Эсхила в "Прометее прикованном", и в отличие от Посейдона он так и не приобретает в греческой мифологии законченного образа. Античные географы придали слову "океан" современный смысл, хотя еще в римскую эпоху антропоморфный образ присутствовал в произведениях искусства в виде бородатого бога. Он известен своим добродушием и миролюбием

Одежда греков- Ткани для одежды древних греков должны были быть мягкими и эластичными, ведь главная особенность древнегреческого костюма - это драпировки. Греки знали шерсть, и очень часто одежда делалась из тонкой шерсти и льна.

Палестра-частная гимнастическая школа в Древней Греции, где занимались мальчики с 12 до 16 лет (на острове Самос была палестра для взрослых мужчин).

Паллиата- [лат. palliata, от palliatus одетый в плащ (pallium)], "комедия плащ а",-др.-рим.драм. жанр, распространённый в 3-2 вв. до н. э.

Пантеон- (Рantheon) — знаменитый храм всех богов в Риме, один из знаковых памятников Вечного города, имеющий всемирное значение, и одно из самых загадочных сооружений на нашей Планете.

Папирус- (др.-греч. πάπῡρος, лат. papyrus), или би́блиос (др.-греч. βιβλίος) — писчий материал, в древности распространённый в Египте, а позднее — на всём пространстве античного мира.

Парки- в римской мифологии богини судьбы. Соответствуют греческим мойрам.

Пародия- (из греч. буквально – перепев; комическая переделка) – жанр литературно-художественной имитации, подражание стилю отдельного произведения, автора, литературного направления, жанра с целью его осмеяния.

Парфенон- античный храм, главный символ столицы Греции Афин и всей страны.

Патриции- (лат. patricius, от pater — отец). В Древнем Риме — лицо, принадлежавшее к исконным римским родам, составлявшим правящий класс и державшим в своих руках общественные земли.

Пафос- или пате́тика — приём обращения к эмоциям аудитории. Соответствует стилю, манере или способу выражения чувств, которые характеризуются эмоциональной возвышенностью, воодушевлением, драматизацией.

Педагог- в Древней Греции (др.-греч. παιδαγωγός, «ведущий ребёнка») — раб, уходу которого в афинских семействах поручались мальчики с семилетнего возраста. В обязанности педагога входила охрана воспитанника от физических и нравственных опасностей.

Пенаты- в древнеримской мифологии боги-хранители и покровители домашнего очага (dii familiares), а затем и всего римского народа

Пентаметр- в античном стихосложении название стиха, представляющего модификацию гекзаметра.

Пеплос- пе́плон или пе́плум в Древней Греции и, впоследствии, в Древнем Риме (с VIII по II век до н. э.) — женская верхняя одежда из лёгкой ткани в складках, без рукавов, надевавшаяся поверх туники.

Перикл- афинский государственный деятель, один из «отцов-основателей» афинской демократии, знаменитый оратор и полководец.

Перипетия- (греч. περιπέτεια) — в античной мифологии внезапное исчезновение удачи в делах, возникающая как реакция богов на излишне самоуверенное поведение героя.

Перипатетики- ученики и последователи Аристотеля, его философская школа.

Персонификация- (от лат. persona — лицо и...фикация) — представление природных явлений, человеческих свойств, отвлеченных понятий в образе человека. Распространена в мифологии, сказках, притчах.

Писистрат-сын Гиппократа (др.-греч. Πεισίστρατος) — афинский тиран в 560—527 до н. э. (с перерывами). Писистрат происходил из знатной семьи, родственной древним афинским царям.

Платоническая любовь- любовь духовную, возвышенную, исключающую интим.

Плебеи- (лат. plere — наполнять) — население Древнего Рима, первоначально не пользовавшееся политическими правами, в отличие от патрициев.

Плеяды- ярчайшие звёзды скопления – это семь дочерей Атланта: Альциона, Атлас, Электра, Майя, Меропа, Тайгета и Плейона.

Подземный мир- В древнегреческом подземном мире мертвых правят Аид и его жена Персефона. Они появились после свержения богами своего ужасного отца Кроноса и победы над мятежными титанами, детей первых богов - Урана и Геи. Братья-победители - Зевс, Аид и Посейдон, поделили Землю меж собой на наземный, подземный и водный мир.

Полис- (др.-греч. πόλις, πολιτεία; лат. civitas) — античная городская гражданская община с массой неполноправных — c преобладанием рабов; особая форма организации общества— политической организации (довольно часто государства).

Политеизм- (от греч. πολύς, «многочисленный, много» + греч. θεός, «Бог, божество» — «многобожие») — система верований, религиозное мировоззрение, основанное на вере в нескольких божеств, обычно собранных в пантеон из богов и богинь.

Понт Эвксинский- Понт Евксинский (Póntos Éuxenos, буквально — гостеприимное море), древнегреческое название Чёрного моря.

Принципат Августа-Принципат (лат. principatus, от princeps — первый сенатор, сенатор открывающий заседание) — условный термин в исторической литературе для обозначения сложившейся в Древнем Риме в период ранней империи (27 до н. э. — 284 н. э.) де-факто монархической формы правления, при этом де-юре была сохранена республика.

Поэтика- (от греч. ποιητική; подразум. τέχνη «поэтическое искусство») — теория поэзии; наука, изучающая поэтическую деятельность, её происхождение, формы и значение, — и шире, законы литературы вообще.

Рапсоды- (согласно античным объяснениям термина — «сшиватели песен» или «певцы с жезлом в руке») — профессиональные исполнители эпических, главным образом гомеровских поэм в классической Греции; странствующие певцы, декламировавшие поэмы с жезлом в руке (жезл — символ права выступать на собрании).

Рим- одна из цивилизаций Древнего мира, государство Античности, получила своё название по главному городу (Roma — Рим)

Римская империя- (древнее конституционное латинское название «Senatus Populusque Romanus»: «Сенат и народ Рима») — так сейчас называют народ и города Рима.

Риторика- (др.-греч. ἡ ῥητορικὴ τέχνη — «ораторское искусство» от ῥήτωρ — «оратор») — филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, мировоззрение и красноречие.

Рок- имеет в древнегреческой литературе двоякое значение: первоначальное, нарицательное, пассивное — предопределенной каждому смертному и отчасти божеству доли, участи, и производное, собственное, активное — личного существа, назначающего, изрекающего каждому его участь, особенно время и вид смерти.

Саламин- (греч.: Σαλαμίς; распространён также русский вариант названия Саламис) — самый большой и укреплённый из полисов эллинистического Кипра, лежавший на восточном берегу острова, в 6 км к северу от современной Фамагусты.

Сатурналии- у древних римлян декабрьский праздник в честь Сатурна, с именем которого жители Лация связывали введение земледелия и первые успехи культуры.

Сатировы драмы- (др.-греч. δράμα σατυρικόν, σάτυροι) или иначе игривая трагедия (παίζουσα τραγῳδία[уточните ссылку]) — y древних греков особый вид драматической поэзии, существовавший наряду с трагедией и комедией.

Скена- одна из трех частей дома древнегреческого театра (скена, орхестра и места для зрителей). Сначала-помещение, где переодевались актеры. С усложнением театрального действия и введением 2-го и 3-го актеров в 1-й половине 5 века до н. э. скена стала сооружаться за орхестрой. Современная сцена.

Сократ- древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека и к собственно философской теории.

Софистика- от др.-греч. мудрость; софия) учение древнегреческих софистов применение софизмов в дискуссии; подмена понятий.

Спарта- (др.-греч. Σπάρτη, лат. Sparta) или Лакедемóн — античное государство в Греции в области Лакония на юге полуострова Пелопоннес.

Стоицизм- философская школа, возникшая в Афинах ок. 300 г. до н. э. во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира.

Схолии- (из греч. σχόλιον первоначально «школьный комментарий» от греч. σχολή «досуг, школа») — небольшие комментарии на полях или между строк античной или средневековой рукописи.

Театр в Греции- Театр (от греческого “место для зрелищ”) ‒ это вид искусства, показывающий жизнь общества через драматическое действие в ходе игры актеров перед зрителями.

Театр в Риме- Римский театр, как и римская драма, имеет своим образцом театр греческий, хотя в некоторых чертах и отличается от него. Места для зрителей в римских театрах занимают не больше полукруга, оканчиваясь в направлении к сцене по линии, параллельной этой последней.

Театральные маски- (фр. masque) накладки с вырезами для глаз, скрывающие лица актёров, служившие наиболее удобным способом передавать характер ролей.

Текстология- (от лат. textum — связь слов и др.-греч. λόγος — учение) — филологическая отрасль, изучающая и восстанавливающая историю и судьбу произведений письменности и литературы с целью дальнейшего исследования, интерпретации, публикации и иных целей.

Тирания- (греч. τυραννίς «произвол») — форма государственной власти, основанная на единоличном правлении. Термин «тирания», особенно с эпохи Просвещения, приобрёл нарицательное значение — жестокое, деспотичное правление (в том числе и по отношению к наследственным монархиям).

Тираны- Тира́н (др.-греч. τύραννος) — в Древней Греции (в основном в VII—VI веках до н. э.) лицо, насильственно захватившее власть; иногда слово употребляют как синоним слова «диктатор», что крайне неточно.

Титаны- (др.-греч. Τιτᾶνες, ед. ч. Τιτάν) — в древнегреческой мифологии божества второго поколения, дети Урана (неба) и Геи (земли). Их шесть братьев и шесть сестёр-титанид, вступивших в брак между собой и породивших новое поколение богов: Прометея, Гелиоса, Муз, Лето и других.

Тогата- (лат. comoedia togata или fabula togata, букв. комедия тоги) разновидность др.-римской комедии. Назв. происходит от римской тоги (род одежды).

Тотемизм- одна из ранних форм религии, в основе которой лежит вера в существование особого рода мистической связи между какой-либо группой людей (род, племя) и определенным видом животных или растений (реже - явлениями природы и неодушевленными предметами).

Трагедия- от греч. tragodia) драматический жанр. В основе трагедии лежит особо напряженный, непримиримый конфликт, оканчивающийся чаще всего гибелью героя.

Трохей- греч. trochaios, букв. быстрый) (лит.). То же, что хорей1 (преим. о размере античной метрики двусложная стопа с первым долгим и вторым кратким слогом).

Троя- греч. Τροία, Τροίη), или Илио́н (греч. Ἴλιον) — древний город-крепость в Малой Азии на полуострове Троада у побережья Эгейского моря, на берегу лагуны у входа в Дарданеллы.

Троянский цикл- Эпический цикл (греч. Ἐπικὸς Κύκλος) или троянский цикл представлял собой собрание древнегреческих эпических поэм, написанных в дактилическом гекзаметре и связанных с историей Троянской войны. Он включает такие произведения как «Киприи», «Эфиопида», так называемая «Малая Илиада», «Разрушение Илиона», «Возвращения» и «Телегония».

Троянский конь- в древнегреческой мифологии огромный деревянный конь, с постройкой которого связан один из финальных эпизодов Троянской войны. Война между троянцами и данайцами началась потому, что троянский царевич Парис украл красавицу Елену у Менелая.

Туника- (лат. tunica) — античная одежда в форме прямоугольного "мешка" с отверстиями для рук и головы. Туника могла быть различной как и по длине, так и по ширине.

Фаллические песни- в Др. Греции культовые песни, сопровождавшие процессию в честь бога плодородия Диониса.

Фатализм- это философское течение, утверждающее, что каждое действие неизбежно, детерминировано судьбой. Значение слова фатализм раскрывается через свой корень fatalis, в переводе с латинского означающий рок, предопределенность.

Феаки- (др.-греч. Φαίᾱκες, Φαίηκες, лат. Phaeaces) — народ в древнегреческой мифологии, живший на острове Схерия (др.-греч. Σχερίη или Σχερία, ассоциируется с современным Керкира). Феаки упоминаются в «Одиссее» Гомера.

Фивы- (др.-греч. Θῆβαι — Thēbai) — греческое название одной из столиц Древнего Египта — столицы IV нома (Уасет) Верхнего Египта. Город располагался в 700 км к югу от Средиземного моря, на обоих берегах Нила.

Филология- наука, исследующая литературные памятники греко-римской культуры с целью воссоздания достоверной картины античного мировоззрения.

Философия- философия античности. Подразделяется на древнегреческую и древнеримскую (конец VII в. до н. э. — VI в. н. э.), от раннеклассической философии до 529 года, когда указом императора Юстиниана была закрыта последняя философская школа в Афинах.

Флейта- (лат. flauta, от flatus — дуновение) духовой музыкальный инструмент, в котором первичным источником колебаний является воздушная струя, рассекающаяся о край стенки инструмента, называемой ла́биум (лат. labium — губа).

Форум- (лат. forum), в Древнем Риме площадь, рынок, ставшие центром деловой и общественной жизни. Главный форум Рима — форум Романум, развиваясь с 6 в. до н. э. , превратился в парадный архитектурный ансамбль.

Хламида- хлами́с (др.-греч. χλαμύς) — у древних греков мужская верхняя одежда, изготовлявшаяся из шерстяной ткани и отличавшаяся от прямоугольного гиматия меньшими размерами и покроем

Хор- (др.-греч. χορός «толпа»), коллективный участник древнегреческого драматического представления.

Хорег-в Древней Греции название богатого гражданина Афин, который в качестве общественной повинности и почётной обязанности брал на себя расходы по организации театральных представлений, подготовке хора и актеров во время общественных праздников.

Хоревт-в Др. Греции участник хора.

Холиямб- др.-греч. χωλίαμβος, «хромой ямб»), также ска́дзон (др.-греч. σκάζων) — шестистопный ямб со спондеем или трохеем на последней стопе.

Христианство- крупнейшая из мировых религий, влияние которой на историю человечества, наверное, трудно переоценить, в настоящее время оно насчитывает около 2 млрд. последователей.

Хтонически период мифологии- Хтоническая мифология отражает ранние этапы освоения и осмысления мира древними греками, когда символически обозначаются стихии, когда еще большое влияние оказывала тотемистическая форма мифологического сознания, потому боги имели зоомофное воплощение или комбинацию зоо- и антропоморфных элементов, типичным выражением которой были кентавры.

Хтонические боги- от греч. "земля") - божества земли и подземного мира, от которых зависел рост растений и загробное существование покойных. К ним принадлежали мрачный Аид, бог подземного мира - Плутон, богиня земли - Гея, Деметра, Кора - Персефона, богиня привидений - Геката, Дионис, Гермес Психопомпос - проводник душ.

Цезарь- Древнеримский государственный и политический деятель, полководец, писатель. Консул 59, 48, 46, 45 и 44 годов до н. э., диктатор 49, 48-47 и 46-44 годов до н. э., великий понтифик с 63 года до н. э.

Цезура- ритмическая пауза в стихе, разделяющая стих на некоторое количество частей; граница смысловых частей картины, обозначенная композицией или контрастом цветов, светотеней.

Циклопы- в древнегреческой мифологии группы персонажей, в разных версиях божественные существа (дети Геи и Урана) либо отдельный народ. Циклопы — три одноглазых великана, порождение Геи и Урана: Арг (др.-греч. Ἄργης, «Сияющий»), Бронт (Βρόντης, «Громовой») и Стероп (Στερόπης, «Сверкающий»)

Цицерон- Древнеримский политический деятель, оратор и философ.

Эгида- (др.-греч. αἰγίς, «буря, вихрь») — щит Зевса, по некоторым преданиям, сделанный Гефестом из шкуры мифической козы Амалфеи; считалось, что этим щитом Зевс вздымает грозные бури.

Эксод- В древнегреческом театре: заключительная часть трагедии а также торжественный уход актеров и хора с орхестры.

Элевсинские мистерии- др.-греч. Ἐλευσίνια Μυστήρια) — обряды инициации в культах богинь плодородия Деметры и Персефоны, которые проводились ежегодно в Элевсине (около Афин) в Древней Греции и из всех древнегреческих обрядов считались наиболее важными.

Элегия- (лат. elegia от греч. ἐλεγεία, «элегическая», от ἔλεγος, «плач») — жанр лирики, основным содержанием которого является размышление поэта о быстротекущей жизни, об утратах, расставании с родными местами, с близкими людьми, о том, что радость и печаль переплетаются в сердце человека.

Элизиум- в древнегреческой мифологии часть загробного мира, обитель душ блаженных.

Эллада- Древнее название Греции.Это страна, которая состояла из множества полисов. В античности полисом называли город-государство. Его территория включала городской центр и хору (земледельческого поселение).

Эллины- это самоназвание греков, которое сохранилось до наших дней еще со времен древней античности. Это имя было выбрано древними греками из-за героя их мифологии Эллина, то потомков которого, как считают греки, происходит весь греческий народ.

Эллинизм- (греч. ‘Ελληνισμός – подражание грекам), термин, обозначающий эпоху в истории античного мира после царствования Александра Македонского. Введён нем. историком И. Г. Дройзеном.

Эллинистически период- Заключительным этапом древнегреческой культуры стал эллинистический период (323-146 до н.э.), или период эллинизма, как его принято называть. Возникновение этого периода связывают с началом походов Александра Македонского ($IV$ век до н. э.), а окончание – с завоеванием эллинистических государств Древним Римом в $I$ веке до н. э. (последним был захвачен Египет).

Эолия- или Эолов остров (а также Эоловы острова) группа островов вулканического происхождения к сев. вост. от Сицилии.

Эос- (греч. Heos, Eos) в греческой мифологии богиня утренней зари, дочь титана Гипериона и титаниды Теи (Феи), сестра Гелиоса и Селены.

Эпиграмма-(др.-греч. ἐπίγραμμα «надпись») — небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление. В античную эпоху эпиграммой называлась посвятительная надпись на изваяниях, алтарях и других предметах, посвящаемых богам и на надгробиях.

Эпикурейцы- Приверженцы учения философа Эпикура.

Эпиникий- (др.-греч. ἐπινίκιον) в Древней Греции — хоровая песня в честь победителя на всегреческих спортивных состязаниях (играх), исполнявшаяся обычно на родине победителя во время всенародного чествования при его возвращении.

Эписодий- (от греч. επεισοδιον — вступающий) в древнегреческом театре (трагедии и комедии) — хоровая песня, которая исполнялась хором и обозначала появление на сцене нового артиста.

Эпитафия- (греч. ἐπιτάφιος «надгробный», от греч. ἐπι — на, над и греч. τάφος — могила) — изречение (часто стихотворное), сочиняемое на случай чьей-либо смерти и используемое в качестве надгробной надписи.

Эпос- (др.-греч. ἔπος — «слово», «повествование», «стих») — род литературы (наряду с лирикой и драмой), героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве мир героев-богатырей.

Эреб- (др.-греч. Ἔρεβος, «мрак, тьма»; → лат. Erebus) — в греческой мифологии олицетворение вечного мрака. Упомянут в «Одиссее» (X 527) и в «Космогонии» Алкмана.

Эрос- (др.-греч. Ἔρως) — бог любви в древнегреческой мифологии, спутник и помощник Афродиты. Эрос — одна из четырёх разновидностей любви (наряду с ага́пэ, сторге́ и фили́я), выделяемых древнегреческими философами; идея позже развита в психологии и философии XX века.

Эстетика-это наука о сущности и основных законах искусства, о прекрасном в действительности и в искусстве.

Этика- Этика античности обращена к человеку, ее своеобразным девизом можно считать знаменитое высказывание Протагора: "Человек есть мера всех вещей". Не случайно, поэтому, преобладание натуралистической ориентации в нравственных исканиях античных мудрецов.

Эфир- (греч. αίθήρ), в античной философии - один из космических элементов, составляющий субстанцию неба и звезд. В древнегреческой эпической поэзии и у трагиков эфир - ясное небо, верхний чистый слой воздуха, противоположный нижнему слою аэру (αήρ), место обитания бессмертных олимпийских богов.

Ямб- (др.-греч. ἴαμβος, предположительно от ἴαμβύκη, названия музыкального инструмента) — двусложный метр с сильным вторым слогом. В античной метрике ямбическая стопа — простая стопа, двусложная, трехморная, короткий слог + долгий слог (U—).

Янус- в древнеримской мифологии — двуликий бог дверей, входов, выходов, различных проходов, а также начала и конца.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.