1.Проверка домашнего задания. Наблюдение над языком повести.
Легко ли было читать и понимать прочитанное?
Обратили ли вы внимание на главную особенность этого произведения – язык?
Задание: соотнеси слово и лексическое значение
(Исправьте ошибки, запиши так: 1-3; 2-7 и т.д.)
Люлька –
1.арбуз
Кавун –
2.место, засеянное арбузами и дынями
Хутор –
3.трубка
Баштан –
4.обозники, едущие в Крым за солью и рыбой
Свитка –
5.соломенный шалаш
Курень –
6.небольшой крестьянский посёлок на Украине
Чумаки –
7.род полукафтанья
Жупан –
8.специально огороженное помещение для складывания и молотьбы сжатого хлеба
Гетьман (гетман) –
9.старинная верхняя одежда
Гумно –
10. в старину начальник казачьего войска и правитель Украины
Вывод: какова же главная особенность повести? (язык, в котором много украинских слов)
2.Вопросы по тексту. (В скобках есть ответы, но вы сначала попробуйте ответить самостоятельно, а потом проверьте, совпал ли ваш ответ с предложенным)
Какое любимое занятие было у деда? (Послушать разные байки от проезжих.)
Чем решил развлечь дед знакомых чумаков? (танцами внуков)
А что неожиданно случилось с самим дедом во время танца внуков? (ноги неожиданно задергались, сами пустились в пляс)
Что необычного случилось с дедом во время его танца? (На одном месте руки-ноги слушаться отказывались, а потом очутился с гладком поле)
Где горела свечка? (На кладбище, это верный знак, что припрятан клад)
Что задумал дед сделать наутро? (вернуться и выкопать клад, но не нашел это место в поле)
Как дед попал в нужное место во второй раз? (Ударил в сердцах по «заколдованному месту», где не плясалось)
Какой клад откопал дед? (Котел с мусором)
Что росло на заколдованном месте? (Ничего доброго там не росло: «Арбуз – не арбуз, тыква – не тыква, черт знает что такое!»)
3.Повторение теории: определим жанр произведения.
На что похожа эта повесть (на рассказ, сказку, легенду, предание)?
Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.
Рассказ – небольшое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.
Легенда – произведение созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.
Предание – устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об исторических лицах, событиях прошлых лет.
Работа с понятиями «реальность» и «фантастика» :
Реальность – то, что действительно существует не в воображении.
Фантастика – то, что основано на воображении, вымысле, что-то волшебное, невероятное.
4.Проблемный вопрос урока: Что в повести фантастическое, что реальное?
Запись в тетрадях: Фантастическое и реальное в повести.
Составление таблица и заполнение ее примерами.
5.Анализ содержания.
Где происходит действие повести? В некотором царстве? Место действия реальное или фантастическое? (Украина, Крым,)
О какое время происходят события? В незапамятные времена? Подтвердите это цитатами из текста. (в детстве рассказчика, весна)
От чьего имени ведется рассказ? Кто является рассказчиком повести? Назовите других действующих лиц. Они реальные или фантастические?
А предметы обихода, окружающие их, реальны или нет? Приведите пример из домашнего задания?
А одежда героев? Посмотрите нашу табличку?
Какие события описываются?
О каком месте рассказывает дьячок в этой повести?
6.Составление таблицы
Материал для сравнения
Реальность
Фантастика
Место действия
+ Украина, Крым
Время
+ весна
Герои
+дьячок, дед, чумаки, внуки,
Быт и жизнь людей
+баштан, гумно, курень
Одежда
+ жупан, свитка
События
Дьячок – сельский писец
7. Решение проблемной ситуации.
Посмотрите в таблицу.
Реальности или фантастике уделяет писатель главное внимание? Почему? (Повесть «Заколдованное место» имеет подзаголовок- «быль». Все события изображены реалистично и правдиво. Подробно даны описания одежды, быта и жизни людей.)
Почему он пишет в слякотном чужом Петербурге о событиях украинской жизни, показывает образы своих земляков? (Это выражение любви. Это рассказ о родной Украине, она дорога ему. Тоскует вдали)
Подумаем, случайно ли в описание реальных событий жизни обычных людей вводит он элементы фантастики? Ведь фантастика, то есть сказочность в первую очередь привлекают внимание читателей. Литературовед Н. Л. Степанов считает, что у Гоголя «фантастика переплетается с жизненными, бытовыми подробностями»
Так для чего же писателю нужно было соединять в одном произведении быль и сказку? Подумаем.
Закончите слова Пушкина: «Сказка – ложь…»
Возможно, Гоголь хочет нас чему-то важному научить, предупредить о чем-то.
Как же понять его замысел читателям? (Читать внимательно!)
8. Работа с текстом.
Выразительное чтение учеником фрагмента повести “Третья ночь поиска клада” от слов «Стал копать — земля мягкая...» до слов «...тогда только перевел немного дух» (стр.165 - 168).
Анализ прочитанного:
Почему дед Максим решил, что в заколдованном месте есть клад?
Когда он отправился на поиски? (поздно вечером, на месте оказался уже ночью)
Как думаете, что чувствует человек в темноте, один в малознакомом месте? Как вы можете объяснить страхи деда?
Найти строчки, которые помогли бы нам озвучить эту картинку?
Что это могло быть в действительности? Слышали ли вы когда-нибудь отзвуки собственного голоса в лесу, в большом помещении? (Эхо)
Что ему чудилось (виделось и слышалось)?
Что он в итоге выкопал?(Котел тяжелый)
Каким вам видится дед? Смешно наблюдать за ним или страшно? Прочитайте примеры?
Какое качество подвело его? (жадность)
Смешно или страшно было читать этот фрагмент?
Над кем смеется Гоголь? Почему? -В какой русской народной сказке золото и драгоценности обращаются в ледышки?
Подведение итогов.
- Какой же урок дает нам Гоголь?
Запись в тетради:
«Заколдованное место» — повесть, где автор говорит с читателями о призрачности нечистым путем добытого богатства. Гоголь разоблачает жажду обогащения, губительную страсть к деньгам, приводящую в конце концов к катастрофе.
Чего будете ждать от будущих встреч с Гоголем?
ДЗ: См.таблицу. Соотнесите понятия в таблице с их толкованием. Запишите только цифры.