|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Занятие 4. Тема2. Методология прогнозированияСтр 1 из 3Следующая ⇒ Занятие 4. Тема2. Методология прогнозирования Цель занятия — закрепить знания, полученные на лекции и в ходе самостоятельной работы, и овладеть такими методами прогнозирования, как: Эвристические, фактологические, нормативные и комплексные методы прогнозирования. Метод экстраполяционного тренда. Эконометрическое моделирование. Модель IS-LM-BP. Сценарии прогнозов. Методы «Круглый стол», «Мозговой штурм». Метод Делфи. Экспертные панели. Метод критических технологий. Технологические дорожные карты. Построение «дерева целей». Матричный метод. Метод морфологического анализа. Методология Форсайта. Прогнозирование циклов и кризисов. Прогнозные балансы. Межотраслевой баланс производства и распределения продукции. Требования к показателям прогноза.
1. Принципы прогнозирования. 2. Теория о циклах Н.Д. Кондратьева и современные перспективы ее использования в прогнозно-плановой работе. 3. Интегральное макроэкономическое прогнозирование и его методология. 4. Методы прогнозирования.
Задание. Метод Делфи. Сущность метода «Делфи» состоит в последовательном анкетировании экспертов различных областей науки, техники и формировании массива информации, отражающего индивидуальные оценки экспертов, основанные на строго логическом опыте. Данный метод предполагает использование серии анкет, в каждой из которых содержаться информация и мнения, полученные из предыдущей анкеты. Сбор и обработка индивидуальных мнений экспертов о прогнозах развития объекта исследования производится исходя из следующих принципов: - вопросы в анкетах ставятся таким образом, чтобы можно было дать количественную характеристику ответам экспертов; - опрос экспертов проводится в нескольких этапов, на каждом последующем этапе вопросы и ответы все более уточняются; - после каждого этапа всех опрашиваемых экспертов знакомят с результатами опроса; - эксперт обосновывают оценки и мнения, отклоняющие от мнения большинства; - статическая обработка ответов производится последовательно, от этапа к этапу, с целью получения обобщающих характеристик. И так, для начала нужно сформировать группу экспертов, например это могут быть постоянные клиенты ресторана. Приглашено 16 экспертов. Каждому эксперту дана анкета с просьбой оценить уровень обслуживания и коэффициент самооценки. Эксперт ставит себе индивидуальную самооценку в баллах (от 0 до 10). Также эксперт оценивает уровень обслуживания в процентах (0т 0 до 100). Работа осуществляется индивидуально и анонимно. Пусть критерий оценки - длина интервала не более 40%. Результаты первого тура представлены в Таблице 1. Таблица 1 - Результаты анкетирования ресторана «Claude Monet»
Из приведенной таблицы произведем следующие вычисления: Сначала находим среднегрупповую оценку - сумма коэффициентом самооценки по отношению к количеству экспертов: Sср.гр.= (8+6,7+7,9+5,8+7+9,1+6,9+8+10+8,2+9+10+7,3+6,5+5+6) /16=7,5875 Теперь рассчитаем среднее значение оценки услуг - это сумма оценки услуг по оценке каждого эксперта по отношению к количеству экспертов: Sср.спр.= (78+67+90+73+91+70+59+74+81+60+54+95+69+75+88+61) /16=74,0625 Третьим действием рассчитаем средневзвешенную оценку спроса - сумма произведений коэффициента самооценки на уровень спроса по отношению к сумме коэффициентов самооценки: Sср.взв.=(8*78+6,7*67+7,9*90+5,8*73+7*91+9,1*70+6,9*59+8*74+10*81+8,2*60+9*54+10*95+7,3*69+6,5*78+5*88+6*61) / (8+6,7+7,9+5,8+7+9,1+ 6,9+8+10+8,2+9+10+7,3+6,5+5+6) = 74,2636 Далее найдем медиану, так как у нас четное число экспертов. Она рассчитывается как среднеарифметическое значение между серединными оценками: Упорядоченные оценки: 54-59-60-61-67-69-70-73-74-75-78-81-88-90-91-95 МЕ= (73+74) / 2 = 73,5 Далее находим область доверительности: Минимальная оценка из набора экспертиз - 54, максимальная - 95. Квартиль = (95 - 54) / 4 = 10,25 Следовательно: Нижняя граница доверительной области -54+10,25=64,25, верхняя -95+10,25=105,25. Таким образом, доверительный интервал: от 64,25% до 105,25%, то есть равен 41%, и значит первый тур не соответствует поставленному критерию. Необходимо провести второй, то есть отправить экспертам анкеты повторно с просьбой переголосовать и указать причину изменения своего мнения.
Проведем второй тур. Таблица 2 - Результаты повторного анкетирования ресторана «Claude Monet»
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|