|
|||
Источники планированияСтр 1 из 2Следующая ⇒
ВИДЫ ПЛАНОВ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ План – это заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ. Планы, разрабатываемые и используемые в сфере культуры, различаются в зависимости от содержания планируемой деятельности, уровня принятия плановых решений, степени директивности и сроков, на которые они рассчитаны. 1. по содержанию планируемой деятельности планы различаются на: - творческие могут охватывать какой-то один вид деятельности, например выпуск нового спектакля, или ряд направлений работы – комплексный план или программа - экономические отражают направления капитальных вложений на строительство, реконструкцию или техническое перевооружение объектов культуры; включают сметы – план доходов и расходов организации - социального развития рассматривает вопросы формирования кадров (подготовка, переподготовка, повышение квалификации), улучшение условий труда и т.д. 2.по уровню принятия плановых решений планы различаются на: - федеральные, - региональные (республиканские, краевые, областные и т.д.) - территориальные (районные, поселенческие и т.д.), - планы конкретных организаций 3.по директивности т.е. обязательности выполнения планы различаются на: - прогнозные (выражающие ориентировочное представление о планируемом периоде). Прогнозные планы позволяют определить наиболее вероятные тенденции развития сферы или учреждения. Они являются теоретической предпосылкой принятия конкретных плановых решений директивного и рекомендательного характера - рекомендательные (содержат установочные рекомендации) Показатели рекомендательных планов носят контрольный характер, как правило, указываются минимальные значения таких показателей. Это означает, что учреждение в своей деятельности должна построить свою работу так, чтобы обеспечить достижения показателей не ниже контрольных. Таким образом, обычно планируются объемы культурно - досуговой деятельности. - Директивные- обязательное выполнение. В директивных планах содержится четкое определение заданий в цифровых показателях с указанием точных сроков выполнения. Директивным образом планируются ассигнования средств из государственного бюджета, договорные обязательства, задания, связанные с использованием материальных, финансовых и трудовых ресурсов учреждений культуры. 4. по срокам планирования - перспективные долгосрочные (свыше 5 лет). В сфере культуры такие планы разрабатываются на федеральном и региональном уровне (планы развития сферы, долгосрочные программы и т.д.). В таких планах указываются наиболее общие показатели, характеризующие деятельность учреждений на планируемый период. среднесрочные (от 1 года до 5 лет (включительно)). Их отличие в большей детализации - текущие (краткосрочные (до 1 года) и оперативные) В них конкретизируются задания перспективных планов на текущий год, месяц, неделю. Краткосрочные планы называются также планами текущей работы, в них деятельность учреждения культуры выражается наиболее полно. К оперативным относятся планы, разрабатываемые на неделю, день, а также индивидуальные планы. Различают также стратегические и тактические планы. Стратегические разработки конкретизируются в отдельных программах, проектах, текущих плановых документах, дополнены анализом, системами оценки и контроля, корректировки деятельности. В стратегических планах определяется как содержание конкретных планов, так и организация обеспечения их выполнения, требования к контролю и персонала. Цель стратегии – развивать перспективные виды деятельности и сокращать или сворачивать слабые. Тактическое планирование определяет промежуточные цели на пути достижения стратегии. В основу тактического планирования положены идеи, выработанные при стратегическом планировании. Источники планирования Планирование работы учреждения культуры важнейшая часть его деятельности. Планируя свою будущую деятельность учреждения культуры должны учитывать некоторые социальные аспекты, а именно: запросы, интересы и потребности населения; образовательный и культурный уровень населения, проживающего в зоне культурного обслуживания; свободное время потенциальных посетителей; реальные возможности самого учреждения культуры; различные тенденции развития учреждения культуры и его роль в системе культурно-досуговой деятельности. Очевидно, что эти задачи поможет выполнить сбор, анализ и обработка различных источников планирования, к которым можно отнести: различного рода исследования (бюджет свободного времени, образование, круг интересов, потребности, и т.п.); финансовый план учреждения культуры на предстоящий год; анализ деятельности предприятия культуры за прошедший год; социально-творческие заказы, исходящие от общественных организаций, предприятий и фирм, находящихся в зоне культурного обслуживания учреждения культуры, муниципальных органов управления, ветеранских и молодежных организаций и т.д.; праздники и знаменательные даты в жизни страны, региона, города, района отдельного трудового коллектива и т.д.; федеральные и региональные культурные программы; планы работы отделов, клубных формирований самого учреждения культуры и другие источники.
|
|||
|