Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Все, что написано синим цветом – письменно!



Все, что написано синим цветом – письменно!

Здравствуйте, ребята!

Запишите число

Тринадцатое ноября

Прочтите синквейн (это стихотворная форма, которая состоит из пяти строк), и подумайте о ком он.

- Русский величайший.

Сочинял, влюблялся, погиб.

Сказки знает каждый ребенок.

Гений.

- Кого вы узнали в строках этого синквейна?

- Верно, это Александр Сергеевич Пушкин. И сегодня на уроке мы с вами познакомимся с его произведением – поэмой «Полтава».

 

Запишите тему

 

А.С. Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

Прославление мужества и отваги русских солдат в поэме «Полтава»           («Полтавский бой»). Мастерство в изображении Полтавской битвы

Посмотрите видеоурок

 

-А.С. Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные произведения мирового уровня. - Итак, ещё в лицейские годы Пушкин интересовался историей своей Родины. - Особый интерес Пушкин проявил к жизни и деятельности Петра I, который был его любимым героем. Став царем (1696 г.), Петр поставил перед собой задачу: усилить военную мощь России и повысить ее роль на международной арене. В результате Азов­ских походов (1695-1696 гг.) был занят Азов, Россия вышла на берега Азовского моря (до этих походов она имела выход только в Белое море, которое замерзало на полгода). - Для связей с Западом необходим был выход к Балтийскому морю. Для этого надо было вернуть захваченные Швецией в начале XVII в. земли. В долголетней Северной войне (1700-1721 гг.) Россия добилась победы. - Но с этим не мог смириться шведский король Карл XII, кото­рый долгое время одерживал победы над слабыми, неподготовлен­ными войсками противника. В 1709 году он начал поход с запада. Произошло сражение под Полтавой. Поэма - это большое стихотворное произведение на историческую или  героическую тему.   - Поэма «Полтава» Александром Пушкиным написана в 1828 году. - Она посвящена Марии Волконской, дочери генерала Раевского, героя войны 1812 года, которая последовала за своим мужем-декабристом в сибирскую ссылку. Прочитайте поэму (найдите в интернете или возьмите в школьной библиотеке) и ответьте на вопросы. - Из чего состоит поэма? (Поэма состоит из трех песен. В первой песне повествуется о,,,,,,,. Во второй песне рассказывается о ………. В третьей - описывается …………). - В поэме Пушкин обращается к славным страницам истории нашей родины. Смело и широко он рисует Полтавскую битву, от исхода которой зависело существование России как самостоятельного государства. - Где происходит действие поэмы? (Действие поэмы происходит …………..). - Начав весной 1828 г. и вскоре бросив работу, Пушкин вернулся к поэме осенью (когда к нему обычно приходило вдохновение) и необыкновенно быстро, по его словам, "в несколько дней", закончил свою вторую по величине (после "Руслана и Людмилы") поэму. Сохранился рассказ об этом со слов Пушкина в воспоминаниях его знакомого М.Юзефовича: "Это было в Петербурге. Погода стояла отвратительная. Он уселся дома, писал целый день. Стихи ему грезились даже во сне, так что он ночью вскакивал с постели и записывал их впотьмах. Когда голод его прохватывал, он бежал в ближайший трактир, стихи преследовали его и туда, он ел на скорую руку что попало и убегал домой, чтобы записать то, что набралось у него на бегу и за обедом. Таким образом слагались у него сотни стихов в сутки. Иногда мысли, не укладывавшиеся в стихи, записывались им прозой. Но затем следовала отделка, при которой из набросков не оставалось и четвертой части". - Пушкин придавал большое значение исторической верности описания и освещения событий в своей поэме, так же как и изображения исторических лиц в ней. Действующие лица: (перечислите их) - Перед вами лежит отрывок из поэмы «Полтава», в котором описан полтавский бой. - Постарайтесь представить происходящее событие. Горит восток зарею новой Уж на равнине, по холмам Грохочут пушки. Дым багровый Кругами всходит к небесам Навстречу утренним лучам. Полки ряды свои сомкнули. В кустах рассыпались стрелки. Катятся ядра, свищут пули; Нависли хладные штыки. Сыны любимые победы, Сквозь огнь окопов рвутся шведы; Волнуясь, конница летит; Пехота движется за нею И тяжкой твердостью своею Ее стремление крепит. И битвы поле роковое Гремит, пылает здесь и там, Но явно счастье боевое Служить уж начинает нам. Пальбой отбитые дружины, Мешаясь, падают во прах. Уходит Розен сквозь теснины; Сдается пылкой Шлипенбах. Тесним мы шведов рать за ратью; Темнеет слава их знамен, И бога браней благодатью Наш каждый шаг запечатлен. Тогда-то свыше вдохновенный Раздался звучный глас Петра: "За дело, с богом!" Из шатра, Толпой любимцев окруженный, Выходит Петр. Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь, как божия гроза. Идет. Ему коня подводят. Ретив и смирен верный конь. Почуя роковой огонь, Дрожит. Глазами косо водит И мчится в прахе боевом, Гордясь могущим седоком.   Уж близок полдень. Жар пылает. Как пахарь, битва отдыхает. Кой-где гарцуют казаки. Ровняясь строятся полки. Молчит музыка боевая. На холмах пушки присмирев Прервали свой голодный рев. И се - равнину оглашая Далече грянуло ура: Полки увидели Петра.   И он промчался пред полками, Могущ и радостен как бой. Он поле пожирал очами. Заним вослед неслись толпой Сии птенцы гнезда Петрова - В пременах жребия земного В трудах державства и войны Его товарищи, сыны; И Шереметев благородный, И Брюс, и Боур, и Репнин, И, счастья баловень безродный Полудержавный властелин.   И перед синими рядами Своих воинственных дружин, Несомый верными слугами, В качалке, бледен, недвижим, Страдая раной, Карл явился. Вожди героя шли за ним. Он в думу тихо погрузился Смущенный взор изобразил Необычайное волненье. Казалось, Карла приводил Желанный бой в недоуменье... Вдруг слабым манием руки На русских двинул он полки.   И с ними царские дружины Сошлись в дыму среди равнины: И грянул бой, Полтавской бой! В огне, под градом раскаленным, Стеной живою отраженным, Над падшим строем свежий строй Штыки смыкает. Тяжкой тучей Отряды конницы летучей, Браздами, саблями звуча, Сшибаясь, рубятся с плеча. Бросая груды тел на груду, Шары чугунные повсюду Меж ними прыгают, разят, Прах роют и в крови шипят. Швед, русский - колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть и ад со всех сторон.   - Итак, какая картина предстала перед вами? - Какие эмоции она у вас вызывает? - Вы бы хотели оказаться в центре этих событий? Почему?   Составьте план этого отрывка в правильной последовательности: Битва в разгаре. Начало боя. Образ Петра и Карла.     Появление Петра.     Победа.    Пир Петра.    Передышка в бою.   Начало боя. - Как рисует Пушкин начало боя? ( описание боя дается с точного указания места и времени, где он произошел) - Что здесь символизирует фраза «горит восток зарею новой»? ( имеет скрытый смысл : образ зари как ………………). - «Дым багровый кругами всходит к небесам». Почему дым багровый? - Почему Пушкин называет шведов « сынами любимой победы» ? - Почему поле брани называют роковым? От какого слова? - Кто такой « бог браней»? - «Счастье боевое служить уж начинает нам». Как вы понимаете это выражение? Что оно значит? ( У древних римлян Марс - бог войны.) - Кому этот Бог покровительствует? ( В данном сражении он покровительствует русским).  - Каким образом поэт достигает живости, динамичности повествования? Что использует? Какие части речи? (Все изображается в движении, много глаголов, которые подчеркивают быстроту .) - Давайте найдем эти глаголы. Рассыпались, катятся, свищут, рвутся, летят, гремит, пылает, падают, тесним. - Как поэт передает ощущение топота множества ног? - Какое средство выразительности использует автор? (Для этого Пушкин использует звукопись). - Что такое звукопись? (это повтор звуков, в особенности подобранных с расчетом на звукоподражание шороху, свисту и т.п. (""...Чуть слышно, бесшумно шуршат )  - Давайте попробуем в тексте найти такое четверостишие, в котором передается ощущение топота ног.   Волнуясь, конница летит; Пехота движется за нею И тяжкой твердостью своею Ее стремление крепит… ( в словах часто встречается звук  т, что и создает ощущение топота) Появление Петра I. -Какое впечатление на вас производит Появление Петра? ( впечатление силы, величия, красоты, готовность к бою) - Как поэт добивается этого эффекта? (Поэт использует слова, которые уже устарели  «лик, глас») - Как они называются? (архаизмы) -  «Божия гроза» почему? (Петр I так же велик и неотвратим, как природное явление, и столько же непредсказуем как ее появление). - Вдумаемся в эти слова: Лик его ужасен. Движенья быстры.  Он прекрасен. - Ужасен – прекрасен. Это что? (антонимы) - Для чего поэт использует антонимы при описании Петра Великого? (показать со всех сторон) - С какой целью Пушкин употребляет короткие предложения для описания Петра?  ( Для того, чтобы подчеркнуть его решимость, стремительность в действиях). - А что можно сказать о коне Петра? (такой же как и Петр. Гордится могущим седоком). Началась передышка в бою. - С чем сравнивается образ битвы? ( « Как пахарь битва отдыхает» . Битва - дело народное, трудное, как труд пахаря.) -Обратите внимание на образ пушек. С кем они сравниваются? ( они сравниваются с дикими голодными зверями, уносящими жизни людей). Образы Петра и Карла. - Заполните таблицу (слова характеризующие правителей, описание внешности, речь):
Петр I Карл XII
   

- Как изображается появление Петра I перед своими войнами?

(он « могущ и радостен, как бой», в окружении своих друзей и соратников) 

- А теперь посмотрим, как Пушкин представляет нам Карла XII ?

- Какой прием использует автор? (антитеза - противопоставление)

- А как вы думаете, каким вообще должен быть настоящий воин? Какие качества ему должны быть присущи? (патриотизм, верность своему делу, отвага, мужество, смелость, хладнокровие, выносливость, стремление к победе над противником, самопожертвование)

- А кто является для воинов примером для подражания? На кого они равняются? (на царя, предводителя).

- Сравнивая Петра и Карла, чьи войска одержат победу и почему?

- С какой целью автор использует такое большое количество знаков препинания в тексте, в котором описывает Карла?( чтобы читатель смог представить  Карла, увидеть его безнадежность).

- Как вы понимаете выражение:

«смущенный взор изобразил необычайное волненье.

Казалось, Карла приводил

Желанный бой в недоуменье»?

 

- Итак, Каким изображен Петр? (Петр уверен в своих силах и в стремлении завоевать победу; внушает эту уверенность своим солдатам).

 

- А Карл? (Карл слабый, больной человек, который не желает уже ничего и готов отступить без боя. Его уже не интересует исход сражения) .

- А для чего автор использует антитезу?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.