Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Урок по русскому языку в форме деловой игры «Корректор» в 7 классе



Урок по русскому языку в форме деловой игры «Корректор» в 7 классе

Лексические нормы русского языка

I. Актуализация и мотивация учебных знаний.

- Наш урок мы начнём с прочтения текста по ролям. Послушайте его и определите, какие нарушения в нём встречаются.

Текст

- Дарова, френд! Ты такой навороченный перец! Где такие клевые шузы надыбал?

- Предки подогнали. Крутые боты, это верняк! Офигенных бабок стоят! Сам парился выбирал.

- Ты на тусняк пойдёшь? Наши стрелку забили. Базарят, круто будет.

- Не знаю, родичи что-то возникают, надо хвосты по общаге и матеше исправлять, классуха все оценки в дневник выставила. Похоже облом мне, а не тусняк!

- Тогда покедова.

- Пока!

 

- Итак, вы прослушали диалог. Понравился он вам? Что понравилось, что не понравилось?

- Что нарушено в тексте? (нормы русского языка).

- Что такое норма литературного языка? (Норма литературного языка – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях и справочниках и рекомендованное ими).

- Назовите основные признаки нормы (Основными признаками нормы литературного языка является относительная устойчивость, общеупотребительность и обязательность).

- Какие нормы литературного языка вы знаете? (Существуют нормы лексические, фразеологические, словообразовательные, грамматические (морфологические и синтаксические), орфографические, пунктуационные, стилистические и орфоэпические (произносительные).)

- Итак, мы вспомнили основные нормы русского языка. Сегодня нам предстоит рассмотреть особенности лексических норм литературного русского языка.

- Что такое лексика? Что такое лексическое значение слова?

- Если говорящему или пишущему лексическое значение слова известно плохо или совсем незнакомо, то может возникнуть неточность в употреблении, ошибка. Неправильно выбранное слово может исказить смысл сообщения, создать возможность двоякого толкования либо может придать нежелательную стилистическую окраску.

II. Изучение нового материала

- Итак, лексические нормы – это правильность выбора слова, употребление его в тех значениях, которые оно имеет, уместность использования в том или ином контексте. Рассмотрим основные виды нарушения лексических норм.

- Перед вами на слайде предложения с лексическими ошибками. Ваша задача – найти ошибки, исправить их и попытаться сформулировать вид ошибки.

Материал для наблюдения:

Поросенок весело гавкал

Мы включили свечку.

Я вам расскажу о рассказах.

Я написал свою автобиографию.

У этого зубного врача клёвые инструменты.

Я как бы пошёл.

(Учащиеся читают по 1-му предложению, находят ошибку, формулируют вид нарушения нормы, записывают).

Проверка:

1.Неправильный выбор слова. (Поросеноквесело гавкал.)

2. Лексическая несочетаемость слов. (Мы включили свечку.)

Лексическая сочетаемость – это способность слов соединяться друг с другом. Не все слова могут сочетаться друг с другом.

3. Тавтология — это повторение однокоренных или близких по значению слов без уточнения или изменения смысла (масло масляное, станцевать танец, случился случай, бежать бегом, спросить вопрос, подарить подарок)

Чтобы исправить эту ошибку, нужно заменить тавтологическое слово синонимом или убрать лишнюю морфему.

4. Плеоназм — пограничное с тавтологией понятие, оборот речи, содержащий однозначные, часто излишние слова.

Памятный сувенир — казалось бы, разные слова. Но дело в том, что в слово «сувенир» уже заложен смысл «памятный».
«Моя автобиография», — а чьей еще может быть автобиография, если буквальный перевод этого слова — «мое жизнеописание»? Только моей...

5. Стилистически неуместное употребление слова. (У этого зубного врача клёвые инструменты.)

6. Употребление слов-паразитов. Слова-паразиты– это разнообразные частицы и слова, не связанные с содержанием речи, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы (вот, ну, это самое, так сказать, знаете ли, как бы, э-э, и др.).

( Я как бы пошёл.) Ни одно слово в языке не является словом-паразитом, таковыми слова становятся в нашей речи. Употребление их - лексическая ошибка, так как они нарушают сочетаемость слов в предложении.

 

III. Применение полученных знаний на практике

- Мы назвали основные виды нарушения лексических норм. Сейчас потренируемся в исправлении лексических ошибок в тексте.

- Олег Рисс, корректор, пишет: «До чего же это хрупкое и неустойчивое свойство – точность изложения наших мыслей на бумаге! Сколько надо повозиться, чтобы подчинить своей воле беглые письмена или печатные знаки! Казалось бы, простое дело, а требует оно постоянного упражнения и устойчивого внимания, твёрдых навыков. Надо развивать в себе эту полезную способность.

- Ребята, кто такой корректор? Чем он занимается? Прочитайте, пожалуйста (на слайде).

Корректор - работник издательства, редакции, типографии, читающий корректуру.

Корректура – исправление ошибок.

Корректировать – исправлять ошибки, поправлять текст.

- Значит, корректор – это человек, занимающийся правкой текста.

- Какими качествами должен обладать корректор? (хорошее знание языковых норм, орфографическая и пунктуационная зоркость, должен быть внимательным, аккуратным).

- Где работают корректоры? (В редакции газет и журналов, в издательстве книг).

- Сегодня на занятии каждый из вас будет выполнять обязанности корректора. Наша задача – подготовить к выпуску  номер школьной газеты, посвященный Великой Отечественной Войне.  

1. Задание: прочитайте текст, найдите лексические ошибки, определите их вид, исправьте ошибки.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.