Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Занятие 4. Тема2. Методология прогнозирования



 Занятие 4. Тема2. Методология прогнозирования

Цель занятия — закрепить знания, полученные на лекции и в ходе самостоятельной работы, и овладеть такими методами прогнозирования, как: Эвристические, фактологические, нормативные и комплексные методы прогнозирования. Метод экстраполяционного тренда. Эконометрическое моделирование. Модель IS-LM-BP. Сценарии прогнозов. Методы «Круглый стол», «Мозговой штурм». Метод Делфи. Экспертные панели. Метод критических технологий. Технологические дорожные карты. Построение «дерева целей». Матричный метод. Метод морфологического анализа. Методология Форсайта. Прогнозирование циклов и кризисов. Прогнозные балансы. Межотраслевой баланс производства и распределения продукции. Требования к показателям прогноза.

 

1. Принципы прогнозирования.

2. Теория о циклах Н.Д. Кондратьева и современные перспективы ее использования в прогнозно-плановой работе.

3. Интегральное макроэкономическое прогнозирование и его методология.

4. Методы прогнозирования.

 

 

Задание. Метод Делфи. Сущность метода «Делфи» состоит в последовательном анкетировании экспертов различных областей науки, техники и формировании массива информации, отражающего индивидуальные оценки экспертов, основанные на строго логическом опыте. Данный метод предполагает использование серии анкет, в каждой из которых содержаться информация и мнения, полученные из предыдущей анкеты.

Сбор и обработка индивидуальных мнений экспертов о прогнозах развития объекта исследования производится исходя из следующих принципов:

- вопросы в анкетах ставятся таким образом, чтобы можно было дать количественную характеристику ответам экспертов;

- опрос экспертов проводится в нескольких этапов, на каждом последующем этапе вопросы и ответы все более уточняются;

- после каждого этапа всех опрашиваемых экспертов знакомят с результатами опроса;

- эксперт обосновывают оценки и мнения, отклоняющие от мнения большинства;

- статическая обработка ответов производится последовательно, от этапа к этапу, с целью получения обобщающих характеристик.

И так, для начала нужно сформировать группу экспертов, например это могут быть постоянные клиенты ресторана.

Приглашено 16 экспертов. Каждому эксперту дана анкета с просьбой оценить уровень обслуживания и коэффициент самооценки.

Эксперт ставит себе индивидуальную самооценку в баллах (от 0 до 10).

Также эксперт оценивает уровень обслуживания в процентах (0т 0 до 100).

Работа осуществляется индивидуально и анонимно.

Пусть критерий оценки - длина интервала не более 40%.

Результаты первого тура представлены в Таблице 1.

Таблица 1 - Результаты анкетирования ресторана «Claude Monet»

 

№ Эксперта Коэффициент самооценки Уровень обслуживания Комментарий  
Плохо вытерт стол.  
6,7 Не очень вкусно приготовили.  
7,9 Мне все понравилось.  
5,8 Принесли холодный чай.  
Все устраивает.  
9,1 Нагрубил охранник.  
6,9 Хамское поведение официанта  
Шатался стол.  
Дорого и вкусно.  
8,2 На столе не было соли.  
Медленно обслуживали.  
Все очень вкусно.  
7,3 Плохо вымыта посуда.  
6,5 Маленький выбор в меню.  
Все вкусно, но неудобные стулья  
Не вкусный кофе.  
         

Из приведенной таблицы произведем следующие вычисления:

Сначала находим среднегрупповую оценку - сумма коэффициентом самооценки по отношению к количеству экспертов:

Sср.гр.= (8+6,7+7,9+5,8+7+9,1+6,9+8+10+8,2+9+10+7,3+6,5+5+6) /16=7,5875

Теперь рассчитаем среднее значение оценки услуг - это сумма оценки услуг по оценке каждого эксперта по отношению к количеству экспертов:

Sср.спр.= (78+67+90+73+91+70+59+74+81+60+54+95+69+75+88+61) /16=74,0625

Третьим действием рассчитаем средневзвешенную оценку спроса - сумма произведений коэффициента самооценки на уровень спроса по отношению к сумме коэффициентов самооценки:

Sср.взв.=(8*78+6,7*67+7,9*90+5,8*73+7*91+9,1*70+6,9*59+8*74+10*81+8,2*60+9*54+10*95+7,3*69+6,5*78+5*88+6*61) / (8+6,7+7,9+5,8+7+9,1+ 6,9+8+10+8,2+9+10+7,3+6,5+5+6) = 74,2636

Далее найдем медиану, так как у нас четное число экспертов. Она рассчитывается как среднеарифметическое значение между серединными оценками:

Упорядоченные оценки:

54-59-60-61-67-69-70-73-74-75-78-81-88-90-91-95

МЕ= (73+74) / 2 = 73,5

Далее находим область доверительности:

Минимальная оценка из набора экспертиз - 54, максимальная - 95. Квартиль = (95 - 54) / 4 = 10,25

Следовательно:

Нижняя граница доверительной области -54+10,25=64,25, верхняя -95+10,25=105,25.

Таким образом, доверительный интервал: от 64,25% до 105,25%, то есть равен 41%, и значит первый тур не соответствует поставленному критерию. Необходимо провести второй, то есть отправить экспертам анкеты повторно с просьбой переголосовать и указать причину изменения своего мнения.

 

Проведем второй тур.

Таблица 2 - Результаты повторного анкетирования ресторана «Claude Monet»

 

№ Эксперта Коэффициент самооценки Уровень обслуживания Комментарий  
Плохо вытерт стол.  
6,7 Не очень вкусно приготовили.  
7,9 Мне все понравилось.  
5,8 Принесли холодный чай.  
Все устраивает.  
9,1 Нагрубил охранник.  
6,9 Хамское поведение официанта  
Шатался стол.  
Дорого и вкусно.  
8,2 На столе не было соли.  
Медленно обслуживали.  
Все очень вкусно.  
7,3 Плохо вымыта посуда.  
6,5 Маленький выбор в меню.  
Все вкусно, но неудобные стулья  
Не вкусный кофе.  
         



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.