Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Предположение»,. Смягчение»,. Утрирование»,. Взваливание вины на другого»,. Повтор»,. Приведение примера». Усиление». Уступка». Контраст» и др



1. «Предположение»,

2. «Смягчение»,

3. «Утрирование»,

4. «Сдвиг»,

5. «Взваливание вины на другого»,

6. «Повтор»,

7. «Приведение примера»

8. «Усиление»

9. «Уступка»

10. «Контраст» и др

Рассмотрим некоторые из них.

Тактика «Приведение примера» показывает, что общее мнение основано на конкретных фактах (опыте). К примеру, медработник пришла в класс и огласила список для выставления прививки от клещевого энцефалита. В классе стали слышны подхихикивания, кто-то стал думать, что бы сделать, чтобы избежать прививки, кто-то находился в полуобморочном состоянии от предстоящей процедуры. И тогда учитель рассказывает историю из личного опыта, когда регулярная прививка от клещевого энцефалита спасла человека от болезни. В результате весь класс на перемене побежал ставить прививку, даже те, кому не надо было, и уже никто не боялся укола.

Удивительно то, что узнай дети эту историю из газет, ТВ или другого источника, она бы не произвела такого впечатления, как из уст хорошо знакомого человека и тем более, что произошла эта история с человеком, которого дети знали. Конкретный факт, произошедший рядом с ними, в корне изменил отношение детей к процедуре.

Тактика «Утрирование». Тактика направлена на лучший или более эффективный контроль за вниманием слушающего («привлечение внимания»), на улучшение структурной организации неблагоприятной информации, подчеркивание субъективной макроинформации (может быть использована в бытовом и деловом общении).

К примеру, класс поехал на базу отдыха. Одна из девочек (назовём её Маша), очень застенчивая и стеснительная, отказывается от еды. Она не завтракала, не обедала, и вот отказывается от ужина. После долгого разговора выясняется, что она не хотела ехать, так как не поехала её подружка (назовём её Катя), да и вообще девочка сама по себе домосед, всё время сидит дома, никуда не ходит. Мама отправила насильно дочь, та сопротивлялась, однако мама оказалась настойчивей. После долгих объяснений того, что этот голод может подорвать здоровье Маши, может быть, на всю оставшуюся жизнь, задаётся вопрос: «Стоит ли Катя того, чтобы ради неё посадить желудок и потом мучиться с ним всю жизнь? Ведь Кате-то ничего не будет, она останется живой и здоровой». Не прошло и минуты, девочка начинает есть. Да, классный руководитель утрировал, но этот приём имел мгновенный эффект и подросток смотрит на свой поступок уже не с позиции обиженного ребёнка, а с позиции здравомыслящего человека: «Чего я добьюсь этим голоданием и будет ли оно продуктивно? Кому от этого будет хуже?».

Речевые тактики используются как в монологической, так и в диалогической речи. При этом стратегической целью их использования может быть не только убеждение, но и получение максимума информации по теме общения либо о собеседнике, налаживание контакта с подростком, речевое тестирование, позитивная самопрезентация, изменение отношения к однокласснику и др.

Тактика «Перевоплощение». Эта тактика заключается в том, что говорящий как бы искусственно устанавливает разрыв в знаниях, перевоплощаясь при этом в «незнайку», «провинциала», «дилетанта» или даже в «дурачка».

Пример. Ваню не любили в классе. Грубый, циничный, жестокий по отношению к тем, кто мало-мальски ему не нравится, не вызывал симпатии ни у кого в классе. Дети старались избегать его общества. Но все знают, что Ваня занимается туризмом, участвует в туристических соревнованиях. Учительница тоже всё знала, так же как и то, что у мальчика много побед, в том числе и в соревнованиях международного уровня. Но чтобы сделать так, чтобы одноклассники посмотрели на него другими глазами и тем самым изменили своё мнение о Ване, учительница притворилась несведущей. Стала расспрашивать об успехах мальчика, каких-то деталях туристической жизни. И тогда Ваня раскрылся, и дети увидели человека подтянутого, с сильным чувством плеча, способного переносить тяготы, подставить своё плечо слабому, больному, даже если самому тяжело. Тем самым мнение о Ване в классе изменилось, а с ним и отношение к мальчику.

Таким образом, зная тактики речевого общения и умея их применять, можно заставить подростка пересмотреть своё поведение, взглянуть на него другими глазами, в корне изменить атмосферу в классном коллективе, общественное мнение, а также сохранить свой авторитет, узнавая речевые тактики в речи учащихся, стремящихся этот авторитет подорвать. Главное – знать особенности личности объекта коммуникации.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.