|
|||
Учение Аверроэса (1126-1198)=72 ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Учение Аверроэса (1126-1198)=72 Философ и врач Ибн-Рошда (ХII век) (в латинской транскрипции Аверроэса) считал, что чувствующей частью органа зрения является не хрусталик, как предполагалось прежде, а сетчатая оболочка. Его учение о человеке и его душе оказало наибольшее влияние на западноевропейскую философско-психологическую мысль. Оно жестоко преследовалось как мусульманской, так и христианской религией. Ибн-Рошд отрицал бессмертие индивидуальной души. Он по-своему прокомментировал учение Аристотеля, подчеркнув разделение души и разума. Ибн-Рошд выделил два вида ума: потенциальный ум (материальный) и активный ум – nus – то, что заложено в человеке. Активный ум – nus (термин Парменида), создает все человеческие интеллектуальные богатства. Под душой разумелись функции, которые неотделимы от организма (прежде всего – чувственность). Они необходимы (таково было и мнение Аристотеля) для деятельности разума, нераздельно связаны с телом и исчезают вместе с ним. Сам же разум является божественным и входит в индивидуальную душу извне, подобно тому, как солнце посылает лучи органу зрения. С исчезновением тела и индивидуальной души "следы", оставленные божественным разумом в душе, отделяются от исчезнувшего смертного индивида и продолжают существовать как универсальный разум, т.е. разум, присущий всему человеческому роду. Таким образом, прогрессивная арабоязычная культура не только вернула народам Европы интеллектуальные ценности античного мира, но и обогатила, преумножила их. Арабоязычная культура создала идеи, подрывающие феодальное мировоззрение.
|
|||
|