|
|||
Организация учебно - воспитательного процесса в обстановке войныΙΙ. 2. 2. Организация учебно - воспитательного процесса в обстановке войны Школьные уроки Ветеран труда Мухамедьянова Мамдухана Ишмухаметова (Презентация 7) рассказала, что в начальной школе учились писать буквы и решать задачи по арифметике. Много времени уделяли чистописанию, выводили каждую букву, каждый наклон. Не хватало учебников, письменных принадлежностей. Вместо бумаги использовали поля старых книг и газет, бумажные мешки. Ручки представляли собой палочки с приделанными к ним стальными перьями, чернила изготавливали из химических карандашей, вместо мела использовали белую глину. Карандаши резали на части, чтобы хватило всем ученикам. На уроках рисования в основном рисовали самолеты, танки. Дети по старше учились в Аргаяше и Кулуево. С 14 лет детей отправляли в город Карабаш в ФЗО учиться, а потом некоторых забирали на фронт, а некоторых отправляли в город Магнитогорск на военный завод, где производили патроны, авиабомбы. Внеурочная работа Из собранных источников я узнала, что как и во всех школах особое внимание уделялось физической подготовке и военному делу. Вечером после всех работ, юноши 16-18 лет отправлялись вместе с местным кузнецом Ишмухаметом в лес. Он учил ребят собирать и разбирать автоматы, бросать гранаты, пользоваться противогазом. А девушки с учителями Гайсиной Розой и Шахисламовой Галиёй Хидиятовной отправлялись учиться санитарному делу: делать перевязки, обрабатывать раны. Возвращались все поздно вечером. Халимова Мархаба Хайрулловна (Презентация 8) тоже в военные годы училась в Акбашевской школе. Она рассказала, что учебный процесс в то время был тесно связан с трудовым. Дети вместе с женщинами, стариками работали на поле: собирали лекарственные травы, зимой - золу, птичий помет для полей в качестве удобрения, кости на мыло. Летом боролись с грызунами, сдавали шкуры, собирали вещи, вязали носочки, варежки и готовили посылки для отправки на фронт.
ΙΙΙ. Учителя и учащиеся военных лет(Приложение 3) В годы войны состав учителей изменился, так как работала только начальная школа и мужчины-учителя ушли на фронт. В сложное военное время школа полным ходом жила, дышала, трудилась. Учителя старались добиться высокой успеваемости, учили детей трудолюбию, любви к родине. Учителя Акбашевской школы, как другие учителя своим трудом приближали победу. Это Закирова Сююмбика Зариповна, Гайсина Роза и Шахисламова Галия Хидиятовна. Я считаю их героями. По стопам своих учителей пошли и некоторые учащиеся военных лет. Гилязова Салиха, когда началась война, училась в 4 классе. А в 1948 году после Аргаяшского педучилища вернулась в Акбашевскую школу учителем начальных классов. Она ветеран педагогического труда награждена медалью «За трудовое отличие», грамотами районного и областного отделов образования, Министерства просвещения. Нигматуллин Юмагул Тухватович. Из статьи в газете «Восход» (№12 от 27 марта 2020 года) я узнала, что ветеран педагогического труда, отличник просвещения, депутат районного созыва нескольких созывов, лауреат премий в области образования много лет проработал в родной Акбашевской школе учителем труда. Когда началась война, Сафиуллину Уралу было 8 лет. В энциклопедии Челябинской области я прочитала, что Сафиуллин Урал Кафеевич – был известным общественным деятелем, заслуженным работником культуры Республики Башкортостан и 40 лет отдал педагогическому труду.
|
|||
|