Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Критерии выделения экспериментальных планов



Критерии выделения экспериментальных планов

1.Критерий строгого, или истинного, эксперимента, по отношению к которому можно выделить так называемые доэкспериментальные, экспериментальные и квазиэкспериментальные планы. Дж. Кэмпбелл связывает выделение истинных экспериментальных исследований с возможностью рандомизации, т.е. случайного распределения разных уровней НП по экспериментальным и контрольным условиям, а также с допущением об эквивалентности состава групп испытуемых. Рандомизацией называется также стратегия случайного отбора испытуемых в группы из популяции. Случайным (рандомизированным) может быть также подбор испытуемых в группы, когда потенциальные участники эксперимента уже выбраны и требуется только распределить их в экспериментальную и контрольную группы. Случайная стратегия может быть направлена также на отбор групп испытуемых (например, учебных). Строгим критерием является именно случайный отбор испытуемых из популяции, решающий одновременно проблему репрезентативности выборки испытуемых и обеспечения эквивалентных по своему составу групп.

Сравнение групп, являющихся эквивалентными по всем факторам, кроме экспериментального воздействия, позволяет рассматривать сдвиг в значениях ЗП при сравнении экспериментального и контрольного условий именно в связи с воздействием этого фактора. Достижение желаемой эквивалентности означает здесь контроль источников угроз внутренней валидности со стороны факторов межиндивидуальных различий.

Чем меньше артефактов (угроз валидности) провоцируют тот или другой план, чем строже экспериментальный контроль тем ближе эксперимент к безупречному.

2.Второй критерий – это число осуществляемых экспериментальных воздействий. В соответствии с ним принято различать планы с одной независимой переменной и факторные планы (с двумя и более НП). Сколько бы факторов ни изменялось в моделируемой экспериментальной ситуации, каждый из них должен быть оценен с точки зрения шкалы, в которой представлены изменения переменной. Напомним, что это могут быть шкалы наименований, порядка, интервалов или отношений.

3.Третий критерий – разделение экспериментальных схем на качественные и количественные – связан с учетом шкалы, в которой измерена НП. Качественными называются обычно эксперименты, в которых уровни НП заданы в классификационных признаках. Если между условиями НП может быть показано не только качественное различие, но и порядок в величине учитываемого признака, то это позволяет переходить к количественному эксперименту.

Использование количественных изменений НП означает переход к многоуровневому эксперименту, который далее будет представлен как вариант факторного.

4.Четвертый критерий – осуществление эксперимента в соответствии с интраиндивидуальными или межгрупповыми схемами предъявлений условий НП.

 

Согласно В. Н. Дружинину, план истинного эксперимента должен отвечать следующим требованиям:

1) применение одной из стратегий создания эквивалентных групп, например рандомизации;

2) наличие экспериментальной и как минимум одной контрольной группы;

3) завершение эксперимента тестированием и сравнением результатов экспериментальной и контрольной групп.

Планы, в которых присутствуют все три выше указанных признака, называются экспериментальными планами.

Планы, в которых не предполагается предварительная процедура уравнивания групп (1-е требование) или контроль с участием контрольной группы заменен сравнением результатов неоднократного тестирования одной группы до и после воздействия (2 и 3-е требования), называются квазиэкспериментальными планами.

Кроме того, следование экспериментальному плану предполагает строгое соблюдение последовательности его этапов и строгий контроль за влиянием побочных эффектов, чаще всего фактора времени, которые приводят к появлению артефактов эксперимента. В противном случае, экспериментальный план превращается в квазиэкспериментальный.

Таким образом, планы истинных экспериментов характеризуются: наличием стратегии формирования эквивалентных экспериментальных групп, в частности рандомизации; наличием двух или больше экспериментальных групп; возможностью вывода об однозначной каузальной связи; широкими возможностями контроля переменных; завершением эксперимента измерением и сравнением его результатов в разных группах.

Доэкспериментальные планы, точнее – исследования, которые проводились и проводятся до сих пор по определенным схемам, не учитывают требований, предъявляемых к плану классического экспериментального исследования. Причина – не­знание этих требований или невозможность их учета при проведении реального ис­следования в конкретных условиях. Исследования по схеме доэкспериментальных планов проводились еще до возникновения теории планирования эксперимента.

Доэкспериментальные планы характеризует: неэквивалентность исследуемых групп при наличии контрольной группы или отсутствие контрольной группы; отсутствие или низкие возможности контроля угроз валидности; наличие значительного количества угроз внутренней валидности и отсутствие возможности контроля внешней; невозможность вывода об однозначной каузальной связи.

Доэкспериментальные планы служат, скорее, в качестве иллюстрации. В прак­тике научных исследований по возможности их следует избегать.

 

Квазиэкспериментальные планы являются попыткой учета реалий жизни при проведении эмпирических исследований. Условия, в которые ставит жизнь, а также практические задачи экспериментаторов не всегда позволяют реализовать планы «истинных экспериментов», использовать схемы контроля внешних переменных. Квазиэкспери­ментальные планы создаются специально с отступлением от схемы «истинного экс­перимента». Исследователь осознает те источники артефактов – внешние перемен­ные, которые он не может контролировать. Для частичной компенсации и контроля эффектов, возникающих при нарушении планов «истинных экспериментов», иссле­дователи используют искусственные схемы, которые и называются квазиэкспери­ментальными планами.

Квазиэксперимент является своеобразным компромиссом между реальностью и «строгостью» методологических предписаний. Однако квазиэксперимент использу­ется не только для решения прикладных проблем, но и для проведения научных ис­следований. Квазиэкспериментальный план используется тогда, когда применение лучшего плана невозможно.

Квазиэксперимент характеризуют: проведение в естественных условиях, когда затруднен контроль; наличие контрольной группы или серии измерений экспериментального эффекта; возможность сравнения результатов экспериментальных групп или результатов одной группы до и после воздействия; ограниченные возможности управления переменными.

 

Задание

 

К 29.10.2020 – составление конспекта. Форма выполнения – рукопись с последующим фотографированием/сканированием, объединением в один файл и пересылкой мне – через старосту группы.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.