-А.С. Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные произведения мирового уровня. - Итак, ещё в лицейские годы Пушкин интересовался историей своей Родины.
- Особый интерес Пушкин проявил к жизни и деятельности Петра I, который был его любимым героем. Став царем (1696 г.), Петр поставил перед собой задачу: усилить военную мощь России и повысить ее роль на международной арене. В результате Азовских походов (1695-1696 гг.) был занят Азов, Россия вышла на берега Азовского моря (до этих походов она имела выход только в Белое море, которое замерзало на полгода).
- Для связей с Западом необходим был выход к Балтийскому морю. Для этого надо было вернуть захваченные Швецией в начале XVII в. земли. В долголетней Северной войне (1700-1721 гг.) Россия добилась победы.
- Но с этим не мог смириться шведский король Карл XII, который долгое время одерживал победы над слабыми, неподготовленными войсками противника.
В 1709 году он начал поход с запада. Произошло сражение под Полтавой. Поэма - это большое стихотворное произведение на историческую или
героическую тему.
- Поэма «Полтава» Александром Пушкиным написана в 1828 году. - Она посвящена Марии Волконской, дочери генерала Раевского, героя войны 1812 года, которая последовала за своим мужем-декабристом в сибирскую ссылку.
Прочитайте поэму (найдите в интернете или возьмите в школьной библиотеке) и ответьте на вопросы. - Из чего состоит поэма? (Поэма состоит из трех песен. В первой песне повествуется о,,,,,,,. Во второй песне рассказывается о ………. В третьей - описывается …………).
- В поэме Пушкин обращается к славным страницам истории нашей родины. Смело и широко он рисует Полтавскую битву, от исхода которой зависело существование России как самостоятельного государства.
- Где происходит действие поэмы? (Действие поэмы происходит …………..).
- Начав весной 1828 г. и вскоре бросив работу, Пушкин вернулся к поэме осенью (когда к нему обычно приходило вдохновение) и необыкновенно быстро, по его словам, "в несколько дней", закончил свою вторую по величине (после "Руслана и Людмилы") поэму. Сохранился рассказ об этом со слов Пушкина в воспоминаниях его знакомого М.Юзефовича: "Это было в Петербурге. Погода стояла отвратительная. Он уселся дома, писал целый день. Стихи ему грезились даже во сне, так что он ночью вскакивал с постели и записывал их впотьмах. Когда голод его прохватывал, он бежал в ближайший трактир, стихи преследовали его и туда, он ел на скорую руку что попало и убегал домой, чтобы записать то, что набралось у него на бегу и за обедом. Таким образом слагались у него сотни стихов в сутки. Иногда мысли, не укладывавшиеся в стихи, записывались им прозой. Но затем следовала отделка, при которой из набросков не оставалось и четвертой части".
- Пушкин придавал большое значение исторической верности описания и освещения событий в своей поэме, так же как и изображения исторических лиц в ней.
Действующие лица:
(перечислите их)
- Перед вами лежит отрывок из поэмы «Полтава», в котором описан полтавский бой.
- Постарайтесь представить происходящее событие.
Горит восток зарею новой
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки. Дым багровый
Кругами всходит к небесам
Навстречу утренним лучам.
Полки ряды свои сомкнули.
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки.
Сыны любимые победы,
Сквозь огнь окопов рвутся шведы;
Волнуясь, конница летит;
Пехота движется за нею
И тяжкой твердостью своею
Ее стремление крепит.
И битвы поле роковое
Гремит, пылает здесь и там,
Но явно счастье боевое
Служить уж начинает нам.
Пальбой отбитые дружины,
Мешаясь, падают во прах.
Уходит Розен сквозь теснины;
Сдается пылкой Шлипенбах.
Тесним мы шведов рать за ратью;
Темнеет слава их знамен,
И бога браней благодатью
Наш каждый шаг запечатлен.
Тогда-то свыше вдохновенный
Раздался звучный глас Петра:
"За дело, с богом!" Из шатра,
Толпой любимцев окруженный,
Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
Идет. Ему коня подводят.
Ретив и смирен верный конь.
Почуя роковой огонь,
Дрожит. Глазами косо водит
И мчится в прахе боевом,
Гордясь могущим седоком.
Уж близок полдень. Жар пылает.
Как пахарь, битва отдыхает.
Кой-где гарцуют казаки.
Ровняясь строятся полки.
Молчит музыка боевая.
На холмах пушки присмирев
Прервали свой голодный рев.
И се - равнину оглашая
Далече грянуло ура:
Полки увидели Петра.
И он промчался пред полками,
Могущ и радостен как бой.
Он поле пожирал очами.
Заним вослед неслись толпой
Сии птенцы гнезда Петрова -
В пременах жребия земного
В трудах державства и войны
Его товарищи, сыны;
И Шереметев благородный,
И Брюс, и Боур, и Репнин,
И, счастья баловень безродный
Полудержавный властелин.
И перед синими рядами
Своих воинственных дружин,
Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, Карл явился.
Вожди героя шли за ним.
Он в думу тихо погрузился
Смущенный взор изобразил
Необычайное волненье.
Казалось, Карла приводил
Желанный бой в недоуменье...
Вдруг слабым манием руки
На русских двинул он полки.
И с ними царские дружины
Сошлись в дыму среди равнины:
И грянул бой, Полтавской бой!
В огне, под градом раскаленным,
Стеной живою отраженным,
Над падшим строем свежий строй
Штыки смыкает. Тяжкой тучей
Отряды конницы летучей,
Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся с плеча.
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят.
Швед, русский - колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
- Итак, какая картина предстала перед вами?
- Какие эмоции она у вас вызывает?
- Вы бы хотели оказаться в центре этих событий? Почему?
Составьте план этого отрывка в правильной последовательности:
Битва в разгаре.
Начало боя.
Образ Петра и Карла.
Появление Петра.
Победа.
Пир Петра.
Передышка в бою.
Начало боя.
- Как рисует Пушкин начало боя?
( описание боя дается с точного указания места и времени, где он произошел)
- Что здесь символизирует фраза «горит восток зарею новой»? ( имеет скрытый смысл : образ зари как ………………).
- «Дым багровый кругами всходит к небесам». Почему дым багровый?
- Почему Пушкин называет шведов « сынами любимой победы» ?
- Почему поле брани называют роковым? От какого слова?
- Кто такой « бог браней»?
- «Счастье боевое служить уж начинает нам». Как вы понимаете это выражение? Что оно значит?
( У древних римлян Марс - бог войны.)
- Кому этот Бог покровительствует?
( В данном сражении он покровительствует русским).
- Каким образом поэт достигает живости, динамичности повествования? Что использует? Какие части речи?
(Все изображается в движении, много глаголов, которые подчеркивают быстроту .)
- Давайте найдем эти глаголы.
Рассыпались, катятся, свищут, рвутся, летят, гремит, пылает, падают, тесним.
- Как поэт передает ощущение топота множества ног?
- Какое средство выразительности использует автор? (Для этого Пушкин использует звукопись).
- Что такое звукопись?
(это повтор звуков, в особенности подобранных с расчетом на звукоподражание шороху, свисту и т.п. (""...Чуть слышно, бесшумно шуршат )
- Давайте попробуем в тексте найти такое четверостишие, в котором передается ощущение топота ног.
Волнуясь, конница летит;
Пехота движется за нею
И тяжкой твердостью своею
Ее стремление крепит…
( в словах часто встречается звук т, что и создает ощущение топота)
Появление Петра I.
-Какое впечатление на вас производит Появление Петра?
( впечатление силы, величия, красоты, готовность к бою)
- Как поэт добивается этого эффекта?
(Поэт использует слова, которые уже устарели
«лик, глас»)
- Как они называются? (архаизмы)
- «Божия гроза» почему? (Петр I так же велик и неотвратим, как природное явление, и столько же непредсказуем как ее появление).
- Вдумаемся в эти слова:
Лик его ужасен.
Движенья быстры.
Он прекрасен.
- Ужасен – прекрасен. Это что? (антонимы)
- Для чего поэт использует антонимы при описании Петра Великого? (показать со всех сторон)
- С какой целью Пушкин употребляет короткие предложения для описания Петра? ( Для того, чтобы подчеркнуть его решимость, стремительность в действиях).
- А что можно сказать о коне Петра? (такой же как и Петр. Гордится могущим седоком).
Началась передышка в бою.
- С чем сравнивается образ битвы?
( « Как пахарь битва отдыхает» . Битва - дело народное, трудное, как труд пахаря.)
-Обратите внимание на образ пушек. С кем они сравниваются? ( они сравниваются с дикими голодными зверями, уносящими жизни людей).
Образы Петра и Карла.
- Заполните таблицу (слова характеризующие правителей, описание внешности, речь):
- Как изображается появление Петра I перед своими войнами?
(он « могущ и радостен, как бой», в окружении своих друзей и соратников)
- А теперь посмотрим, как Пушкин представляет нам Карла XII ?
- Какой прием использует автор? (антитеза - противопоставление)
- А как вы думаете, каким вообще должен быть настоящий воин? Какие качества ему должны быть присущи? (патриотизм, верность своему делу, отвага, мужество, смелость, хладнокровие, выносливость, стремление к победе над противником, самопожертвование)
- А кто является для воинов примером для подражания? На кого они равняются? (на царя, предводителя).
- Сравнивая Петра и Карла, чьи войска одержат победу и почему?
- С какой целью автор использует такое большое количество знаков препинания в тексте, в котором описывает Карла?( чтобы читатель смог представить Карла, увидеть его безнадежность).
- Как вы понимаете выражение:
«смущенный взор изобразил необычайное волненье.
Казалось, Карла приводил
Желанный бой в недоуменье»?
- Итак, Каким изображен Петр? (Петр уверен в своих силах и в стремлении завоевать победу; внушает эту уверенность своим солдатам).
- А Карл? (Карл слабый, больной человек, который не желает уже ничего и готов отступить без боя. Его уже не интересует исход сражения) .
- А для чего автор использует антитезу? |