Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Учение Авиценны (980-1037)=57 лет



 

Под арабской (арабоязычной) подразумевается философия, созданная арабами, а также народами Ближнего и Среднего Востока, находившимися под культурным и часто политическим влиянием арабов.

Два основных этапа АФ:

1 VII — IX вв — период зарождения АФ;

2 IX — XV вв. – усвоение древнегреческой философии, превращение АФ в арабо-греческую.

В период зарождения в АФ было три основных направления:

Школа мутакаллимов: сторонников радикального ислама.

Философски обосновывали религиозные догмы.

Мутазилиты: также были религиозными философами, но частично и материалистами:

• отвергали многие догмы (недоказуемые "исходные" истины) ислама о происхождении мира, человека, предопределенности судьбы и пытались объяснить эти проблемы с позиций рационализма и материализма;

• отвергали антропоморфные представления о Боге (согласно которым Бог имел человеческий облик), отождествляли Бога и Вселенную;

• верили в силу и разум человека;

• считали, что человек способен познать окружающий мир с помощью разума.

Суфисты: считали высшим благом добровольное отрешение от окружающего мира, аскетизм, уход в себя, созерцание, мистику.

Для второго периода были характерны:

• усиление материалистических идей (в результате открытий в области медицины и естественных наук);

• заимствование идей европейской философии, особенно древнегреческой, формирование арабо-греческой философии.

Наибольший вклад в её становление внесли Аль-Кинди, Ибн-Сина, Аль-Фараби, Ибн-Рушд (Аверроэс).

Аль-Кинди (800 — 879) сделал первый шаг по европеизации АФ. Открыл древнегреческую философию для арабов, в частности Аристотеля. Под влиянием идей Аристотеля в АФ пришли многие материалистические идеи, понятие категорий, логика, учение о познании. Взяв в качестве примера учение Аристотеля о 10 категориях (бытие и 9 характеристик бытия — время, место и т. д.), Аль-Кинди выдвинул собственное учение о прасубстанциях: материи; форме; движении; пространстве; времени. Выдвинул революционную идею о познаваемости мира разумом (что отвергали мутакаллимы) и выделил три ступени научного познания на пути к истинному знанию: логическо-математическую; естественно-научную; метафизическую (философскую). Для Аль-Кинди только разум может быть источником и эталоном познания. Его философия значительно опережала эпоху и была непонятна его современникам.

Аль-Фарби (870 — 950) систематизировал и пытался адаптировать философию Аристотеля к арабским условиям. Первым выдвинул идею об "эманации" и невсемогуществе Бога. Его идеи послужили фундаментом философии Ибн-Сины (Авиценны). Авиценна (980 - 1037) вывел арабскую философию на новый уровень.

 Главные труды: "Книга исцеления" ("Книга спасения"), "Книга знания". Идеи: • высмеивал косность и догматизм теологов; • пытался отделить философию от религии (довольно революционно); • видел в философии отдельную науку, которая должна обобщать достижения человеческого разума; • основывал многие философские идеи на достижениях естественных наук (например, собственных медицинских открытиях); • не отрицал наличие Бога, но выступал против признания за ним всемогущей воли; • считал, что многие явления в окружающем мире происходят помимо воли Бога, по естественным законам природы; • причину возникновения мира видел в "эманации" — истекании мира из Божества, но не по воле Бога, а в силу естественной необходимости; • выступал против идеи "первотолчка", которую заменял идеей о движении, которое является неотъемлемым свойством материи; • считал, что все существующее материально (как Бог, так и окружающий мир); • наделял душу особыми свойствами — идеальностью (существованием наряду с материей) и вечностью; • считал вечным Бога и окружающий мир. В средневековой Европе наибольшей известностью и популярностью пользовался Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126- 1198). Работал в арабской Испании, был представителем западноарабско-европейской философии. Им была создана философия аверроизма, получившая широкое распространение в Европе и противостоящая католицизму и схоластике. Она была материалистична по своей сути и возникла как синтез передовой арабской философии (Аль-Кинди, Авиценна) и систематизированного и творчески переработанного учения Аристотеля. Основные положения: • отвергалась идея творения (мир вечен, несотворим и неуничтожим); • допускалось наличие Бога, но за ним не признавалась первичность по отношению к материи; • у Богом весьма ограниченные возможности, которые сводились к главной — придать материи форму; • отвергалась идея о том, что Бог приводит все в движение; • доказывалось, что движение — самостоятельное свойство материи, заключенное в ней самой; • выдвигалась идея жесткого детерминизма (обусловленности и необходимости всего в природе); • отвергалась возможность бессмертия души (смерть тела есть одновременно смерть души, но коллективный разум — разум всего человечества, частью которого является душа отдельного человека, — бессмертен); • была выдвинута идея о "двойственной истине" - философские и религиозные истины раздельны; то, что истинно в религии, может быть ложно для философии и наоборот. Материалистическая, антирелигиозная философия Аверроэса оказала большое влияние на европейскую философию. Аверроизм получил широкое распространение, преподавался в университетах, был духовным центром учений, противостоящих схоластике. Критиком аверроизма был Фома Аквинский: у него есть сочинение "О единстве разума против аверроистов".

 

Учение Авиценны (980-1037)=57 лет

Ибн Сина – полное имя:

АБУ АЛИ АЛ-ХУСАЙН ИБН АБДАЛЛАХ ИБН СИНА (в латинской традиции - Авиценна) годы жизни (980-1037) принадлежит к числу величайших ученых Средней Азии, обогативших мировую науку великими достижениями. Труды Ибн Сины и его великого современника Абу Райхана Беруни знаменовали наивысшую ступень развития науки на средневековом Востоке.

Как подлинный ученый – энциклопедист Ибн Сина с большим успехом работал почти во всех областях знания. В источниках упоминается свыше 450 названий его сочинений, а число дошедших до нас трудов около 240.

Ибн Сина использовал все ценное, что было выработано его предшественниками в области естествознания и философии и создал философию, ставшую вершиной развития теоретической мысли в странах Ближнего и Среднего Востока в эпоху раннего средневековья.

Ибн Сина придерживался прогрессивных идеалов, выступал за идеальное государство, население которого должно состоять из правителей, производителей и войска, и каждый должен заниматься полезной работой.

Ибн Сина с успехом занимался и другими науками.

Он обладал широкими для своего времени познаниями в области химии, к примеру, критиковал основной принцип алхимии - превращения неблагородных металлов в благородные.

В области геологии он высказал оригинальную близкую современной научной теории идею, горообразования.

Ибн Сина много занимался и вопросами ботаники, ибо как врач, он не мог не уделять должного внимания изучению растений, имеющих целебные свойства. Карл Линней (1707-17078), учитывая заслуги Ибн Сины в области этой науки, назвал вечнозеленое тропическое растение его именем – Авиценния.

Значительный след оставил Ибн Сина и в области поэзии. Многие свои научные трактаты он написал стихами в размере раджаз. Кроме того им написано несколько произведений, которые оказали заметное влияние на последующую персоязычную литературу. Существует связь между посланием Ибн Сины “Ат-тайр” (“Птица”) и известной поэмой “Фаридаддина Аттара” (12 век) “Мантик ат-тайр” (“Разговор птиц”). Эта тема вводится в узбекскую литературу Алишером Навои (1414-1492). Существует еще несколько кит’а и газелей около 40 четверостишей Ибн Сины на персидском языке.

Особенно велики заслуги Ибн Сины в области медицины. Его справедливо считают одним из величайших ученых медиков в истории человечества. Это третье имя после Гиппократа и Галена. Сочинения Авиценны переиздаются даже сейчас. “Книга исцеления” (“Китаб аш-шифа”) , “Книга спасения” (“Китаб ан-наджат”), “Указания и наставления” (“Ал-ишарат ва-т-танбихат”) и “Книга знания” (“Да-ниш-наме”).

 

 

Он развил учение психофизиологического плана, в котором имеются сведения о функциях мозга.

В области психологии Ибн Сина он сделал большой шаг к материализму, ибо впервые пытался увязать отдельные виды психической деятельности человека с определенными частями головного мозга.

Ибн-Сина разделяет психологию на два части – естественно-научную и философскую, умозрительную. Первая строится на естественных основаниях, вторая должна согласовываться с религией, с этическими нормами и учитывать дух времени. По существу В.Вундт стоял на таких же позициях.

Значительное место в учении Авиценны занимают эмоции. Древние арабские врачи достигли очень больших успехов в этом направлении, они умели по пульсу и зрачкам определять эмоциональное состояние человека. Они хорошо понимали огромное влияние эмоций на всю жизнедеятельность организма. Арабские ученые развивали учение об изменении эмоций с возрастом: эмоциональный мир человека с возрастом меняется. Интеллект усиливается, потом останавливается в своем развитии, а затем ослабевает и его уровень постепенно снижается. Эмоции же гораздо более активны, разнообразны, индивидуальны и имеют большее значение для понимания психики, чем интеллект.

Ибн-Сина был также одним из первых исследователей в области возрастной психологии. Он изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды, придавая при этом важное значение воспитанию. Именно посредством воспитания осуществляется, по Ибн-Сине, воздействие психического на устойчивую структуру организма. Чувства, изменяющие течение физиологических процессов, возникают у ребенка в результате воздействия на него окружающих людей; вызывая у ребенка те или другие аффекты, взрослые формируют его натуру.

Таким образом, учение Ибн Сины в условиях феодализма сыграло прогрессивную роль. В нем отчетливо выступает материалистическая тенденция, стремление противопоставить религии научные познания, основанные на опыте и логических доказательствах.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.