|
|||
Сноски. Приложение. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Сноски [1] Между реками Митэйтель и Бруинен. [2] Исильдур был сыном Элендиля, Верховного Короля Гондора и Арнора. [3] Многие из Вождей Севера жили вдвое дольше, чем обычные люди. [4] Арагорн родился 1 марта в 2931 году Третьей Эпохи. [5] Элессар – большой зелёный камень, обладавший целительной силой, оправленный в серебряную брошь в виде орла, распростёршего крылья. Есть несколько версий, записанных в тексте «Неоконченные Сказания» того, как появился Элессар. По одной версии, его создал Энердиль и подарил его Идрили, а та передала его своему сыну Эарендилю со словами: «Элессар я оставляю тебе, ибо немало ран нанесено Средиземью и, может быть, он поможет тебе исцелять их. Но никому другому его не отдавай». И так Элессар покинул Средиземье, ибо Эарендиль не вернулся туда. Однако по прибытию в Средиземье, Олорин (Гэндальф) передал Элессар Галадриэли. Возможно, этот Элессар – это тот же самый камень, возвращенный милостью валар. В разговоре с Галадриэлью Олорин предсказал: «Храни его до времени. Ибо прежде, чем ты устанешь и решишь, наконец, покинуть Средиземье, явится тот, кому назначено получить этот камень, и имя его будет таким же, как у этого камня». Но есть и другая версия, и в ней говорится, что копию Элессара Энердиля создал для Галадриэли Келебримбор. Но позже, когда Келебримбор прислал Галадриэли Ненью, главное из Трёх Колец, она решила, что Элессар ей больше не нужен, и отдала его своей дочери Келебриан, а от той он перешел к Арвен, и к Арагорну, которого прозвали Элессаром. В последней из записанных там версий говорится, что первый Элессар был сделан Келебримбором в Гондолине и подарен Идрили, а от неё он достался Эарендилю. Но этот камень ушел из Средиземья. Второй Элессар сделал тоже Келебримбор, по просьбе владычицы Галадриэли, которую он любил. Энердиль же больше нигде не упоминается. Во «Властелине Колец» говорится, что Галадриэль передала Элессар своей дочери Келебриан, а та – своей, но, когда Братство Кольца прибыло в Лориэн, он снова оказывается у Галадриэли. Из текста следует, что Арвен оставила этот камень на хранение своей бабушке, чтобы та передала его Арагорну как знак и символ надежды. «В этот час прими имя, предсказанное тебе, Элессар – Эльфийский Камень Дома Элендиля!» Стоит отметить, что среди эльфов существовал обычай: «Мать невесты дарит жениху самоцвет на цепочке или ожерелье, а отец жениха преподносит такой же дар невесте. Эти дары вручались иногда перед празднеством. (Так, дар Галадриэли, которая была для Арвен как мать, Арагорну, был залогом будущей свадьбы, которая свершилась позже)». Неизвестно точно, привозил ли Олорин Элессар из-за моря или его копию сделал для Галадриэли Келебримбор, обе версии весьма правдоподобны. [6] Различие между «ты» и «Вы» явно проводилось в первоначальной рукописи, хотя порой ненароком смазывалось, и в последовавшем за ней тексте оно сохранилось, став аккуратным. Соответственно Арагорн использует «Вы» по отношению к Эльронду и к Арвен во время их первой встречи, в то время как Эльронд и Арвен обращаются к нему на «ты», «тебя». [7] Арвен была не эльфом, а являлась одним из тех полуэльфов, которым было позволено выбирать (бесповоротно), судьбу какого из народов (эльфов или людей) им разделить. [8] На службе у Тенгеля, отца Теодена. [9] Эктелиона II, отца Денетора II. [10] 2980 году Т.Э. Арагорн и Арвен обручаются на холме Керин Амрот, он отдаёт ей кольцо Барахира. [11] Эдайн (ед.ч. Адан), друзья эльфов – люди из трех родов: Беора, Халет и Хадора. Упоминаются также люди Гондора и дунэдайн Севера. [12] «Меч Элендиля был перекован заново эльфийскими кузнецами, они выбили на его клинке изображение семи звёзд между полумесяцем и сияющим солнцем, вокруг них было начертано множество рун; ибо Арагорну, сыну Араторна, предстояло отправиться на войну к границам Мордора. Перекованный меч ярко сверкал, ибо солнце отражалось в нем багряными бликами, а луна отливала холодом, и острие его было твердым и заточенным. Тогда Арагорн дал ему новое имя; и отныне его мечу зваться Андуриль – Пламя Запада». [13] «Дни коротки! Надежда наша вскоре сбудется, а если нет – конец всем надеждам! Посылаю тебе творенье своих рук. Счастья тебе в пути, Эльфийский Камень!» [14] «Когда первый корабль повернул в сторону Харлонда, ветер медленно развернул его большое знамя, и все увидели цветущее Белое Древо – символ Гондора, над которым было Семь Звёзд и высокая корона – герб Элендиля, который не видели в королевстве уже бессчётные годы. Звёзды сияли в лучах восходящего солнца, ибо Арвен, дочь Эльронда, вышила их самоцветами, и так же ярко сверкала корона, ибо вышита она была митрилем и золотом». [15] Из письма Дж. Р. Р. Толкина №246 к миссис Эйлин Элгар (черновики) Сентябрь 1963 г. Но тогда он полагал, что принёс в жертву собственную жизнь: он думал, что скоро умрёт. Однако он не умер; и можно заметить, что мало-помалу им овладевало беспокойство. Арвен первой заметила признаки этого — и подарила Фродо в поддержку свой драгоценный камень, и задумалась о том, как исцелить его {О том, как именно ей удалось всё устроить, подробно не говорится. Конечно же, Арвен не могла просто взять и передать свой билет на корабль! «Плыть на Запад» запрещалось всем, кроме тех, кто принадлежал к эльфийскому народу, и для любого исключения требовалось «дозволение свыше», а сама она не общалась напрямую с Валар, тем более после её решения стать «смертной». На самом деле здесь имеется в виду, что именно Арвен впервые пришло в голову отправить Фродо на Запад; она попросила за него Гэндальфа (напрямую или через Галадриэль; или и так, и так) и использовала в качестве аргумента свой собственный отказ от права уплыть на Запад. Её отречение и её страдания были связаны и неразрывно переплетены с отречением и страданиями Фродо; и то, и другое стали частью плана возрождения состояния людей. Её мольба тем самым, возможно, оказалась особенно действенной, и её замысел стал своего рода справедливым обменом. Именно Гэндальф был тем представителем властей, который принял её просьбу. Из Приложений недвусмысленно явствует, что он был посланником Валар и, по сути дела, их полномочным представителем в осуществлении плана борьбы против Саурона. Он также близко общался с Кирданом Корабелом; тот передал ему своё кольцо и тем самым отдал себя в распоряжение Гэндальфа. Поскольку на том же Корабле отплыл и Гэндальф, то, так сказать, никаких проблем не должно было возникнуть, ни при посадке, ни при высадке. — Прим. авт.*}. (...) «Где обрету я покой?» Ответ он знал, так что Гэндальф не откликнулся ни словом. Что до Бильбо, вероятно, Фродо не сразу понял, что имела в виду Арвен, говоря: «Больше не суждены ему долгие путешествия, кроме одного-единственного». Как бы то ни было, к себе он эти слова не относил. Когда Арвен это сказала (Т.Э. 3019 г.), он был ещё молод, ему не исполнилось и 51, а Бильбо был на 78 лет старше. Но в Ривенделле он стал понимать происходящее более ясно. Что за беседы он там вёл, не сообщается, но из прощальных слов Эльронда (III267)[– Мне думается, если ты не станешь чрезмерно спешить, Фродо, тебе уже не нужно будет возвращаться. Через год или около того, когда листья позолотеют, но ещё не опадут, встречай Бильбо в лесах Шира. Я буду с ним. Никто не слышал этих слов, кроме самого Фродо, а Фродо их пересказывать не стал.] и так всё понятно. Со времён первого же приступа болезни (5 октября 3019 г.) Фродо наверняка задумывался об «отплытии», хотя по-прежнему воздерживался от принятия окончательного решения — отправиться с Бильбо или отправиться ли вообще. Определился он, вне всякого сомнения, после своего тяжкого недуга в марте 3020 г. [16] «Об Эльдарионе, сыне Элессара, было предсказано, что он будет править великим королевством, и что оно переживёт сотню поколений людей после него, что это будет до тех пор, пока новая эпоха опять не принесёт новые веяния; и что от него должны произойти короли многих королевств в гораздо более поздние дни. Но гласило ли это предсказание верно, никто сейчас не может сказать, ибо Гондора и Арнора нет больше; и даже хроники династии Элессара, и все их деяния и слава, утеряны». [17] «Эльфы и не совращённые нуменорцы считали, что хороший человек умирает добровольно, с доверием отказываясь от жизни, не будучи принуждённым (как это сделал Арагорн). Возможно, такова была природа человека не падшего, хотя принуждение ему не угрожало – он желал и просил позволения «пойти дальше», к высшему состоянию». Приложение.
|
|||
|