Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Закончи слово



 

Секреты развития системного мышления у детей

Наряду с логическим, образным, аналитическим мышлением всё чаще специалисты упоминают о необходимости развития у детей системного мышления.

Пресловутая логика позволяет нам делить системы на отдельные составляющие, исследовать их сущность, находить между ними связи, а затем объединять их. Однако мир вокруг нас неделим.

Это органичная совокупность множества факторов, которые имеют бесконечное число вариантов взаимодействия между собой. Системное мышление позволяет видеть эти глубинные нюансы модели окружающего мира и правильно в них ориентироваться.

 

Основные признаки системного мышления

Человек с развитым системным мышлением

-воспринимает систему цельно, умеет распознавать в ней множество функциональных связей;

-осознаёт потребность искажения реальной сути предметов, чтобы упростить их восприятие, умеет переключаться с одного предмета на другой;

-Способен видеть закономерность процессов, обратную связь;

-может обрабатывать большие объёмы информации;

-обладает гибким мышлением, готов развиваться и менять свои убеждения;

-видит систему как в своей целостности, так и в мельчайших составляющих деталях;

-способен анализировать, сравнивать, давать оценку, принимать решения и прогнозировать их последствия.

 

Когда и как нужно развивать мышление?

Чтобы добиться глубины восприятия окружающего мира, развивать соответствующие свойства ума необходимо с раннего детства. Главные направления:

 

1. Расширение ментальных моделей (убеждений), формирующих детское восприятие мира:

 

 - способность фильтровать поступающую информацию (выделять важное, не заостряя внимание на ненужном);

- конструирование (умение додумать ситуацию в своём воображении, если иначе не получается её понять);

 - искажение (преуменьшение или преувеличение) реальности.

 

2. Изучение системы от целого к рассмотрению деталей. Например, движущиеся рисунки в блокноте. Если просто перелистывать страницы, на которых изображён один и тот же человечек с незначительным смещением в сторону, трудно заметить разницу между картинками. Но если сначала быстро пролистнуть листы, становится ясно, что человечек движется, словно в немом мультике.

 

3. Отсутствие стереотипов в воспитании. Общепринятые шаблоны ограничивают детское мышление, а свобода от них наделяет ребёнка способностью самостоятельно делать выводы и принимать нестандартные решения.

 

4. Развитие способности видеть обратную связь. Ребёнок должен научиться прогнозировать не только мгновенные последствия принятых решений, но и их долгосрочные перспективы.

 

5. Расширение кругозора. Чем больше у ребёнка интересов, тем шире его взгляды, глубже суждения.

 

6. Создание ситуаций с сомнительным вариантом решения, требующих поиска разных путей выхода.

 

7. Решение творческих задач. Развязывание головоломок, конструирование, опыты и эксперименты помогают развивать системное мышление и творческие способности.

 

Развитие системного мышления у детей – задача довольно сложная. Однако как известно, невыполнимых задач не существует, особенно если ребёнок занимается в Школе устного счёта «Соробан». Занятия с японскими счётами интенсивно развивают правое полушарие головного мозга, а ведь именно оно отвечает за целостное восприятие явлений и предметов.

 

Одновременно с развитием правого полушария тренируется и рациональная левая половинка мозга, отвечающая за анализ, логику, способность изучения системы в деталях. Методика обучения «Соробан» способствует образованию прочных нейронных связей между полушариями, которые повышают эффективность обмена информацией, её обработки и запоминания. Все мыслительные процессы становятся более активными, у детей развивается способность сравнивать и обобщать изучаемые предметы, систематизировать их по определённым признакам. Регулярные тренировки делают детский ум гибким, активным соискателем новых знаний. Дети, которые занимаются по программе «Соробан» отличаются глубоким нестандартным мышлением, способностью видеть суть вещей, умеют ставить цели, разрабатывать способы их достижения, при этом просчитывая возможные последствия и принимать правильные решения.

В жизни важно развитое логическое, образное, аналитическое мышления, но системное мышление так же важно. Логика, как раз позволяет нам делить информацию на отдельные элементы, а системное мышление позволяет искать бесконечные варианты их взаимодействия и ориентироваться в них.

Как понять, что системное мышление развито?

- ребенок воспринимает систему целиком и видит в ней связи ее компонентов.

 

Например: Смена времен года-это система, а сами времена года, природные явления, характерные лету, зиме, весне или осени их компоненты.

 

- ребенок видит закономерность процессов;

 

-ребенок видит систему целиком и в мельчайших ее компонентов.

 

Например, все те же времена года-это система, компоненты: природные явления, одежда людей, поведение животных и природы, одежда людей и т.д.

 

- ребенок может быстро переключаться с одного предмета на другой.

 

- ребенок умеет сравнивать, анализировать.

 

Зачем развивать системное мышление?

Готовность к школе включается в себя различные компоненты, такие как: мотивация к обучению, умение общаться, самоконтроль, умственное развитие и т.д. А для достаточно высоких умственных способностей ребенка необходимо развитое мышление, в том числе и системное.

 

 

Когда развивать системное мышление?

Начинать можно уже с раннего детства.

 

Как развивать системное мышление?

Различные занятия с ребенком развивают, в том числе и мышление ребенка (например, чтение, рисование, лепка, конструирование и т.д.). А если с ним проводить специальные занятия, то развитие проходит гораздо быстрее и эффективнее.

 

 

Занятия должны проходить в игровой форме, без принуждения и систематически.

 

Для того чтобы развить системное мышление у ребенка нужно научить его: выделять главное; видеть не только целое, но и детали; самостоятельно делать выводы; видеть решение ситуации и их последствия; решать творческие задачи (опыты и эксперименты); уметь находить разные пути решения ситуаций; а так же развитое воображение и хороший кругозор.

 

Знакомство ребенка с новой информацией должно проходить по следующему плану:

 

1. Название.

 

2. Откуда взялось.

 

3. Зачем и кому нужно.

 

4. Рассказать о надсистеме (т.е. куда входит), обобщить.

 

5. Рассказать о подсистеме (составляющие).

 

6.Установить связи с другими предметами.

 

Например, вы увидели на улице воробья, ребенок заинтересовался им. Расскажите, когда-то воробей вылупился из яйца и был маленьким птенчиком. Родители кормили его мошками, комарами, гусеницами. Затем родители научили его летать.

 

Воробьи живут и в городе и в деревне, поближе к людям, в теплые края зимовать не улетают.

 

Это дружные птицы, живут стайками и помогают друг другу во время опасности, делятся с другими, если найдут много корма.

 

Воробей это птица, в мире очень много птиц, они отличаются от других тем, что у них есть крылья, клюв и перья.

 

В ходе рассказа задавайте вопросы ребенку, например, почему воробьи селятся рядом с людьми, в чем сходство и различие с другими птицами и т.д.

 

Игры на развитие системного мышления

"Закончи слово"

 

Взрослый говорит первый слог, а ребенок должен произнести все слово. Можно усложнить задачу, придумывать не одно слово, а сколько сможет.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.